Файл: Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торговоэкономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Исследование стиля управления



Руководитель организует работу компании и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций, а также подписывает от имени компании договоры и другие документы гражданско-правового характера, издает приказы, осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Ежедневная деятельность генерального директора состоит из огромного количества принятых решений того или иного уровня. От того, насколько они эффективны, напрямую зависит конечный результат деятельности компании.

На работу генерального директора оказывают влияние внешние факторы со стороны государства и правовых органов. Это влияние имеется в повседневной деятельности, но не несет в себе сильного негативного воздействия и не влияет на снижения результативности деятельности компании.

Политические процессы, происходящие в стране, также оказывают воздействие в той мере, в какой требуется оперативно реагировать на принятые новый правовые документы и решения надзорных органов.

Главная стратегическая цель компании – повышение эффективности деятельности для получения большей прибыли.

Вся деятельность компании строится на решении вопросов посредством принятия и реализации управленческих решений.

Процесс разработки и принятия управленческих решений, являясь одним из связующих процессов, пронизывает всю управленческую деятельность. Поэтому эффективность управления во многом зависит от его качества. Рассмотрим роль генерального директора в процессе принятия решений.

В процессе принятия решений в компании принимают участие в зависимости от важности будущего решения для деятельности, генеральный директор, юрист, руководители структурных подразделений и начальники отделов.

В процессе принятия того или иного решения, как правило, необходимо дать ответы на несколько вопросов: Что делать?, Как делать? Кому делать? В какие сроки ? Для чего нужно решение? Место процесса. Эффективность от принятого решения.

В современном быстро меняющемся мире очень немногие люди занимают положение, располагающее для принятия единоличных решений. Генеральный директор получает информацию и сведения из множества различных источников. Рабочая группа, состоящая из людей, которые обладают знаниями о возникшей проблеме – заместитель ген. директора, руководители структурных подразделений, юрист является важным источником информации,  необходимой для эффективного принятия решений. Группа может быть создана специально для работы над конкретной проблемой или может нести постоянную ответственность за воплощение в жизнь принятых решений и последующий контроль.


В зависимости от характера проблемы, состава группы и желаний и намерений генерального директора, роль, которую группа играет в процессе принятия решения, может быть разной. Генеральный директор обычно определяет подход к принятию решений.

В компании ген. директор может принять решение следующим образом:

1.    Принимает самостоятельное решение, основываясь на имеющейся у него информации.

2.    Получает весь объем необходимой информации от подчиненных, потом самостоятельно принимаете решение. Генеральный директор может сообщать или не сообщать своим подчиненным о цели задаваемых вопросов, а также давать или не давать им информацию о проблеме и о решении, над которым работает. Их вклад, несомненно, обусловлен просьбой генерального директора о получении конкретной информации. Они не играют никакой роли в определении проблемы или в нахождении и оценке альтернативных решений.

3.    Генеральный директор может вести индивидуальные беседы о проблеме с  избранным кругом подчиненных, чтобы узнать их идеи и предложения, однако не объединяет их в группу при этом. Затем генеральный директор принимает решение. Это решение может отражать, а может и не отражать мнение подчиненных.

4.    Генеральный директор может обсуждать проблему с подчиненными на совещании. Во время совещания он знакомит с их идеями и предложениями. Затем генеральный директор принимает решение, которое может отражать, а может и не отражать точку зрения подчиненных.

5.    Генеральный директор может обсуждать проблему с группой подчиненных. Вместе с ними разрабатывать и оценивать альтернативные пути ее решения и пытаться достичь консенсуса. Генеральный директор в данном случае выступает в роли председателя собрания, который направляет дискуссию, не дает собравшимся уклониться от темы, следит за тем, чтобы наиболее важные моменты не были оставлены без внимания. Генеральный директор может поделиться с группой имеющимися идеями и информацией, но не пытаетесь оказывать на них давление, чтобы они приняли «его» решение, и готов принять и осуществить любое решение, пользующееся поддержкой всех членов группы.

Иными словами, генеральный директор всегда принимает окончательное решение сам, единолично.



