Файл: 1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, характерных для общественных порядков стран древнего Востока. Никакого принципиального различия между древневосточными и античными государствами не существует: второстепенные особенности тех и других не мешают нам рассматривать их как государства, принадлежащие к единой рабовладельческой общественно-экономической формации.

История древнего Востока представляет чрезвычайно большой интерес: здесь не только возникли первые в истории человечества классовые общества, но и закладывались основы той материальной и духовной культуры, которая была воспринята и переработана народами Греции и Рима и, в конечном счете, стала достоянием современной культуры.

Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями.

9. Предпосылки образования цивилизации Древнего Египта. Формирование государственного строя.
Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира — Нила. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV - большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры — под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года — провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.


С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

Египетское государство периода расцвета Древнего царства представляло собой деспотию, защищавшую интересы рабовладельческой знати.

Египетское государство достигло большей мощи и централизации, чем государство Саргона в Двуречье: это в значительной степени объясняется природными условиями Нильской долины, где все номы лежали на узком пространстве земли, примыкающем к единственной реке. В этих условиях нормальное распределение воды, равно как и нормальная эксплуатация транспортных средств могли осуществляться только при условии объединения всей страны.

10.Система управления и социальные отношения в Древнем Египте.
В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства. Шумерская цивилизация состояла из несколько городов-государств с населением в несколько десятков каждый. Они обладали собственной письменностью. В объединенном Египте власть правительства распространялась на тысячи квадратных метров с населением в несколько миллионов жителей.
Фараон считался как политическим лидером, так и центром религии древнего Египта. Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом. Также его называли «верховным жрецом каждого храма», поскольку он считался главным культом для поклонения на земле. В глазах древних египтян, власть фараона распространялась между небом и землей. Насколько фараон был благополучил, определяло состояние страны и его народа.

Фараон был ответственным за военное обеспечение и защиту границ. При угрозе захвата территорий он собирал 

армию для войны. С покоренных земель собиралась дань – ценные подарки и боевые трофеи.
Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель. Контроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.
Храмы использовали как места поклонений, зернохранилища и казначейства для хранения зерна и товаров.

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока.
Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.


11.Внутренняя и внешняя политика египетских фараонов.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их перемещения из нома в ном.
Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Эта концепция стала воплощаться в привычных для египтян формах заупокойного культа.
При IV династии централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку все высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи (многочисленных детей и родственников фараонов). 
Сосредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего Египта привело к успехам во внешней политике. Особенно энергичную завоевательную деятельность развил основатель IV династии Снофру (XXVIII в. до н. э.). При нем были выработаны основные направления внешней политики Египта:
1) на юг, в Нубию,
2) на северо-восток, на Синай и в Палестину,
3) на запад, в сторону ливийских племен.
И на всех этих направлениях Снофру одержал крупные победы. При нем был присоединен к Египту Синайский полуостров, где находились богатые медные рудники. Для укрепления северо-восточных границ Дельты была построена линия оборонительных сооружений.

Удачными были походы Снофру в Нубию, после одного из них он взял в плен 7 тыс. нубийцев и увел в Египет 200 тыс. голов скота. Успешными были и войны с ливийскими племенами. 
При IV династии Египет, осуществляющий контроль над захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке. 
Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил государства, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Эксплуатация населения вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой знати и служилой аристократии. О недовольстве политикой
IV династии намекается в папирусе Весткар, где приведены древние сказания о фараоне Хуфу и чародеях. Жена одного из жрецов зачала от самого бога Ра и родила трех сыновей, ставших основателями новой, V династии. Иначе говоря, боги как бы санкционировали лишение власти правителей IV династии и передали трон новым фараонам. В надписях пропадают данные о последних представителях IV династии, не сохранились даже их пирамиды.
Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (XXVIXXV вв. до н. э.) отказываются от строительства огромных пирамид. Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого становится главным государственным культом.
12 . Развитие Древней Месопотамии в III тыс. до н.э. Шумеро-Аккадское царство.
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. 
С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив. 
Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия. 
Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. 
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.