Файл: 1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Держава Маурьев разделялась на провинции со значительной автономией. Четыре провинции считались главными – их давали в управление царевичам. Деятельность местной администрации явно и тайно контролировалась инспекторами из центра. Помимо провинций, были области, затем округа; низшей единицей территориального управления считалась деревня-община . Основная масса вопросов на местах решалась в традициях самоуправления .

Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийскогообщества.

Ка́ста  — социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество. Варново-кастовая система в целом именно благодаря  своей жесткой иерархичности  составляла костяк социальной структуры  Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации, но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии.

Во многом институт касты служил цивилизационным интересам, обеспечению средств существования, в основном за счет сельского хозяйства. Структура аграрного общества, основное место в которой занимали земледельцы, традиционно связанные с ремесленниками, а также сословно-кастовая система представляют собой специфическую для Индии социокультурную модель. уществует ряд теорий, объясняющих происхождение кастовой системы.Кастовое деление досталось пришедшим на Индостанский полуостров народам в наследство от аборигенных племенных сообществ. Подразделенное на несколько родов племя становилось в качестве касты элементом брахманской системы, его члены вступали в брак только внутри этой касты.Происхождение каст является результатом разделения труда, второе ведет к росту производства и экономической эффективности. Это теория не учитывает наследственный аспект кастовой системы. Все эти теории и концепции, несмотря на их разнородность, признают, что деление на касты — это одна из форм социальной дифференциации.

22. Социально-политическое развитие Древнего Китая в эпоху Шан Инь.
Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, «главные дела в государстве — это жертвоприношения и войны». И то и другое нашло достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях. Представления иньцев об окружающем мире и его населении носили отчетливо выраженный этноцентрический характер. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан — резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав Иньского государства. Они различаются по странам света: западные земли, южные земли и т. д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Однако четкой границы между землями и племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель, и наоборот. Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родоплеменного. Оно возникло скорее всего как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их своему влиянию.


Политическое единство иньцев олицетворялось правителем — ваном. Отчетливо выступает тенденция к утверждению единоличной власти государя. Говоря о себе, иньские ваны употребляли торжественную формулу: «Я—единственный среди людей». Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находившемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен. Если же племя признавало власть вана, он жаловал его вождю титул, указывавший на то, что данное племя становилось членом иньской коалиции. Отныне оно могло рассчитывать на покровительство и защиту со стороны вана, который должен был заботиться обо всех своих подчиненных. Вождь племени, получивший от вана титул, обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань, а в случае необходимости предоставлять в распоряжение правителя свои ополчения. Если их территория подвергалась нападению, подчиненные вожди немедленно сообщали об этом вану. Ван был одновременно и верховным жрецом. Только он мог по трещинам на гадательной кости определять волю божества.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем.

После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, который «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать события, относящиеся к последней трети XI в. до н. э. и вошедшие в историографию как «чжоуское завоевание».

23. Возникновение циньской империи и ее организация. Реформы Цинь Шихуанди.

В ходе непрерывной междоусобной борьбы древнекитайских царств на протяжении V-III вв. до н. э. выявилась определённая историческая тенденция - необходимость политического объединения разрозненных царств в единое сильное государство, способное обеспечить господство эксплуататоров над массами эксплуатируемого населения, безопасность границ и возможность захвата у соседних народов новых земель и рабов. Объединение страны в тех условиях было возможно лишь в результате насильственного подчинения одному, более сильному царству, территории всех остальных государств. В силу изложенных выше причин сильнейшим из древнекитайских царств к середине

III в. до н. э. оказалось царство Цинь. Дальнейшие завоевания Циньского царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-210). Ко времени вступления его на циньский престол граница царства Цинь на востоке достигла современного города Кайфына (в провинции Хэнань). Ин Чжэн, оказавшийся человеком железной воли, стал проводить ещё более активную, чем его предшественники, завоевательную политику. В масштабе всей империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна в царстве Цинь. Границы прежних царств были уничтожены. Огромная территория Циньской империи была разделена на 36 областей - цзюнъ (после завоеваний на юге Китая здесь было создано ещё 4 области), подразделявишхся на уезды - сянъ. Во главе каждой области стояли два управителя- представители гражданской и военной власти, назначаемые из столицы. В основу организации системы государственного управления были положены принципы учения фацзя. Все чиновники должны были руководствоваться твёрдо установленными едиными законами. Для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники - инспектора - цзянъюйгии, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Ши хуанди.

