Файл: Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торговоэкономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К объективным составляющим стиля относятся такие, как: спе­цифика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерно­сти процесса управления, социально-психологические особенности исполнителей, уровень иерархии управления и др.

Субъективный элемент стиля руководителя включает: уровень профессиональной подготовки руководителя, особенности характе­ра и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные спо­собности, поведенческие аспекты.

На формирование стиля заметное влияет целый ряд факторов ( рис 1.2)10



Рис 1.2 Факторы, определяющие стиль руководства


  • характер функций организации;

  • половозрастная структура коллектива;

  • характер сложившихся в коллективе формальных и неформаль­ных взаимоотношений;

  • сложившиеся в коллективе традиции и ценностные ориента­ции и проч.

Современный российский социолог С. Ф. Фролов утверждает2, что стиль руководства - не частная характеристика руководителя, а интеграционное системное качество, в котором проявляются сле­дующие факторы:

  • институциональные (характер организации, ее особенности);

  • функциональные (производственно-экономические, социаль­но-демографические, социально-психологические особенности кол­лектива);

  • индивидуально-психологические свойства руководителя (про­фессиональный уровень, образование, нравственные качества);

  • ситуационные (характер работ, экономическое и финансовое положение).

Выделяют стили руководства :

    • авторитарный или директивный;

    • демократический или коллегиальный;

    • либеральный или нейтрально-попустительский.

Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное принятие решений, определение лишь непосредственных задач (перспектив­ные цели не доводятся) и способов их достижения. 11

Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута вся деловая информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тон неприветливый.

Авторитарный стиль руководства создает напряженность в кол­лективе, когда повышается квалификационный уровень работников и возникает их стремление к самостоятельности.
12

Таблица 1.1

Критерии стилей управления13

Критерии

Авторитарный

Демократический

Попустительский

1. Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели – результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

2. Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель представляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

3. Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы

Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

4. Трудовая атмосфера

Высокая напряженность, враждебность

Свободная, дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных сотрудников

5. Групповая сплоченность

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

6. Интерес к выполняемым заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

7. Интенсивность (качество работы)

Высокая

Высокая оригинальность результатов


--------

8. Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв на работе

При отсутствии руководителя продолжение работы

Перерывы на работе по желанию

9. Мотивация труда

Минимальная

Высокая мотивация каждого работника и группы в целом

Минимальная




Авторитарный стиль неизбежен в ситуациях, близких к экстре­мальным и кризисным, а также оправдан в коллективах с неразви­тыми материальными и высшими потребностями.

Демократический стиль руководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе с необходи­мыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных ре­шений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение подчиненных.

Руководители демократического стиля хотя и пользуются фор­мальной властью, но серьезные административные наказания при­меняют редко, практикуют замечания и порицания в конструктив­ной и неоскорбительной форме.

Демократический стиль имеет своей главной чертой наличие постоянного контакта с людьми, поощрение самостоятельности.

При этом стиле руководства отсутствует агрессивность в от­ношениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Демократический стиль на практике может реализоваться в сис­теме следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных».

Любой стиль поведения руководителя повлияет на удовлетво­ренность подчиненных только при соблюдении следующих двух ус­ловий:

  • если он приводит к повышению производительности;

  • если высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности. Люди испытывают удовлетворенность благодаря высокой результативности, которая вознаграждается.

Стили руководства, ориентированные на человеческие отноше­ния, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руково­дителя ситуациях.

Стиль руководства, ориентированный на человеческие отноше­ния, скорее всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями бо­лее высокого уровня, использование такого стиля руководства мо­жет дать возможность руководителю стимулировать личную заинте­ресованность исполнителей в конкретной работе.

Очевидно, что ни один стиль руководства не является универ­сальным для любой управленческой ситуации. Чаще встречаются смешанные, гибридные стили.

Выбор стиля руководства и профессионального поведения - су­губо личное. У каждого руководителя и члена организации проявля­ются осознанные, неосознанные, излюбленные, устоявшиеся сте­реотипные формы поведения и стили деятельности и отношений, в рамках которых человек чувствует себя наиболее комфортно и кото­рые он, естественно, использует чаще всего.


Смена стиля, например переход от авторитарного к демократи­ческому, является радикальным событием, ибо каждый стиль осно­вывается на глубоких психологических особенностях характера че­ловека. Быстрое изменение стиля руководителя - процедура чрез­вычайно тяжелая и непростая для подчиненных, повышающая их тревожность. При этом руководитель перестает быть предсказуе­мым, непонятными становятся его ожидания, которым подчинен­ные так или иначе желают соответствовать.

