Файл: Дипломная работа 76 с., 34 табл., 6 рис., 43 источника, 11 прил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью.

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности. 

Кроме того, источниками образования прибыли являются:

- внедрение инноваций;

- способность к риску;

- достижение оптимальных объемов деятельности.

На прибыль влияет ряд факторов, которые по характеру возникновения можно разделить на две основные группы:

а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия);

б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия).

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [14, с. 152]:

- объема реализации продукции (VРП);

- ее структуры (УДi);

- себестоимости (Сi);

- уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Прибыль от реализации однородной продукции рассчитывается по формуле:
П = V(Ц-С), (1.1)
где П – прибыль от реализации продукции;

V – объем (количество) реализованной продукции;

Ц – цена реализации единицы продукции;

С – себестоимость единицы продукции.

Эта формула используется как факторная модель для детерминирования факторного анализа финансовых результатов.


Алгоритм формирования показателей прибыли организации по данным формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлен в приложении А. Ниже приведен механизм формирования различных видов прибылей организации:

- доход от реализации - разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг и себестоимостью реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

- прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг – разница между валовой прибылью и суммой управленческих расходов и расходов на реализацию;

- прибыль (убыток) от текущей деятельности = прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг + прочие доходы по текущей деятельности - прочие расходы по текущей деятельности;

- прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности = доходы по инвестиционной деятельности - расходы по инвестиционной деятельности + доходы по финансовой деятельности -расходы по финансовой деятельности + иные доходы и расходы;

- прибыль (убыток) до налогообложения – это сумма прибыли (убытка) от текущей деятельности и прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности;

- чистая прибыль = прибыль (убыток) до налогообложения - налог на прибыль + изменение отложенных налоговых активов + изменение отложенных налоговых обязательств - прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода);

- совокупная прибыль (убыток) = чистая прибыль (убыток) + результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) + результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток).

В Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, приведены следующие определения текущей, инвестиционной и финансовой деятельности:

- текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности;

- инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика (далее – инвестиционные активы), финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации;



- финансовая деятельность - деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Эффективность политики управления прибылью организации определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития организации. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности организации, оказывая влияние на ее результативность.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования в организации. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия [15, с. 176].

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.

Нераспределенная прибыль или прибыль, остающаяся в распоряжении торговой организации, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. Наряду с финансированием производственного развития прибыль,
остающаяся в распоряжении организации, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Порядок распределения и использования прибыли в организации фиксируется в уставе этой организации и определяется по­ложением, которое разрабатывается соответствующими эконо­мическими службами и утверждается руководящим органом организации.

В соответствии с уставом организации образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расхо­дов и обеспечения финансовой устойчивости торговой организации.

Средства каждого фонда имеют строго целевое на­значение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются финансовой службой торговой организации и утверждаются соответствующим образом.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития белорусской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась.

Подводя итоги первой главы, можно сформулировать следующие выводы.

В условиях рыночной экономики каждое предприятие должно добиваться повышения эффективности использования всех имеющихся средств и ресурсов, что будет способствовать повышению общей эффективности производства, укреплению конкурентоспособности и финансовой состоятельности предприятия. Это, в свою очередь, можно достигнуть путем эффективного управления финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, на базе умелого их текущего и стратегического планирования, прогнозирования, мониторинга, диагностики, анализа хозяйственной деятельности и принятия правильных управленческих решений. 


В рыночной экономике анализ финансовых результатов составляет важнейшую часть информационного обеспечения для принятия управленческих решений руководством предприятий.

Понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм. Такой подход позволяет разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта. 

Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир.

Рентабельность более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Рентабельность характеризуется системой относительных показателей и отражает финансовое положение субъекта хозяйствования.