Файл: По данным исследований А. Н. Гвоздева, В. К. Лотарева, О. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку овладение монологической речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе. В психолого-педагогической литературе монологическая речь рассматривается как связное, логически последовательное высказывание, которое относительно долго протекает во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей, имеющее сложную структуру и выражающее мысль одного человека.

По данным исследований А.Н. Гвоздева, В.К. Лотарева, О.С. Ушаковой к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает усваивать морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка, следовательно, происходит овладение монологической речью. Значительные трудности формирования монологической речи отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи, по мнению Р.Е. Левиной – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), при нормальном слухе и интеллекте.

На третьем уровне речевого развития отмечается наличие связной речи, но с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Данный уровень характеризуется недостаточностью понимания изменения значений слов, выражаемых приставками, суффиксами; присутствуют трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; затруднено понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные связи.

Присутствуют сложности при проектировании своего высказывания и при подборе языковых средств, способствующих его реализации (С.Н. Шаховская, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, В.К. Воробьёва и др.). Несформированность монологической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации.

Своевременная диагностика речевых нарушений и грамотная их коррекция позволяет ребенку развить способность к монологической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, безболезненно осуществить переход в школьное учреждение, где планирование и реализация речевого высказывания играет большую роль. Исследователи, занимающиеся данной проблемой, обращают внимание на то, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР III уровня формирование монологической речи имеет особое значение из-за структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса, которая требует долговременной и тщательной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей и самого ребёнка.


В связи с выше сказанным исследование формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной проблемой.

Цель исследования: теоретически изучить и практически определить содержание логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.

Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 4

Предмет исследования: особенности коррекционной работы, методов и приемов формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Определить методы и приемы логопедической работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их включение в логопедические занятия.

Методы исследования: Теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; Эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анализ различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1. Характеристика монологической речи в психолого-педагогических исследованиях

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости создания дошкольным образовательным учреждением условий для развития личности, способностей и мотивации детей во всех видах детской
деятельности. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что к моменту поступления в общеобразовательное учреждение ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения связного речевого высказывания в ситуации общения, обладать развитым воображением, которое применяется в различных видах деятельности.

ФГОС ДО охватывает все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Основной задачей коррекции речевых нарушений у детей является развитие монологической речи, которая необходима для развития их психического здоровья. Вопросы, связанные с обучением монологической речи детей с ОНР, всегда были актуальны и изучались такими учеными, как Р.E.Левина, Н.A. Никашин, А.Ф.Спиров, Т.B.Туманова, Т.B. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухова и другие. В логопедии разработаны различные методики, которые весьма актуальны и эффективны для современных педагогов. В процессе решения данной проблемы необходимо творчески подходит к данному вопросу, используя различные методики, комбинирую и дополняя их современными цифровыми средствами обучения.

По мере взросления детей старшего дошкольного возраста монологическая речь совершенствуется все еще недостаточно стабильно, поэтому использование только учебных материалов может вызвать у ребенка лишь усталость от учебного процесса и даже ограничить планируемые результаты. Необходимо подбирать такой учебный материал, который будет ярким, универсальным, интересным для дошкольников.

В монографии Филичевой Т.В. так описывается проблема общего недоразвития речи: ОНР- это сложные нарушения речи, в основе которых лежат дети с нормальным слухом и развитым интеллектом, при которых нарушается формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики, а также всей монологической речи. [3]

При ОНР у детей диагностируются многочисленные нарушения основных компонентов речевой системы: это и дефекты звукопроизношения, часто наблюдается отсутствие слоговой структуры слов; во многих случаях имеет место бедный словарный запас - ребенок фактически не использует местоимения, наречия и особые части речи, в результате из-за отсутствие правильно употребленных слов во фразах и предложениях, нарушений правил использования окончаний, сильно нарушается грамматическая структура предложений в целом.


Развитие этих компонентов приводит к трудностям в овладении монологической речью: в большинстве ребенок с ОНР применяет в речи короткие, неправильно построенные предложения. При бедном словарном запасе такие дети могут запинаться, останавливать разговор, часто заменяя слова жестами. Возрастает психологическая нагрузка, также можно отметить, что и само понимание речи в данном случае заметно снижается. В такой ситуации ребенок неправильно понимает и слова других людей, что ведет к искажению понимания и воспроизведения.

