Файл: По данным исследований А. Н. Гвоздева, В. К. Лотарева, О. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития - общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.

Главная коммуникативная функция монологической речи осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. У многих детей процесс овладения ими затруднён в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении грамматического строя речиРазвитие монологической речи – основа речевой подготовки ребёнка к школе, поскольку именно там монологическая речь становится не только объектом, но и средством обучения

Характерные речевые недостатки старших дошкольников, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речиследующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения монологической речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

На начальном этапе обучения такие традиционно принятые виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству дошкольников. Поэтому мы используем вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

Одним из таких средств является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина. Применение наглядности способствует поддержанию устойчивого внимания детей. В качестве второго вспомогательного средства мы используем моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась известным психологом Л. С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.


Как известно, ведущий вид деятельности дошкольника – игровой, поэтому в ДОО активно используют дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление, один из методов активного обучения, предполагающий имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов [3, c. 92].

Организуя дидактическую игру для дошкольников, педагог должен проявлять максимум творчества. Основное правило, которому подчиняется этот процесс, можно сформулировать таким образом: игра призвана помочь сделать для детей серьезный, напряженный труд максимально занимательным и интересным [9, с. 156].

Развитие монологической речи детей с ОНР III уровня речевого развития, согласно Т.Б. Филичевой, подразумевает «расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии» [3].

Самым распространенным и интересным способом использования данного пособия являются дидактические игры, особенно разыгрывание сказок. Данный вид дидактической игры используется на групповых занятиях. Педагог совместно с детьми распределяет роли и проигрывает сюжет. Эта работа способствует не только развитию монологической речи, но и эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, а также сплочению дошкольников. Для инсценирования сказок используются адаптированные тексты. Задания для детей с ОНР III уровня можно разделить на два блока. В первый блок включены задания, направленные на развитие монологической речи (упражнения 13), а во второй блок – задания на развитие диалогической речи (упражнение 4). Примеры заданий с использованием дидактических игр представлены ниже.

Упражнение 1. Придумай историю

Цель: расширение навыка составления рассказа с заданными героями.

Оборудование:

пальчиковые куклы из фетра, фланелеграф и декорации (по желанию).

Инструкция: перед ребенком выкладываются герои будущего рассказа (1-2 действующих лица вначале, по мере развития монологической речи количество героев можно увеличивать), педагог дает задание придумать историю, в которой участвовал\и этот герой/эти герои. По мере повествования можно помогать ребенку, задавать вопросы, придумывать события. Также можно использовать фланелеграф с декорациями (дом, грядки, лес и т.д.).

Упражнение 2. Опиши ситуацию

Цель: расширение навыка составления рассказа по иллюстрации.

Оборудование: пальчиковые куклы, фланелеграф, фетровые декорации.

Инструкция: педагог составляет картину на фланелеграфе с использованием пальчикового театра и фетровых декораций. Ребенку дают задание описать, что происходит на картине. Педагог может задавать ребенку вспомогательные вопросы, чтобы помочь в составлении рассказа.

Упражнение 3. Вспомни сказку

Цель: составление пересказа знакомой сказки с использованием пальчикового театра.

Оборудование: пальчиковый театр из фетра.

Инструкция: Ребенку предлагают вспомнить сюжет сказки, которую он недавно читал (предварительно педагог узнает у воспитателя/родителей, какие сказки они с ребенком читали). Для помощи используются пальчиковые куклы, например, для определения правильной последовательности появления героев («Теремок», «Колобок»). Также пальчиковых кукол можно использовать как подсказку – педагог выкладывает перед ребенком кукол-героев сказки, которую он будет вспоминать («Посмотри, кто перед тобой (мышь, лиса, волк, лягушка, медведь, заяц), героями какой сказки они являются? (теремок), Правильно, ты помнишь сказку «Теремок», расскажи).

Упражнение 4. Диалог двух героев. Цель: развитие диалогической речи. Оборудование: пальчиковые куклы.

Инструкция: в диалоге участвуют два ребенка. Педагог дает детям пальчиковые куклы, которые
ребята надевают на пальцы. Педагог задает ситуацию, которые ребята должны обыграть. Например, зайчик пришел на день рождения к мышке и принес в подарок сыр, подумайте, о чем могли говорить животные; внучка пришла в гости к бабушке, подумайте, что может рассказать внучка бабушке; сын пришел со школы грустный, мама это заметила, подумайте, о чем будет говорить мама с сыном и т.д. Детям можно предлагать как бытовые ситуации, так и необычные.

Совершенствование монологической речи у детей с ОНР IV уровня речевого развития проходит на основе закрепления навыков рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов [3]. Для этого можно использовать вышеперечисленные упражнения и такие упражнения, как:

Упражнение 5. А что, если…

Цель: закрепление навыков пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.

Оборудование: пальчиковый театр из фетра.

Инструкция: Педагог предлагает ребенку придумать другой конец сказки. Например, а что бы было, если бы Колобок не встретил лису?; чем бы закончилась сказка «Теремок», если бы звери не построили новый теремок?; что бы было, если бы петух не помог зайчику выгнать лису и т.д.

Упражнение 6. Придумай свою сказку.

Цель: закрепление навыков рассказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.

Оборудование: Педагог помогает ребенку самостоятельно составить сказку. Ребенок сам выбирает главных и второстепенных героев, сам придумывает место действия, реплики, сюжет. Главное, дать ребенку возможность свободно фантазировать, самостоятельно создавать историю, быть хозяином. В случае затруднений можно немного помочь ребенку, но не составляйте рассказ за него.

Упражнение 7. Волк пришел в гости к лисе.

Цель:
развитие умения начать диалог, используя вежливые слова.

Оборудование: пальчиковый театр.

Инструкция: Педагог будет в роли хозяина дома, в данном случае, лисы, а ребенок в роли волка. Ребенку дается задание начать диалог, используя вежливые слова «здравствуй», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». В ходе работы можно менять героев и ситуации, например, встретились близкие друзья, как они будут начинать диалог, с каких слов? «привет», «рад тебя видеть» и т.д.

Упражнение 8. Расскажи поросенку что-нибудь интересное.

Цель: развитие умения вести диалог на заданную тему, отвечать на вопросы.

Оборудование: пальчиковый театр.

Инструкция: педагог говорит ребенку, что тот находится в роли учителя и ему нужно объяснить поросенку новую тему. Педагог дает ребенку тему, по которую нужно объяснить (лучше начинать с темы, которая интересна ребенку, в которой он хорошо развирается, далее можно задавать тему, которая была недавно изучена на занятиях). Задача ребенка рассказать поросенку, отвечая на его вопросы. В роли поросенка выступает педагог. В процессе выполнения задания получается диалог между ребенком и героем.

Содержание упражнений, выполняемых на занятиях с использованием пальчикового театра из фетра можно менять в соответствии с индивидуальными особенностями и опытом ребенка, структурой речевого нарушения, темой и целью занятия.
Выводы по I главе

В результате логопедического воздействия связная речь ребенка с общим недоразвитием речи максимально приближается к возрастным нормам. Это должно проявляться в безошибочном, свободном пользовании диалогической и монологической речью. Умение правильно задавать вопросы, отвечать на них, умение свободно, связно и интересно описывать события реального мира, пересказывать художественные произведения, составлять творческие рассказы – все эти умения могут быть сформированы