На практике в подобных ситуациях, как правило, у руководите­ля происходит оснащение основного стиля техниками и приемами других стилей с сохранением доминанты. Так, например, к ярко вы­раженному авторитарному стилю могут быть добавлены приемы де­мократического стиля. При изменении ситуации, особенно в случае конфликта, возможна адаптация, корректировка основного стиля управления.

Глава 2. Исследование МЕТОДОВ и особенностей стиля управления руководителя ЗАО «ЛАНИТ»

2.1 Общая характеристика кадров предприятия





Группа компаний ЛАНИТ - "Лаборатория Новых Информационных Технологий" - ведущий в России и СНГ центр по предоставлению информационно-технологических услуг. С момента создания в 1989 году ЛАНИТ устойчиво развивается, успешно осваивая одно за другим направления компьютерного бизнеса. Сегодня ЛАНИТ представляет собой группу компаний с развитой региональной сетью филиалов, дочерних компаний и технических центров.

На предприятиях группы компаний работает свыше 4000 квалифицированных сотрудников, в том числе несколько десятков докторов и кандидатов наук, сотни сертифицированных специалистов. Система менеджмента качества ЛАНИТ сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Сертификация распространяется на проектирование, разработку, производство, поставку, монтаж, пусконаладку, сопровождение и сервисное обслуживание программного обеспечения, систем информационной безопасности, вычислительных комплексов, систем управления и сетей; поставку, установку и сервисное обслуживание аппаратного обеспечения, терминалов банковского самообслуживания и их сетей, консалтинг в области информационных технологий.

Головное предприятие - ЗАО ЛАНИТ, а также несколько профильных предприятий (компании НОРБИТ, Артезио, DPI, ИНСИСТЕМС, CompTek, АПТ Телеком и др.) расположены в Москве. Дочерние фирмы работают в С.-Петербурге, Нижнем Новгороде, Барнауле, Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Киеве и Алматы.

Направления деятельности ЛАНИТ

  • широкопрофильная дистрибуция ИТ-продуктов (hardware&software);

  • сетевая интеграция;

  • системная интеграция, разработка заказных и тиражируемых информационных систем;

  • финансовый консалтинг, внедрение финансовых и аналитических систем;

  • внедрение систем управления ресурсами (ERP-системы и специализированные решения);

  • консалтинг и внедрение информационных систем в области управления проектами;

  • консалтинг и внедрение информационных систем в области управления документами;

  • консалтинг и внедрение компьютерных технологий проектирования (САПР);

  • решения в области информационной безопасности;

  • инженерные системы;

  • банковское оборудование (интеграция сетей банкоматов);
    профессиональное обучение и сертификация специалистов в области информационных технологий.

Численность сотрудников центрального офиса ЗАО «ЛАНИТ» г.Москвы составляет в настоящее время 110 человек. Характеристика количественного состава сотрудников представлена в таблице 2.1

Таблица 2.1




Штатная численность по состоянию на 31декабря каждого года

2005

2006

2007

2008

Всего работников, чел

47

87

104

110

Таблица 2.2

Анализ динамики численности персонала

Показатели

2006/2005

2007/2006

2008/2007

Темп роста, %

(87/47)*100=185,11

(104/87)*100=119,54

(110/104)*100=105,7

Темп прироста, %

185,11-100=85,11

119,54-100=19,54

105,77-100=5,77


Таким образом, с 2005 по 2008 год наблюдается значительный рост численности персонала. Среднегодовой темп прироста численности персонала «ЛАНИТ» за 2005-2008 г. составил 17,6% . В итоге, мы можем сказать, что наметилась тенденция роста численности персонала.

Рассмотрим персонал управляющей компании по возрастному признаку работающих.по состоянию на 1.01.2009 г. Аналитические данные сведены в таблицу 2.3 :

Таблица 2.3

Состав работающих по половому признаку ( на 1.01.2007 г)



Женщины, чел.

Всего,

Женщин чел

Мужчины, чел.

Всего, мужчин, чел.


до 35

от 36 до 55

свыше 55

до 30

от 30 до 60

свыше 60

Принято

37

24




61чел

29

10




39 чел

Структура по полу, %










55 %










45 %

Структура по возрасту, %

33,6%

21,9%







26,3%

9%








Из представленного анализа видно, что большинство сотрудников компании – женщины (55%), 60,6% из них имеют возраст до 35 лет, мужчины составляют 45% от общей численности компании, большинство из них (74%) в возрасте до 35 лет. Сотрудников старше 55 лет среди персонала компании нет.

Рассмотрим состав персонала по образовательному уровню. Данные сведены в таблицу 2.4

Таблица 2.4

Состав сотрудников по уровню образования

( на 1.01.2009г)

Категории

Высшее образование, чел.

Начальное профессиональное образование, чел.

Неполное высшее образование, чел.

Среднее (полное) общее образование, чел.