Ребенок с ОНР часто из-за проблем с речью имеет низкую коммуникативную способность, так как при достижении школьного возраста, уровень его речевого развития обычно сильно отстает от возрастных стандартов.

Ученые выделяют разные уровни речевого развития в ОНР. Первый уровень характеризуется очень плохой речью – используется лишь слабое звукоподражание вместо отдельных слов. Уровень развития речи второго и третьего уровня относятся к промежуточному варианту, когда речь ребенка находится между тяжелой и более легкой формами ОНР. Четвертый уровень - это достаточно небольшое отклонение в речевом развитии, которое достаточно легко поддается коррекции.

Уровень монологической речи на всех уровнях ОНР также отличается. Дети с самым тяжелым, первым уровнем ОНР в большинстве случаев не в состоянии воспроизводить связную речь. Дети на второй стадии развития могут применять при разговоре простые предложения, но допускают в них большое количество ошибок. Часто они просто заменяют слова на другие, не подходящие по смыслу. Наблюдается трудность с пониманием сложных предложений, поскольку отсутствует само понятие причинно-следственной связи, которые лежат в основе речевой структуры. Такие дети часто не могут рассказать о себе , когда их просят, не могут описать ситуацию, хотя с помощью взрослого ребенок может воспроизвести небольшие предложения, обычно после многократных повторений.

Дети третьего уровня ОНР, имеют сложности при воспроизведении своих мыслей, также у них присутствуют пропуски слов в предложениях и искажение самой структуры построения даже самых простых речевых оборотов. Барьерами к построению сложных предложений служит отсутствие в речи второстепенных членов предложения и правильных окончаний большинства слов.

Дети с IV уровнем ОНР обычно не имеют таких трудностей при воспроизведении простых предложений. Но более сложный текст, например, небольшой отрывок какого-то произведения им дается с большим трудом, дети путаются в характеристиках героев произведений, не понимают сюжетную линию, часто имеются трудности с запоминанием.


В основе речевых характеристик при воспроизведении любых отрывков лежит ограничение, неточность изложения сюжета. Неправильное употребление или замена союзов и слов, пропуск важнейших повествовательных элементов, отсутствие логической связи в воспроизводимом тексте. Сложность понимания предложений и текстов приводит к ограниченным возможностям понимания простейших диалогов.

Компоненты монологической речи появляются у детей с 3-4 летнего возраста, а к школьному возрасту дети могут в достаточной степени овладеть монологической речью. В специализированных исследованиях (А.Н.Гвоздев, Т.A.Фомичева) уделяется много внимания развитию детской монологической речи, особенно изучению правилам построения выражения.

Известные специалисты Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова и Т.Б. Филичева уделяют большое внимание связности речи, считая необходимым при коррекционной работы с детьми с ОНР использовать логопедические классические логопедические приемы, которые помогут правильно и осмысленно с точки зрения грамматики и фонетики усвоить смысл произносимых предложений, что позволит усовершенствовать монологическую речь и увеличить словарный запас. К этим методам относятся пересказ небольших сказок, рассказов и самостоятельное сочинение историй ребенком .

Специалист в области детской логопедии, В. Глухов отметил, что особое значение для развития монологической речи имеют обучающие истории с картинками. Автор применяет методику обучения детей рассказам по картинкам, которые они сами могут нарисовать после прочтения педагогом определенного текста. Для того, чтобы ребенок мог грамотно и осознанно воспроизвести устно текст, необходимо обучение монологической речи в четко разработанной системе регулярных занятий, также необходимо постоянно пополнять словарный запас и активизировать фразовую речь.

Считается, укрепление общефизического развития ребенка благоприятно сказывается и на логопедических занятиях. По мнению Д. Деннисона, введение в программу занятий физических упражнений весьма полезно для обучения детей, так как физические упражнения и изучение окружающего мира во время упражнений считаются естественным процессом развития ребенка, что благоприятно сказывается на его речевых навыках. Такая образовательная методика может помочь детям развить речевые и двигательные навыки, а также улучшить умственные способности за счет интеграции межполушарных взаимодействий [7]. Для активизации взаимодействия общефизической и речевой систем необходима комплексная работа, поскольку эти приемы должны быть взаимосвязаны и развивать как физическое, так и умственное состояние.