Файл: По данным исследований А. Н. Гвоздева, В. К. Лотарева, О. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Известно, что монологическая речь выполняет важнейшую коммуникативную функцию: она помогает установить контакт с окружающими людьми, что является важнейшим условием развития личности человека.

Т.Никифорова считает, что развитие монологической речи связано с постепенным развитием мышления, а также с постепенной усложненностью деятельности и форм общения в окружающем мире. Ф.A.Сохин после проведения нескольких исследований пришел к выводу, что дошкольники с ОНР после прохождения специализированных корректирующих программ могут существенно улучшить свое понимание речи (понимание словесных инструкций, инструкций взрослых) и простого сюжета литературных произведений.

Иногда сложные и разнообразные взаимодействия детей со старшими и сверстниками создают наилучшие условия для развития речи: обогащается их смысловое содержание, расширяется словарный запас. Когда ребенок активен, речь обогащается глаголами и появляются новые формы, такие как местоимения, наречия или предлоги (употребление этих фонетических компонентов характерно для связного дискурса). Ребенок грамотно использует разные фразы и разный порядок слов:, например, «Света не может принять ванну. Я тоже собираюсь прогуляться. Я совсем не пью молоко».

Поэтому психолог Л.С.Выготский, и Л. А. Лазаревская, считают , что существует взаимосвязь между речевыми навыками разной сложности в разных последовательностях слов и общем возрастным развитием. Речь в раннем детстве - это ситуативные отношения. Начиная со следующего этапа развития, когда ребенок уже может описать ситуацию и ответить на вопросы, можно считать, что у него есть, по крайней мере, навыки разговорной речи.

Авторы многих научных статей, посвященных развитию речи у детей дошкольного возраста, рассмотрели и раскрыли различные аспекты развития монологической речи. По мнению Э.Тихеевой [13], основной целью формирования монологической речи у детей этого возраста является ее совершенствование, улучшение имеющихся навыков. Она решается с помощью различных вариантов речевой деятельности: изложения литературных произведений, разработки схематических рассказов о природных объектах и явлениях; разработки различных типов творческих историй (пояснительных речей) и, кроме того, использование построения рассказа на картине или серии сюжетных картинок. Также важно, чтобы задачи не могли быть изолированы друг от друга во времени. Необходимо, чтобы сначала дети называли предмет и его характеристики, а затем выдавали описание игрушки (предмета), несколько раз повторяя эти признаки. В результате получается связный текст.


Также в этом возрасте очень важно, чтобы понимание ребенка направлялось на правильное описание слов, ребенок овладел методом ясного и точного изложения идей.

Поэтому формирование монологической речи является одним из важнейших моментов в развитии детской речи. Создание монологической речи основывается на всех других речевых задачах: овладении словарным запасом родного языка, правильной грамматикой и речью.

По мнению современных ученых, педагогов, психологов и логопедов, речевая активность современных детей снизилась. Причина - отсутствие чтения взрослыми художественной литературы. Многие родители предпочитают телевизоры, компьютеры и другие современные устройства для общения. Сегодня очень важно эффективно решать проблему развития связной речи в как вдошкольных образовательных учреждениях так и внутри семьи.

Монологическая речь является мощным резервом для ее интеллекта и интеллектуального развития. Период старшего дошкольного возраста очень важен для развития у ребенка навыков связной речи, что необходимо для того, чтобы он мог общаться с другими людьми. В этом возрасте детям необходимо уметь последовательно и четко излагать предложенную тему описательной истории, а также аргументировать свое суждение. Постепенно можно усложнять структуру грамматического строя детских рассказов; больше применять прямую речь и средства художественной выразительности. Монологическая речь - это более высокий уровень, что означает развитие детского мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи в речи. Это связано с тем, что старшим дошкольникам необходимо умение понимать и объяснить ситуации, описывать различные игровые действия и предметы, а также договариваться в играх и объединиться со своими сверстниками на основе группового взаимодействия [8, с. 99].

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от преимущественно диалогического общения к подробным высказываниям, обычно в форме монологов. Ребенок делится с другими своими чувствами и мыслями о себе или своем поведении в окружающей среде. Поэтому речь похожа на короткий рассказ. В нем есть самое интересное из всего - то, что движет и вдохновляет ребенка. Дети постарше часто осознают, что грамотная речь - это насущная необходимость, поэтому в развитии монологической особое внимание уделяется развитию лексики и грамматики.

Однако некоторые дети имеют речевые навыки, которые не являются стабильными. Чаще всего это проявляется в некорректном пересказе (нелогичность высказывания, изменение смысла; бедность сюжета), нарушение структуры выражения или ограничение использования стилистических средств и трудности выражения уже выученных художественных приемов при использовании в своей речи [9].


Э.Р.Олисова считает, что дефекты монологической речи детей старшего дошкольного возраста сегодня весьма распространены и похожими. Большинство детей старшего дошкольного возраста могут самостоятельно назвать непонятные слова в речи. Начиная с этого возраста речь вбирает в себя новые грамматическими формы, появляются новые речевые обороты.

Ученые П.Истомин и Г.Леушина считают, что детям в этом возрасте легче отвечать на наводящие вопросы и уже по ним строить монолог, чем сразу самостоятельно что-то рассказывать. Монологическая речь сложнее диалогов, но ее также можно освоить быстрее и легче именно посредством предварительных диалогов. В то же время у старших дошкольников вместе с прямой речью появляется и косвенная речь: дети все больше способны связно выражать свои мысли.

К.Полищук писал, что в процессе развития ребенка происходит отделение речи от непосредственного опыта и приобретение новых речевых функций [15, с. 183]. По мнению Л.С. Выготского, основными качественными новыми словообразованиями старших дошкольников являются формирование функций регуляции речи и планирования [6].