Рассмотрим на примере, как принимается конкретное решение в компании.

На первом этапе ставится проблема, которая требует решения. Постановка проблемы может исходить и от генерального директора и от сотрудников.

Генеральный директор может выдвинуть для решения более сложные задачи, касающиеся процесса работы всего коллектива.

Одно из основных условий успешной деятельности компании - согласованность действий всех сотрудников компании. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели компании, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.

С этой целью проводятся совершенно необходимые регулярные совещания руководителей, которые помогают выработать и принять полезные для работы компании решения. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог управляющего. Для того, чтобы этого не произошло, основные моменты будущего совещания готовятся профильным отделом по согласованию с генеральным директором.

На некоторых совещаниях проводятся голосования. К настоящему времени теория голосования достаточно разработана, и установлено, что результат голосования во многих случаях зависит от процедуры голосования и методов принятия решения. Так, генеральный директор может спросить «кто за?», а может и по-другому: «Есть ли у кого возражения?». В первом случае естественно принять тот вариант, за который подано наибольшее число голосов «за», а при втором - тот, против которого меньше всего возражений. Но в компании голосование выступает скорее как возможность выяснить общее мнение, которое может оказать влияние на окончательное решение, так как окончательное решение принимается генеральным директором единолично.

Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. Но этого недостаточно. При планировании собственной работы генеральный директор предусматривает регулярные проверки деятельности своих подчиненных. Могут применяться как официальные отчеты, так и неформальные беседы.

Кроме уже указанных методов принятия решения в компании работают и оперативные приемы принятия решений. Один из них – изложить ситуацию в письменном виде. Дело в том, что при составлении описания приходится уточнять многие факты и оценки, которые обычно не удается сопоставить при размышлениях.


Письменное описание подсказывает различные альтернативы действий, а также оценки последствий этих альтернатив. Изложение ситуации в письменном виде во многом снимает эмоциональную составляющую при принятии решения, а также дает исходные данные и варианты действий для аналитического разбора.14

В компании распространены наказания сотрудников за малейшие проступки, будь то письменное или устное распоряжение - это говорит о том, что Генеральный директор в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения генерального директора имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Генеральный директор соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует, следуют ли его распоряжениям и насколько.
При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что Генеральный директор отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к компании. Информацию они добывают из-за поставленных генеральным директором информационных барьеров неофициальными путями.

Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.

Таким образом, подводя итоги исследованию принятого в «ЛАНИТ» стиля управления, можно сделать следующие выводы:


Стиль управления генерального директора ООО «Торг Бизнес» можно определить как авторитарный стиль управления.

Производственная деятельность организуется генеральным директором без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.
Также авторитарный стиль поведения подтверждают следующие признаки, выявленные в ходе анализа:

В компании распространены наказания сотрудников за малейшие проступки, будь то письменное или устное распоряжение - это говорит о том, что генеральный директор в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения генерального директора имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Генеральный директор соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует следуют ли его распоряжениям и насколько.

Сотрудникам офиса компании было предложено оценить своего генерального директора , отметив те характеристики, которые на их взгляд наиболее характеризуют его. Опрос проводился анонимно, в нем приняли участие 72% сотрудников. Сотрудники отмечают, что генеральному директору свойственна хорошая способность к принятию решений (75%) и высокий самоконтроль (69%).

Большинство сотрудников признают в лице генерального директора не только формального, но и неформального лидера. Который не только может поставить четкие цели (59%), но и может воодушевить на их достижение (72%), при этом директор выполняет роль ведущего (69%), вселяет уверенность (72%), может четко определить перспективы (54%) и по признанию работников обладает харизмой (74%).

Оценивая результаты , можно сделать вывод о том, что генеральный директор является не только формальным, но и неформальным лидером.

Для того, чтобы оценить насколько эффективно происходит процесс управления персоналом под руководством действующего генерального директора, в ходе подготовки настоящей работы с его согласия, было проведено добровольное анонимное анкетирование сотрудников, в котором приняли участие 85 сотрудников