Файл: 1. Понятие, предмет и метод права социального обеспечения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Условия назначения государственной пенсии по инвалидности военнослужащим
Размеры государственных пенсий по инвалидности военнослужащим
Размеры государственных пенсий по инвалидности космонавтам
Право на получение одновременно с государственной пенсией по инвалидности второй пенсии имеют:
Право на получение одновременно с государственной пенсией по инвалидности второй пенсии имеют:
Основанием изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты появления или прекращения выплаты надбавок на иждивенцев или на уход за пенсионером.
Основанием прекращения данного пенсионного правоотношения является факт смерти пенсионера или перехода его на другой вид пенсии (по инвалидности, например) когда возникает вместо данного правоотношения пенсионное правоотношение другого вида.
Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по
инвалидности является следующий сложный состав юридических фактов:
1) заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инвалидности;
2) установленные медико-социальной экспертной комиссией ( ранее — ВТЭК) инвалидность, ее группа, причина и время возникновения;
3) при инвалидности от общего заболевания —наличие по возрасту инвалида установленного законом общего стажа работы;
4) решение комиссии по назначению пенсии ( а для военнослужащих — пенсионного отдела Министерства обороны ( МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по инвалидности определенного размера.
Длительность пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности
устанавливается на такой срок, на какой установлена инвалидность. Основанием изменения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности служит факт перехода инвалида из одной группы в другую, а также появление факта, дающего право инвалиду на надбавку к пенсии или, наоборот, прекращающего выплату надбавки.
Основанием прекращения пенсионного правоотношения о пенсии по
инвалидности является смерть инвалида, или прекращение его инвалидности, или его неявка на очередное переосвидетельствование (раз в год или в два года), а также переход пенсионера по инвалидности на другой вид пенсии (по старости или за выслугу лет).
Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильца служит сложный состав из следующих юридических фактов:
1) заявление семьи умершего ( погибшего) кормильца о назначении ей пенсии данного вида;
2) смерть кормильца или признание судом его безвестно отсутствующим либо умершим;
3) причина данной смерти. Если кормилец умер от общего заболевания, то он должен был иметь установленный для этого возраста общий стаж работы. При смерти от трудового увечья, профессионального заболевания от военной травмы трудового стажа кормильца не требуется;
4) наличие в семье умершего кормильца нетрудоспособных его иждивенцев;
5) решение комиссии по назначению пенсии ( или для семьи военнослужащего—соответствующего пенсионного органа Министерства обороны ( МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по случаю потери кормильца определенного размера.
Изменяются данные пенсионные правоотношения фактом изменения состава членов семьи, имеющих право на эту пенсию, а прекращаются — с прекращением нетрудоспособности или со смертью всех членов семьи, имеющих право на эту пенсию.
Все пенсионные правоотношения изменяются также и фактом повышения
минимального размера пенсии, так как все размеры пенсий при этом пересматриваются, а также при пересмотре пенсий в связи с повышением стоимости жизни и оплаты труда.
Действие всех видов пенсионного правоотношения может быть приостановлено (например, приостановлена выплата пенсии в случае лишения пенсионера свободы).
Поскольку все пенсии для некоторых заслуженных категорий граждан повышаются (участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям, всем Героям и награжденным орденами Трудовой славы трех степеней или «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней), то для такого повышения должны быть представлены соответствующие документы ( их копии), что расширяет состав юридических фактов возникновения соответствующего пенсионного правоотношения.
Основанием возникновения правоотношения о социальной пенсии является следующий состав юридических фактов:
1) заявление нетрудоспособного гражданина, не имеющего для трудовой пенсии трудового стажа или не получающего пенсию по каким-либо причинам, о назначении ему социальной пенсии;
2) данный гражданин: достиг 65-летнего возраста (женщина — 60-лет-него возраста) или признан МСЭК инвалидом одной из трех групп, или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или это ребенок до 18 лет, потерявший одного или обоих своих родителей.
Это основной юридический факт для данного вида пенсии;
3) гражданин не имеет какого-либо дохода и нуждается в социальном обеспечении;
4) есть решение комиссии по назначению пенсии о назначении данного вида пенсии в определенном размере.
Измениться пенсионное правоотношение о социальной пенсии может фактом признания пенсионера инвалидом другой группы.
Прекращается это пенсионное правоотношение смертью пенсионера или
признанием пенсионера-инвалида трудоспособным или если он не явился в срок на переосвидетельствование в МСЭК, а также когда несовершеннолетний ребенок, получающий эту пенсию, достиг совершеннолетия.
13.Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами.
Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями,
льготами — это урегулированные нормами права социального обеспечения
отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льгот и изъявившие желание это право реализовать, обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам — документально обеспечить пользование ими.