Дети дошкольного возраста, играющие в игры, требуют последовательного выполнения правил, что, несомненно, помогает формировать планирующую функцию речи. [1] После окончания игры также появляется новая языковая форма: описание, которое помогает создать определенный текст для разговора. Кроме того, здесь также развивается диалогическая речь. К концу дошкольного возраста все новоприобретенные речевые формы могут быть использованы для различных случаев общения. Различия в речевых формах и их подчиненность условиям общения определяют ситуацию, формирование, усиление или ослабление речевых функций, влияющих на деятельность других людей.

Исследователи А.Богуш, Н. Игалина считают, что связная монологоческая речь достигает довольно высокого уровня у старших дошкольников. Обычно в процессе общения дети могут давать точные и лаконичные ответы в зависимости от того, что говорят родители, старшие дошкольники могут активно участвовать в диалоге и высказывать соответствующие замечания. При этом характер детского диалога зависит от содержания их совместной деятельности [9, с. 351].

Основной вид общения - это игровая деятельность, общение с детьми. Они становятся инициаторами установления связей с другими детьми, и диалог все чаще заменяется контекстуальными, монологическими формами общения. Ребенок уже знаком со многоими типами художественного речевого воспроизведения: из собственного опыта, об игрушках, творческие истории на предложенные темы, содержания мультфильмов, фильмов или спектаклей, сказок и рассказов, которые они знают.


На шестом году жизни детей можно научить последовательно и четко давать небольшие описания на предложенные темы, излагать грамотно и рассуждать по ходу повествования. Совершенствование речи детей дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности, но главное - это обучение родному языку на специальных речевых занятиях. Основной структурой курса развития речи является взаимосвязь различных частей речевой работы: обогащение и активизация словарей, формирование грамматических структур языка; но основными задачами на занятиях (особенно с детьми старшего возраста) являются соблюдение норм и правил монологической.

E.Ф.Абдусаламова изучала использование иллюстраций для обучения монологической речи старших дошкольников. Это исследование установило общие правила развития связной монологической речи детей: скорость развития речи в процессе устного рассказа обусловлена правильным использованием различных типов иллюстраций для описания художественных текстов и их образов; интенсивность усвоения детьми навыков и умений, рассказанных на иллюстрациях, зависит от разумного сочетание различных методик курса [1, с. 27].

И.Н..Андреева и О.В.Глушкова рассматривают методики развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Они доказали, что развитие связной монологической речи у старших дошкольников обеспечивается специальной организацией игровой деятельности, а ее участники взаимодействуют с личностно-ориентированной моделью; системой речевых технологий для перехода детей от репродуктивного поведения к творческому игровому поведению.

Следующий метод развития монологической речи, разработанный И. Акимовым, заключается в применении методики комплексного обучения связной речи в игровой деятельности для старших дошкольников. Например, автор использует тема "Народные игрушки из глины". И на основе описания нескольких разных игрушек, ребенок рисует собственную, выдуманную игрушку и составляет небольшой рассказ о ней. Согласно результатам исследованиям И.Акимова, наиболее эффективными оказались следующие условия обучения: тематические принципы сквозного планирования, когда гна протяжении несколькиз занятий педагог рассматривает одну тему, в данном случае, глиняные игрушки, но более подробно и обстоятельно. Обязательно соблюдается последовательность решения задач (обогащение словарного запаса, описательные рассказы, творческие истории); дети участвуют в активной познавательной и вербальной деятельности [2, с.12].


Таким образом, современные способы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в большинстве методик рассчитаны на умение составлять связное высказывание; использовать широкий спектр методов и приемов для развития связной речи; систематически и целенаправленно развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста, когда дети общаются и взаимодействуют с окружающей действительностью, дети овладевают связной речью, а взрослые создают для этого условия, организуя языковую среду для участия в общей деятельности.


1.2 Развитие монологической речи старших дошкольников в норме и с ОНР

Развитие общих характеристик языковой личности ребенка зависит от совокупности индивидуальных, языковых и речевых характеристик. Различные тексты, созданные говорящим в устной или письменной форме, становятся продуктом речевой деятельности. На наш взгляд, это один из главных факторов, влияющих на успех общения.У каждого оратора есть своя речь в его выступлении.С помощью этого теста вы можете оценить коммуникативный уровень владения языком собеседника.

Когда у ребенка появится возможность менять слова (с помощью падежей, чисел и времен) и он попытается правильно строить простые предложения, произойдет значительный скачок в развитии речи. N.S.Жукова. В конце дошкольного этапа дети начинают использовать простую структуру часто используемых предложений при общении с другими людьми, которая относится к простейшей грамматической форме речи.

В течение пяти лет у детей была возможность рассказывать самим себе, используя различные версии историй. Когда дети начинают проявлять большую активность в разговоре, они начинают активно участвовать в беседе и пересказывать сказки и короткие истории, самостоятельно рассказывая игрушки и картинки. Очевидно, что их монологическая речь все еще не идеальна. Они часто повторяют опыт взрослого, включая поведение, нарушающее логику, а предложения внутри истории обычно не имеют отношения к делу.

Процесс развития фонематической речи был завершен в течение 6 лет. Дети овладевают базовыми знаниями грамматики и морфологии своего родного языка, а также концентрируются на монологической речи. A.N.Гвоздев, О.S.Ушакова, В.K.Лотар, О.S.Ушакова. Этот возраст значительно снижает ситуативность речи маленьких детей [7]. [6] Как и монолог, монолог требует подробного изложения, полноты и ясности каждой части повествования.