Среднее профессиональное образование, чел.

Общий итог, чел.

Структура категорий по компании,

В %

Руководители, чел

2




1




11

14




специалисты, чел

2

5

6

38

45

96




Итого

4

5

7

38

56

110

100

Структура по образованию сотрудников, по компании, в %

3,6%

4,5%

6%

34,5%

51%

100%






рис 2.1 Диаграмма работников компании по уровню образования
В 2008 году на работу в «ЛАНИТ» принято всего 34 сотрудника, из них 2 принято на должности руководителей и 32 на должности специалистов.

Рассмотрим состав работников по стажу работы в «ЛАНИТ».



Рис 2.2 Состава работников по стажу работы
Анализ работников по стажу работы на предприятии показывает, что наибольшую группу составляют работники, работающие в «ЛАНИТ» от 1 года до 3 лет – 37,3%. Вторую наиболее многочисленную группу составляют сотрудники, работающие менее 1 года – 34,5%. Следующая группа по удельному весу от общей численности составляют работники, проработавшие от 3 до 5 лет в «Весне» - 15,5%, самую маленькую группу составляют. те, кто работает более 5 лет, их всего 13%.

Рассмотрим динамику движения персонала за 2008 г ( таблица 2.5). В течение года на работу в московский офис «ЛАНИТ» было принято 34 человека, за 2008 год уволилось 28 работников. Общий прирост работников составил 6 человек. В компании на 1 января 2009 года имелось 11 вакансий.

Таблица 2.5

Динамика движения персонала за 2008 год

Наименование структурного подраздел

Ения

Штатная численность, ед.

Средняя численность, ед. 

=( п.1+п.2)/2

Принято, ед.

Принято за вычетом перевода

=п.5-п.6 

Уволено, ед.

Уволено (дисц.+ соб.жел.)

Количество вакансий, ед.

Январь

Декабрь

Всего

из них в пор. перевода

всего

из них в пор. Перевода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Кол-во, чеол

104

110

=(104+110) /2=107

34

6

 34- 6= 28

28

6

28-6=22

11


Для анализа движения персонала будет использован коэффициент интенсивности движения персонала, представленные в Таблице 2.6.

Таблица 2.6

Расчет коэффициентов движения персонала


Наименование структурного подразделения

Коэфф. Оборота по приему, %

=(п.7/п.4)*100

Коэфф. Оборота по выбытию, %

=(п.10/п.4)*100

Коэфф. Общего оборота, %

=((п.7+п.10)/

п.4)*100

Коэфф. Восполнения, %

=(п.7/п.10)*100

Коэфф. Постоянства, %

=(п.4/п.3)*

*100

Управляющая компания

28/107= 26,1%

22/107= 21%

(28+22)/107

= 47%

28/22= 127%

107/110=97,2


На основании расчетов коэффициентов интенсивности движения персонала в московском офисе «ЛАНИТ» можно сделать следующие выводы:

  • Коэффициент оборота по приему составил 26,1%, это говорит о том, что более четверти от общей численности персонала составляют новые сотрудники, принятые в 2006 г.

  • Коэффициент оборота по выбытию в «ЛАНИТ» составил 21%, это значительно ниже, чем коэффициент по приему, что говорит о сохранении тенденции к росту численности персонала.

  • Коэффициент общего оборота составляет в целом 47%, это высокий показатель. В движении находятся почти половина численности работников. В мобильном коллективе ниже эффективность труда, чем в стабильном из-за отсутствия устоявшихся норм, необходимой взаимной требовательности, непредсказуемости реакции на управленческие воздействия. Существует прямая связь между сроком пребывания человека в организации и результатами его труда, так как при наличии большого стажа он лучше знает тонкости места работы, а поэтому показывает более высокую результативность.

  • Коэффициент восполнения говорит о том, что, в целом, по ЗАО , число принятых сотрудников на 27% превышает число уволенных.

На основе данных , приведенных выше Динамика движения персонала рассчитаем коэффициент текучести персонала (Таблица 2.7)

Таблица 2.7

Расчет коэффициента текучести персонала




Коэфф. Текучести, %

=(п.10/п.4)*100

Коэффициент текучести

22/107= 20,6 %


В «ЛАНИТ» наблюдается очень высокий уровень текучести кадров – 20,6%, превышающий допустимый уровень (5-7%). Это значит, что на предприятии происходит массовое движение персонала, вследствие чего снижается производительность труда. Также можно говорить о том, что работников не устраивают условия труда, возможно, представляются неадекватными уровень заработной платы и условия труда не соответствуют необходимым требованиям.

Исследование стиля управления и методов управления персонала «ЛАНИТ» позволит выявить причины, которые могли спровоцировать персонал уйти из «ЛАНИТ».