Файл: Конспекта урока Тема урока Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха Цели урока Стратегические.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План конспекта урока

Тема урока: «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»

Цели урока

Стратегические:

- cпособствовать достижению метапредметных, личностных, предметных планируемых результатов, обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся по данной теме
Тактические:

- создать содержательные и организационные условия для самостоятельного

применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме:

«Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.».
Оперативные цели:

(в когнитивной области) ученик должен:

- уметь объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря,

- понимание принципа действия барометра-анероида,

- переводить физические величины из внесистемных в СИ (мм. рт. ст. в паскали) и наоборот,

- уметь наблюдать полученные знания в повседневной жизни,

- уметь решать задачи по данной теме.
в аффективной области: ученик осознает важность учения, внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, участвует в беседе, выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебному предмету, пытается определить осознать свои склонности, интересы, свои предпочтения в учебной деятельности, устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.

  • психомоторной области: ученик должен грамотно излагать свои мысли,

Методы ведения урока:

  • фронтальная беседа,

  • самостоятельная работа,

  • рефлексия

Форма организации деятельности:

  1. Фронтальная

  2. Индивидуальная

Тип урока – Комбинированный урок.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, барометр-анероид, доска, экран.

Структура урока:

Этапы урока

Формы (Ф), методы обучения (М)

Средства обучения


(источники информации, ТСО, ЭВТ.)

Время


1. Организационный

(приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные

Слово учителя и ученика

1-2 мин


2. Проверка выполнения домашнего задания (выявление уровня знаний учащихся по материалу, заданному на дом, определение недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация недостатков)

Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные, практические;

Тетради, письменные принадлежности, доска

5-7 мин


3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся (постановка целей и задач урока, организация действий учащихся по их принятию)

Ф: фронтальная, групповая

М: словесные, практические;

частично-поисковые

Перечень вопросов для фронтального опроса

Раздаточный дидактический материал для выполнения индивидуальных заданий (Карточки).

5-8 мин

4. Формирование новых знаний умений, навыков (разбор задач).


Ф: фронтальная,

М: словесные, наглядные,

объяснительно- иллюстративные

Перечень вопросов для фронтальной беседы.

Текст задач

Учебники

10-13 мин

5.Закрепление нового учебного материала (самостоятельное решение задач0

Ф: фронтальная,

индивидуальная, М: словесные, практические;

частично-поисковые,

Текст задачи,

учебники


7-10 мин

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ф: фронтальная,

М: словесные,

объяснительно-иллюстративные

Учебники, тетради, дневники,

слово учителя и ученика

3 мин

7. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Ф: фронтальная,

М: словесные

Слово учителя

3 мин

8. Рефлексия

Ф: фронтальная, М: словесные


Слово ученика

3 мин




Конспект урока


Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы продолжим работу по изучению атмосферного давления.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

- Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем и проверим домашнее задание.

Фронтальный опрос:

1.Почему воздушный шарик, наполненный водородом, при подъеме над землей увеличивается в объеме?

(Ответы детей)

3.Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся

-  Давайте с вами поработаем с табличкой. Внимательно почитайте и подумайте, а напротив каждого утверждения поставьте «+» или «-». Кроме последнего

Атмосфера – это воздушный океан, на дне которого мы живем.


+

Граница атмосферы находится на высоте 1800 км

-

С глубиной давление жидкости и газа увеличивается

+

Слой атмосферы, прилегающий к Земле наименее плотный

-

Атмосферное давление определяется по формуле





Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах и задачах.
4. Изучение нового материала

Опыт 1. Положите обычную деревянную линейку на стол так, чтобы ее, примерно, четверть свешивалась наружу. Если по этому концу линейки стукнуть палкой, то линейка, конечно, упадет. А теперь накройте линейку на столе аккуратно расправленной газетой и снова резко, очень резко ударьте по ее кончику: линейка остается на месте, а палка отскакивает и может даже сломаться. Почему?

Ответ: Опыт этот наглядно показывает существование атмосферного давления. Ведь действительно, на каждый квадратный сантиметр атмосфера давит с силой в 1 кГ-сила (9,8 Ньютон). Ваш удар был очень коротким, воздух под газету не успевал пройти и поэтому не мог уравновесить это давление снизу, следовательно, газета, поднимаясь, должна была бы приподнять столько килограмм, сколько в ней квадратных сантиметров! Вот и подумайте, могла ли палка быстро поднять такой груз.



Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Задача. Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете физике, если длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 14 тонны.

На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, на нее давит 300 кг воздуха. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?

Следующий опыт поможет нам понять это.

Опыт 6. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

Задача:

С какой силой давит воздух на поверхность крышки ящика площадью 1,5 м2?

Задача:

Ртутный барометр показывает давление 700 мм рт. ст. С какой силой давит при этом воздух на поверхность крышки ящика?

5. Закрепление нового учебного материала

Задачи для самостоятельной работы:

Вычислите, с какой силой давит воздух на поверхность стола, имеющего длину 1м, а ширину 60 см.

Какой высоты должен быть столб воды, чтобы уравновесить нормальное атмосферное давление?

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  

Д/з п.45-46 повторить, упр.

7. Итог урока

Сегодня мы с вами повторили всё об атмосферном давлении.

  1. Что такое атмосферное давление?

  2. В чем измеряется?

8. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

Чему научились?
Конспект урока


Этапы урока

Вид деятельности учителя (подробно)

Вид деятельности учащихся

Результат

Примечание

1.

Орг. момент

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка выполнения домашнего задания и/или других требований по организации занятий

Приветствие, информирование об отсутствующих, о проблемах при выполнении домашнего задания и т.п.

Организована работа на уроке.




2.

Проверка выполнения домашнего задания

Проверить упражнение 23 (1)


Проверка: упражнение 23 (1)

Проверено домашнее задание, определена степень готовности к восприятию нового материала. Выставлены оценки

П

Л

3.

Актуализация знаний учащихся.

Постановка цели и задач урока

Учитель предлагает игру «Верные утверждения» по пройденному материалу.

Организует деятельность учащихся по открытию нового знания

Отвечают на вопросы:

Что такое атмосферное давление?

Каковы единицы его измерения?

Учащиеся выполняют задание.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы

и приходят к выводу о необходимости измерения величины атмосферного давления.

Уверенно выполняют задание, воспроизводят определения,

рассуждают
выдвигают гипотезы и их обоснование


МП

П

Л

4.

Изучение нового материала.


Беседа с учащимися об атмосферном давлении;

Беседа об атмосферном давлении на различных высотах;

Работа с учебником и задачами


Отвечают на вопросы учителя;

Обсуждение темы с учителем;

Работают с учебником и решают задачи


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения и позиции; владение диалоговой формой речи




5.

Закрепление полученных знаний и умений.

Учащиеся решают самостоятельно задачи

Учащиеся решают самостоятельно задачи и сдают на проверку

Овладение практически значимыми физическими умениями и навыками




6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§45, 46




Формирование навыков самоорганизации

поиск и выделение информации




7.

Подведение итогов урока

Отвечаю на вопросы:

Что такое атмосферное давление?





Формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки




8.

Рефлексия

Отвечают на вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

Чему научились?





Формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки