Файл: Дипломная работа 76 с., 34 табл., 6 рис., 43 источника, 11 прил.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.
В таблице 1.1 представлены основные показатели оценки рентабельности.
Таблица 1.1 – Основные показатели оценки рентабельности
Показатели | Методика расчёта |
Рентабельность продаж | Прибыль от реализации / Выручка от продаж |
Рентабельность основной деятельности | Чистая прибыль / Расходы на производство и сбыт |
Рентабельность совокупных активов | Чистая прибыль / Активы |
Рентабельность долгосрочных активов | Чистая прибыль / Долгосрочные активы |
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль / Собственный капитал |
Примечание – Источник: [17, с. 201].
Рентабельность продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рост рентабельности продаж в целом оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продажи.
Рентабельность основной деятельности характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия. Расходы на производство и сбыт определяются суммированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих и коммерческих расходов.
Рентабельность совокупных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к ее совокупным активам. Снижение коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
Рентабельность долгосрочных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих долгосрочных активов.
Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия, в сравнении с возможным альтернативным вложением средств в ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.
Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов:
снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельности определяются результативностью работы отчетного периода и не отражает планируемый эффект долгосрочных инвестиций;
управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага - чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие;
- числитель и знаменатель показателя рентабельности выражены в денежных единицах разной покупательной способности: прибыль отражает результаты деятельности за истекший период; активы и собственный капитал формируются в течение ряда лет и отражаются в учетной оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей.
Таким образом, уровень рентабельности является относительным показателем и рассчитывается как отношение прибыли к какому-либо основному показателю деятельности предприятия в процентах. Он позволяет оценить способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей деятельности и охарактеризовать общую эффективность использования активов и вложенного капитала.
1.3 Прибыль как конечный результат деятельности предприятия
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики получение прибыли и обеспечения рентабельной деятельности является необходимым фактором существования любого субъекта предпринимательства. Прибыль характеризует устойчивость организации. Она необходима для создания адекватных резервных фондов, стимулирования персонала и руководства к расширению и совершенствованию деятельности, сокращение расходов и повышение качества товаров и услуг, и, наконец, для увеличения капитала, позволяющего расширить объемы производства.
Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К. Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики. Поэтому можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками.
В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций [8, с. 14].
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации в рыночной экономике. Эффективность ее работы является основным источником производственного и социального развития трудового коллектива. Рост прибыли определяет потенциальные возможности предприятия, повышает степень его деловой активности.
Стражева Н. С. под прибылью понимает превышение доходов от произведенной продажи товаров и услуг над затратами на их производство и продажу. То есть та разница, которую предприниматель получает между выручкой за товары и услуги и затратами на приобретение, сбыт или приобретение этих товаров или услуг.
Савицкая Г. В. в работе «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» прибыль определяет как часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» [28, с. 502].
Бланк И. А. в работе «Управление формированием капитала» отмечает, что прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [5, с. 352].
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Однако все аспекты деятельности организации с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализованной продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для организации прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.
Исходя из роли прибыли в функционировании рыночной экономики, отметим ее характеристики, также отражающие сущность данной экономической категории:
1. Прибыль представляет собой форму дохода организации, осуществляющей определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и др.) [23, c.71].
2. Прибыль является формой дохода организации, вложившей свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства – и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.
3. Прибыль не является гарантированным доходом организации, вложившей свой капитал в тот или иной вид деятельности. Она является результатом только умелого и успешного ее осуществления. Однако в процессе ведения деятельности организация вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления какой-либо деятельности.
4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе осуществления какого-либо вида деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на проведение этой деятельности. Это значит, что в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления деятельности.
5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и другого, а также с действующим порядком ее налогового регулирования.
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход организации на вложенный капитал, характеризующий ее вознаграждение за риск осуществления какого-либо вида деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности». Традиционно в экономической литературе отражается показатель прибыли, однако, к сожалению, действительность такова, что многие организации работают убыточно, из чего следует, что к показателям финансовых результатов относится убыток. Убыток является величиной, характеризующей снижение выгоды, благосостояния организации [16, c. 210].
Таким образом, прибыль – это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разница между выручкой, полученной от реализации произведенной продукции, и затратами на осуществление данной деятельности, исчисленная в денежном выражении.