Файл: 1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне. 
В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями.
С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски. 

13.Социальные отношения и система управления в Месопотамии в Старовавилонский период.
Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя. Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Свод законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э.


Экономика Вавилонского государства' времени Хаммурапи базировалась на дальнейшем развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.
Развивалось в крупных масштабах и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строителя домов, кораблей, столяра, плотника, камнереза, портного, ткача, кузнеца, кожевника. К ремесленным профессиям в то время причислялись также врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников законы Хаммурапи устанавливали твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу.

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата, в одних руках.

Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши.

Торговля была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты — тамкары, которые вели крупную государственную и собственную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома.

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.

Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления.
Для старовавилонского периода распостранёнными в экономическом отношении оказались тенденции: поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, мастерских, пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам и др.



Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов.

14.Законы Хаммурапи
ЗХ — результат кодификации действующего законодательства (возможно, с переработкой для устранения противоречий), т. е. сборник действующих законов;
2) ЗХ — собрание «благих пожеланий», т. е. скорее коллекция моральных предписаний и наставлений, чем действующее право;
3) ЗХ — «отчет Хаммурапи богам» о его деятельности в качестве мудрого и справедливого судьи, т. е. сборник конкретных казусов, возможно предназначенный также служить образцом на будущее.


Текст Законов Хаммурапи состоит из пролога, собственно законов и эпилога. Пролог и эпилог написаны чрезвычайно торжественным, ритмичным, намеренно архаизированным языком, изобилуют поэтическими фигурами и, по существу, представляют собой две поэмы в прозе. В отличие от них собственно законы написаны сухим, четким и лаконичным стилем. Таким образом, Законы Хаммурапи являются также и важнейшим памятником аккадского классического литературного языка.

Законы Хаммурапи точно определяют структуру общества, состоящего из трех сословий: свободные общинники (авилум), царские люди (мушкенум) и рабы (вардум). Рабы рассматриваются скорее как вещи, чем как лица, но в то же время в ЗХ можно проследить элементы отношения к ним как к лицам. Так, в случае, если раб оспаривает свое рабское состояние, господин должен «обличить» его по суду, а лишь затем может подвергнуть его наказанию. Что же касается первых двух сословий, то положение авилумов считалось более почетным, ибо только они и были полноправными гражданами. Мушкенумы же как бы находились под патриархальной властью царя и, следовательно, были неполноправными.

ЗХ устанавливают чрезвычайно суровые наказания за посягательство на чужую собственность или на устои патриархальной семьи. Суровость наказаний вообще характерная черта ЗХ: большинство преступлений карается смертью. Основной принцип назначения наказания —талион, т. е. воздаяние равным за равное. Вместе с тем законодатель пытается ограничить определенными рамками ростовщичество. Законы Хаммурапи устанавливают максимальный размер роста по займам: 20% для денежных и 30% для натуральных займов. Устанавливается также максимальный срок долговой кабалы — три года. Впрочем, документы юридической практики того времени показывают, что эти ограничения умели обходить.


Вопрос 15. Древняя Ассирия во II тыс. до н.э. Ассирийские завоевания в начале I тыс. до н.э. и образование военной державы.
В так называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур на рубеже III—II тысячелетий стал центром поклонения одноименному племенному богу расселявшихся вокруг ассирийцев — второй ветви аккадцев (первой являлись вавилоняне). Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Ок. 2000 г. ему был построен храм, а сам город вскоре обнесен стенами. С этих событий и берет начало ассирийская государственность.

Уже во II тысячелетии до н. э. развернулась борьба за создание обширных империй. Вавилон, Египет, Хеттское царство, Ассирия поочередно пытались утвердить свою гегемонию на Ближнем Востоке, но она, как правило, распространялась не на всю ближневосточную территорию, а только на ее отдельные части и была кратковременной. Лишь в I тысячелетии до н. э. борьба за «мировое» господство приобрела огромный размах и привела к образованию крупных военно-рабовладельческих держав древности, грандиозных империй, первой среди которых стала Ассирийская держава, добившаяся господства на всем Ближнем Востоке.

XII в. до н. э. Ассирия переживает полосу упадка, борясь с достигшими Евфрата ок. 1165 г. до н. э. балканскими племенами мушков, только что разрушивших Хеттское царство, и с эламски­ми нашествиями. На рубеже XII-XI вв. до н. э. Ассирия неожи­данно переживает новый взлет при Тиглатпаласаре I (1114- 1076 гг. до н. э.), на короткое время покорившем пространство от Чороха и истоков Куры до Вавилона, Финикии и Тавра (все — включительно).

Уже в это время сформировались основные особенности воен­ной державы ассирийцев.

Начало новому возвышению Ассирии положил узурпатор-военачальник Тиглатпаласар III (745-727гг. до н.э.), проведший ряд важных реформ по укреплению царской власти (разукрупне­ние наместничеств, создание огромной постоянной армии на со­держании казны, отказ от привлечения ополчения, введение по­литики депортаций — «вырывания с корнем»). Армия была пол­ностью преобразована — вооружена железным оружием, колес­ницы сменились конницей, появились особые службы — сапер­ная и разведывательная.


Тиглатпаласар III почти полностью перенес опору царской власти на денационализированную военно-служилую массу .
Вопрос 16 Реформы ассирийского царя Тиглатпаласара III
Правил в период 745-727гг до н. э.
Тиглатпаласар и его сын Салманасар V провели в Ассирии ряд неудачных реформ. Во-первых, были разукрупнены чрезмерно обширные области, новые округа управлялись доверенными лицами царя, усилилась централизация. 

Во-вторых, в корне была реорганизована армия. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, а также воинов-колонистов, которые получали за свою службу земельные участки. В походе и в мирное время каждый воин снабжал себя сам. Теперь же была создана постоянная армия, которая комплектовалась из рекрутов и находилась на полном государственном снабжении. Был создан профессиональный "царский полк" - элита и ядро войска, появилась легковооруженная пехота. 

На внешнем фронте Тиглатпаласар проявил исключительную активность. В 743-740 гг. до н. э. он разгромил коалицию северо-сирийских и малоазийских правителей и с тех пор получал дань от 18 царей. Затем, в 738 и 735 гг. до н. э. он совершил два удачных похода на территорию Урарту. В 734- 732 гг. до н. э. появилась новая коалиция, направленная против Ассирии, в нее вошли Дамасское и Израильское царства, многие города побережья, арабские княжества и Эдом. На востоке Тиглатпаласару к 737 г. до н. э. удалось закрепиться в ряде районов Мидии. Финикийский город Тир выплатил ассирийцам огромную контрибуцию. На юге был побежден Вавилон. Не решаясь на прямой захват Вавилонии, Тиглатпаласар III добился установления личной унии. Он объявил себя вавилонским царем под именем Пулу. 

Завоеванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царем. Именно при реформах ТиглатпаласараIII началось систематическое переселение завоеванных народов - с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73 тысячи человек.

Вопрос 17. Социально-политическое развитие стран Восточного Средиземноморья во II-I пол. I тыс. до н.э.
Развитие социально-экономических отношений