Введённые при Цинь Ши хуанди, по примеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие законы сурово карали за малейшие проступки. Многие преступления наказывались мучительными казнями. Особенно серьёзные преступления карались казнью не только самого виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях.
Прежняя аристократия завоёванных Цинь Ши хуанди царств была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Все те, кто противился мероприятиям императора, подвергались мучительной смертной казни, а члены их семей обращались в государственных рабов.

Прежние аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали отныне богатство и государственные заслуги.

С целью ослабления своих внутренних врагов Цинь Ши хуанди приказал отобрать всё оружие у частных лиц и перелить его в бронзовые колокола. Эта мера должна была обезоружить представителей прежних царских и аристократических родов и пресечь возможность их мятежей. С этой же целью были разрушены все крупные укрепления внутри Китая, которые могли представлять для Циньской империи серьёзную опасность в случае восстаний.

По приказу императора в империи сооружались дороги и транспортные каналы, связывающие столицу со всеми областями огромного государства. Для
сохранения дорог были унифицированы оси телег, так как повозки с длинными осями выходили из колеи и портили дороги, проведённые в мягкой лёссовой почве. Были введены единые для всей империи меры веса, длины и ёмкости и проведена денежная реформа, установившая единую монету. Все эти мероприятия способствовали развитию торговли в Циньской империи. В качестве денег теперь стали употребляться только золотые слитки и единообразная медная монета.

По приказу Цинь Ши хуанди была проведена реформа письменности. До образования Циньской империи не существовало единой формы письменных знаков, в различных частях древнего Китая иероглифы писались по-разному. Теперь было установлено единообразное для всей страны письмо, называемое сяо-чжуанъ (малое упрощённое письмо). Это циньское письмо легло в основу современной китайской письменности.


24. Внутренняя и внешняя политика ханьских императоров. Причины гибели империи.

На развалинах Циньской империи основалось новое государство во главе с динатией Хань. Экономическое положение крестьян несколько улучшилось: были снижены налоги и облегчены государсвенные трудовые повнности. Государственная власть оставалась в руках аристократии. При царях из династии Хань аристократы – земледельцы сосредотачивают в своих руках большие земельные владения. Сельские общины постепенно разлагались, широкие слои крестьян разорялись, что приводило к увеличению рабов в стране. Беднякам приходилось продавать в рабство своих детей. В годы войны рабовладельческая аристократия, опираясь на аппарат государственной власти, облагала население различными дополнительными податями. Таким образом, в период династии Хань был введн натуральный налог с урожая, взимавшийся со всего населения. Для увеличений доходов казны в правление У Ди были введены монополии на соль и железо. Также, создавались специальные рынки рабов. Разорение трудовых масс, постепенный распад сельских общин, рост крупного землевладения работорговли – оказывает обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы. Чтобы сделать труд раба более производительным, рабовладельцы сажают рабов на землю, давая им участки земли и позволяя вести собственное хозяйство, что способствовало появлению переходной формы от рабовладения к феодальным отношениям, которые частично напоминают древнеримский колонат.
В период Хань значительно растет внешняя торговля и в связи с этим широко развивается завоевательная политика. В конце 2 века до н. э. при императоре У Ди китайцы проникают довольно далеко на запад. Китайские караваны направлялись через Восточный Туркестан в район южных оазисов Таримского бассейна и в области между Оксом и Яксартом. Особенно оживленные торговые взаимоотношения китайцы установили с Ферганой. Различные товары привозились в Бактрию, откуда персидские торговцы везли их дальше на запад, в Сирию. Китайцы вывозили шёлк, а ввозили различные ткани, пестрые ковры, стекло, металлы, драгоценности, яшму и кораллы, лекарства, а из Бактрии – лошадей и верблюдов. Через Персию и Сирию китайские товары проникали в Римскую империю. Китайское правительство устанавливает дипломатические и торговые отношения с многочисленными государствами. Широко развивается внешняя торговля и завоевательная политика еще большее обогащали рабовладельческую аристократию, что создавало внешний, кажушийся эффект «благосостояния» страны и государства.