Файл: По данным исследований А. Н. Гвоздева, В. К. Лотарева, О. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для всех видов монологических выступлений необходимо уметь концентрировать свои мысли на главном, а не увлекаться деталями, и говорить эмоционально ярко. В детских монологических речах проявилась способность находить связи, зависимости и правовые отношения между предметами и явлениями. 12 Развивайте способность выбирать необходимые знания и находить форму их выражения в связном рассказе. В контексте распространения сложных предложений количество простых и неполных предложений значительно сократилось [19,117]. В среднем, особенно среди старших дошкольников, дети освоили основные виды монологической речи - пересказ и повествование. Рассказ - это своего рода творческая работа, пересказ литературного произведения. В более старшем возрасте детям легче понять произведение, потому что выполненный образец затронет их чувства и заставит сопереживать персонажу. Это вызывает желание вспомнить самые яркие моменты и пересказать то, что вы услышали. По сравнению с пересказом, история представляет собой более сложный монолог. Поэтому гораздо проще воспроизвести законченную работу, чем создать собственное текстовое сообщение в тексте письма.

Детям необходимо развивать детские монологические речи. Обучение рассказыванию историй начинается с простого пересказа небольших литературных произведений, а затем переходит к высшей форме самостоятельного творческого повествования. Даже в старших группах дети должны слышать образцы пересказа от учителей-логопедов (воспитателей), потому что способность передавать свое эмоциональное отношение к описываемому явлению или объекту еще не развита полностью.

На пятом году жизни процесс овладения звуковыми аспектами речи и понимания повествовательной интонации заканчивается (А.N.Гвоздев, А. А. Петрова), грамматические средства усовершенствованы. [1] Дети этого возраста характеризуются диалектическим стилем речи, который позволяет им представлять истории (информацию) не как отдельные слова, а как связанные предложения. Этот тип языка содержит достаточно возможностей для формирования связной речевой деятельности. Это автор А.N.Гвоздева, 13А.V.Запорожец и Д.B.Автор: Эльконин. Стиль повседневной беседы сокращает количество речевых ситуаций и позволяет понимать монологический дискурс, основанный на реальных языковых средствах. Учащиеся развивают умение пересказывать знакомые сказки, читать эссе и декламировать стихи. Из личного опыта [29].


Объяснение, рассказ и первичное рассуждение являются основными типами воспроизведения монологической речи в старших классах дошкольного учреждения. Согласно описанию, речь идет о факте реальности, который содержится в отношениях синхронности. Описание - это краткое словесное описание объекта или явления, показывающее его основные атрибуты или качества, которые находятся "в статическом состоянии". В повествовании говорится, что в отношениях последовательности есть некоторые факты, связанные с последовательностью. Практика - это особый вид рассуждений, отражающий причины и следствия любого факта (явления) [8].

Это помогает успешно овладеть необходимыми условиями для монологической речи: создавать особые мотивы для использования односторонних высказываний, формировать различные виды контроля и самоконтроля (Н.A.Г-жа Голован Лаврик Л.S.Федоренко и А.Зимняя). ;-][7] Когда появляется функция планирования, она может создавать связные заявления и мастерить монологические речи. Это автор Л.S.Выготский, Р.L.Лурия и А.K.Маркова изложила в работе "Психология искусства". Некоторые авторы, занимающиеся этим вопросом, заметили, что способность детей планировать свои монологические высказывания определяется старшими дошкольниками (Л.R.Голубева, Н.A.Орланова и др.). [8]

Таким образом, используя всю речь и когнитивные способности детей в целом, навыки построения монологического дискурса могут быть успешно изучены и способствовать его совершенствованию. Стоит отметить, что изучение монологической речи возможно только в том случае, если лексика, грамматика и словарный запас языка формируют определенный уровень. Именно в этом возрасте дети формируют язык, совершенствуя средства формирования мыслей и построения сознательного вербального дискурса.

По мере взросления, в детстве, дети накапливают много слов. Словарная структура речи фиксируется (увеличивается словарный запас языка, увеличивается общее количество слов, используемых ребенком), накапливается запас слов со сходными или противоположными значениями, увеличивается количество многозначности. В выпускном классе монологическая речь достигла довольно высокого уровня.

Дети с общей речевой гипоплазией могут иметь различные формы речевой патологии. Это может быть алалия или дизартрия и афазия. Как клиническая причина развития общего недоразвития речи, Е.M.Мастюкова выделила большую категорию детей, у которых развилась явная речевая недостаточность из-за неблагоприятных условий беременности их матери или тяжелых патологических родов. Ученые выяснили, что структура речевой недостаточности и компенсаторных процессов зависит от времени травмы головного мозга. Во время раннего эмбриогенеза из-за различных вредных воздействий (отравление, инфекция) обычно формируется сильно пораженный мозг. При максимальной дифференцировке нейронов, то есть на третьем или четвертом месяце внутриутробного развития, структура мозга значительно меняется.



Если в этот период лобная доля левого полушария развивается более интенсивно, то речь будет затронута в первую очередь. R.E.Левина предложила психолого-педагогический метод, позволяющий представить картины нарушенного развития детей на основе некоторых параметров: состояния языковых средств и процессов общения. [1] Согласно Р.E.По словам Левиной, в развитии речи существует три уровня развития. В работах Т.Б. Филичевой четвертый уровень речи вообще недоразвит. Каждый уровень характеризует определенную долю дефектов и вторичных последствий, которые замедляют развитие подчиненных компонентов речи. При переходе с одного уровня на другой меняется язык, повышается речевая активность и меняется речевая мотивация. (Левина Р.E.).