Субъектами данных правоотношений, как видно из указанного понятия, являются в зависимости от вида пособия, компенсации и льготы граждане и семьи с детьми, имеющие право на определенный вид пособия, компенсаций и льгот. Другим субъектом в этих правоотношениях выступают соответствующий орган социального обеспечения, социальной защиты населения и другие органы.
Таким образом, в каждом таком правоотношении свои конкретные субъекты и объекты.
Объектом указанных правоотношений являются определенного вида пособие, компенсация или льгота ( имущественного характера). Конкретный объект правоотношений по пособиям, компенсациям и льготам определяет и особенности юридических фактов возникновения конкретно каждого из этих правоотношений. Основным из них является именно тот, который связан с видом обеспечения. Объект здесь определяет также и конкретных общих субъектов соответствующих правоотношений, т. к. в них нет единого, как в пенсионных правоотношениях, второго обязанного субъекта, они различны, особенно по пособиям.
Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок ( пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или дополняющая его при повышенных расходах ( пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до 16- летнего возраста, и др.), производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством.
Компенсация по социальному обеспечению —это выплата социально-
обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или ребенком - инвалидом до 14- летнего возраста, а также работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпусках из-за остановки производства, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам. Это новый вид социальных выплат, появившийся лишь с началом так называемой перестройки и развалом СССР.
Думается, что от пособий этот вид выплат мало чем отличается, и их вполне можно было бы называть пособием, так как они именно « пособляют» гражданину, оказавшемуся в трудном положении. Но назвали их все же компенсациями ( видно потому, что компенсируют чью-то вину по аварии на ЧАЭС или развалу производства).
Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде для работы в другую местность. Они, как правило, выплачиваются или в твердых размерах, или в процентах к минимальной оплате труда.
Льготы — это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях.
Все пособия и компенсации, а также льготы по социальному обеспечению имеют строго целевое назначение, определяемое уже в их названии.
Все правоотношения по предоставлению пособий, компенсаций и льгот надо классифицировать по срокам длительности их выплаты или предоставления.
При классификации по срокам их длительности различаются следующие виды правоотношений по выплате пособий:
1) периодические правоотношения, т.е. возникающие периодически в зависимости от периода появления основного юридического факта:
а) по пособию по временной нетрудоспособности;
б) по пособию по уходу за больным ребенком или членом семьи;
в) по пособию по беременности и родам;
2) длящиеся (несколько лет или месяцев) правоотношения по ежемесячному:
а) пособию семье на детей до 16- летнего возраста;
б) пособию по безработице;
в) пособию женам военнослужащих по контракту, если в месте службы мужа они не могут быть трудоустроены;
г) пособию матери ( отцу) за время отпуска по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;
3) разовые правоотношения по единовременным пособиям:
а) в случае рождения ребенка;
б) на погребение;
в) нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;
г) по другим единовременным пособиям, предусмотренным специальным законодательством.
Правоотношения по компенсациям, заменяющим потерянный заработок,
различаются следующих видов:
а) по компенсации женщине, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста;
б) по компенсации работнику, находящемуся в вынужденном неоплачиваемом отпуске из-за остановки производства;
в) по компенсации жене военнослужащего в связи с отсутствием для нее работы по специальности в месте службы супруга;
г) по компенсации студенту, аспиранту, находящемуся в академическом отпуске по медицинским показаниям.
Правоотношения по компенсациям в качестве социальной денежной помощи различаются следующие:
а) вынужденным переселенцам и беженцам (единовременные и ежемесячные выплаты);
б) ежемесячные выплаты на питание учащимся, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений;
в) лицам, пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС, ликвидаторам этой аварии. Для них установлены и разные льготы. Так, для детей установлено бесплатное питание, санаторно-курортное лечение и другие льготы.
В данных правоотношениях по компенсациям и льготам обязанными субъектами являются муниципальные органы исполнительной власти, а финансирование расходов идет из федерального и местного бюджетов и является целевым.
Содержанием правоотношений о пособиях, компенсациях и льготах является обязанность гражданина представить все документы в доказательство его права на данный требуемый им вид обеспечения и обязанность соответствующего органа определять право гражданина на данный вид обеспечения и выплачивать это пособие, компенсацию в
размере и сроки, предусмотренные законодательством, а по льготам — обеспечить данного гражданина соответствующими документами для пользования ими.
Основанием возникновения правоотношений по выплате пособий, социальных компенсаций и предоставлению льгот по социальному обеспечению является основной юридический факт, а если закон предусматривает, то и другие юридические факты для возникновения права на конкретный вид пособия, социальной компенсации и льготы (что
раскрывается далее в соответствующих темах о пособиях, компенсациях и льготах), а также акт назначения данного вида обеспечения соответствующим органом.