T.B.Филичева определяет III уровень речевого развития детей как развернутые фразы со значимыми элементами детской лексико-грамматики и фонологической гипоплазии фонем. В статье автор утверждает, что дети свободны в общении с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), которые делают соответствующие пояснения в своих выступлениях. Процесс общения с незнакомыми людьми становится все более и более сложным. Через уши дети воспринимают звук недостаточно четко, даже если они знают, как правильно его произносить. Некоторые звуки дети произносят нечетко, большинство из них - шипение и свист. Обычно голос заменяется двумя или более голосами данной голосовой группы одновременно.

В детском лексиконе есть несколько общих понятий, обычно это игрушки, одежда и посуда. Однако в большинстве случаев дети используют антонимы и подстановки, которые не характерны для детей. Именующий уровень развития речи характеризуется нарушением звуко-слоговой структуры, что может по-разному трансформировать иерархический состав слов. В то же время часто встречаются слоги или ожидаемая настойчивость, добавляющая дополнительные звуки и слоги. Он выявляет взаимосвязь между состоянием двигательных или сенсорных способностей детей (фонем) и характером ошибок в произношении слогов. Такие ошибки, как перестановка или сложение слогов, указывают на основные дефекты слухового восприятия детей.

Появление сходства слогов и уменьшение количества согласных у этой категории детей редки, но они обладают изменчивыми характеристиками. Наиболее устойчивая форма указывает на нарушение произношения, проявляющееся как ошибка при сокращении количества слогов, так и сокращение при соединении согласных. В настоящее время он достаточно близок к нижнему пределу развития понимания перевернутой речи. У детей возникают проблемы с пониманием изменений в значении слов (через приставки и прилагательные), они не могут различать морфологические элементы (значение чисел и рода), и им трудно определить логику и выражение времени, пространства и причинно-следственной связи.


Систематически активный словарный запас детей хуже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Отнеситесь к их выступлениям с сосредоточенным отношением. Эти дети малоподвижны. В редких случаях они становятся инициаторами общения и не будут задавать вопросов взрослым. Снижение коммуникативной направленности речи приводит к снижению коммуникативной направленности их речи. Поскольку детям трудно овладеть грамматической структурой и словарным запасом родного языка, трудно своевременно переходить от контекстуальной формы речи к контекстуальной форме, а также процесс развития связной речи.

По словам Г.V.По словам Чиркина, из-за отсутствия основного развития языковых навыков и отсутствия образования на функциональном языке процесс овладения речью детьми с нарушениями речи происходит особым и диссонирующим образом. [1]V.P.Глухов считает, что дети с третьим уровнем речевого развития начинают использовать расширенную фразовую речь, имея при этом некоторые грамматические и речевые дефекты. Можно четко проследить недостатки различных типов монологических выступлений (пересказ, рассказ, описание). [3] Т.D.Барменкова описала пересказ продвинутых дошкольников на 3-м уровне ОНР как ошибку, в которой отсутствуют определенные звенья и "теряются" действующие лица [4].

Иногда описание истории содержит только список объектов и их частей. Дети испытывают трудности с описанием какого-либо объекта в соответствии с планом, предложенным логопедом. Дети могут заменить рассказ описанием частей объекта или конкретных характеристик.

При этом нарушается связь слов, то есть дети возвращаются к тому, что говорили ранее, и не завершают свои мысли. У детей исследовательской категории творческие нарративы часто не сформированы, и им трудно это воспринимать. Творческое задание может быть заменено пересказом знакомого текста. До сих пор существовала 21 серьезная трудность в определении последовательности событий, поиске идеи истории и ее языковой реализации. Когда взрослые оказывают детям помощь в общении, выразительная речь детей может быть использована в качестве средства общения.

T.B.Филичева писала, что старшие дошкольники стараются избегать использования трудных для них слов и выражений, когда их речь III уровня, как правило, недостаточно развита. Когда необходимо использовать определенные слова или грамматические категории, отчетливо виден разрыв в развитии речи. [2] Детям обычно запрещено говорить об играх, они не будут задавать вопросы взрослым, и многие дети становятся инициаторами общения [25].


Аграмматические предложения часто появляются в контексте правильно построенных предложений. Как правило, это происходит из-за ошибок координации и управления. Эта ошибка временная: грамматические категории (формы) могут использоваться в разных ситуациях, как правильных, так и неправильных. T.A.Ткаченко считает, что подробный семантический дискурс детей с ОНР III уровня фрагментирован и не имеет четкой последовательности изложения; причинно-следственная связь действующих лиц не видна, и основное внимание уделяется только внешним впечатлениям.

Когда текст воспроизводится из образца, текст рассказывается по памяти. При нормальных обстоятельствах, когда текст воспроизводится из образца, будет наблюдаться значительная задержка в рассказывании текста по памяти. Дошкольникам с ОНР трудно использовать связную фразовую речь, и они столкнулись с большими трудностями при написании подробных грамматических структур. Старшие дошкольники часто используют короткие фразы и испытывают трудности с подбором правильных слов, не могут подобрать правильные слова, неправильно строят развернутые предложения и не соблюдают связь между элементами сообщения [8]. В результате старшие дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в программировании содержания подробных высказываний и их языкового оформления. Для различных типов дискурса (пересказ, разные истории), смысловых пропусков и нарушений последовательности диалогов характерен низкий уровень развития фразовой речи. [1] Если исходить из этих характеристик, то можно отметить важность формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня в общем комплексе коррекционных мероприятий.
1.3. Методы развития монологической речи у старших дошкольников с ОНР
Для всех вариативных программ, используемых в ДОУ, общим является то, что в них специально выделены вопросы, посвящённые совершенствованию монологической речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками монологической речи, определение важного и необходимого условия для её