Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Предмет философии. Функции и разделы.

Генезис философии относится к 7-6 веку до н.э., когда одновременно в трех регионах мира (Древняя Индия, Китай и Греция) возникли первые философские концепции о мире и понимании человека. Слово ФИЛОСОФИЯ появилось позже, и впервые его употребил Пифагор в середине 6 в. до н.э. Философия переводится с греч. Как «любомудрие», где «София», «софьиность» - это мудрость. Неслучайно первых философов называли мудрецами знающих абсолютно все. Философию можно определить:

А)как форму;

Б)как форму общественного сознания;

В)как тип мировоззрения.

Философия – это высший тип мировоззрения рационально-теоретический, определяющий обобщенный взгляд на мир и место человека в этом мире.

Впервые толкование предмету философия дали греческие философы Платон и Аристотель (5-4 в до н.э.).

А) Это был период античности. Рождению философии предшествовали обыденные знания, религиозные и мифологические, а также житейская мудрость. Житейская мудрость – осмысление повседневного жизненного опыта. Но философы греческие не были удовлетворены житейской мудростью, они стремились к такой мудрости, софийности, которая помогла бы им нарисовать общее представление о космосе, о мире, о человеке. Неслучайно Аристотель называл философа того, кто умел удивляться и восторгаться, ибо размышление начинается с удивления. В качестве предпосылок философии выступили религиозные верования (фетишизм, тотемизм, магия) и мифология. Эти знания содержали в себе естественное и сверхъестественное, реальность и вымысел, т.е. о своему характеру они были иррациональны. Рождение философии все поставило на свои места, т.е. произошло разделение знаний на иррациональные и рациональные. Первая форма рационализма – философия, из которой в дальнейшем возникнут все науки. Значит философия – матерь, она старше всех. В отличие от мифологии и ранних религий, философия стала ориентироваться не на традицию, не на авторитет, а на свободное и критическое отношение к миру. В условиях отсутствия науки, философия заняла статус «Царица наук», способная дать теоретическое объяснение происходящему вокруг.

Б) Средние века. Философия теряет свой господствующий статус, и превратилась в «служанку - богословия»

В) Эпоха Возрождения и Нового времени. Подняли философию с колен, и она начинает развиваться в союзе с наукой.

Г) В 19 веке все более господствует, становится доминантной наука, возникает позитивизм О. Конте,
который опирался на частные науки, а философию считал устаревшей и ненужной.

Д) В том же 19 веке Маркс и Энгельс, определили философию, как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Е) В результате многочисленных дискуссий и споров, сегодня философия рассматриваетс, как рационально – теоретическая форма. Главная задача философии создать универсальную картинку мира, показать предназначение и место человека, таким образом, предметом философии выступает весь мир, взаимоотношения человека и мира, а также всеобщие законы их развития.

С момента своего возникновения стала оформляться структура философского знания, т.е. самостоятельные разделы со своим особым предметом исследования. Первым таким разделом явилась онтология (учение о бытие и субстанции), следом возникает гносеология (учение о познании), антропология (учение о человеке), аксиология (учение о природе ценностей), социология (наука, изучающая общество), психология (наука, изучающая закономерности сознания и самопознания), логика (наука, о способах рассуждения, о методах и законах правильного мышления), этика (учение о морали и нравственности), эстетика (учение о красоте и гармонии мира), футурология (наука прогнозирования будущего). Уже в античности благодаря Платону и Аристотелю сложился основной вопрос философии: Что первично? Что вторично? Материя или дух? Возможно, ли познать окружающий мир? Кроме основного вопроса, есть вечные, открытее вопросы:

-Что есть мир, в котором я живу? Откуда и как возник человек? Пылинка или наоборот? В чем смысл жизни человека? Что такое жизнь, смерть и бессмертие? Что такое любовь, счастье, дружба, успех, справедливость? И так, главная задача философии это формирование мировоззрения, личные позиции человека, эту задачу философия выполняет благодаря след. функциям: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, гносеологическая, воспитательная, критическая, прогностическая.

2.Философия как тип мировоззрения, его структура. Соотношение философии, религии и науки.

Мировоззрение – это взгляд на мир, это система взглядов и отношений к миру и место человека в нем.

Мировоззрение – это сложное духовное образование включающее в себя знания и убеждения, идеалы и ценности, верования и мечты, правовую культуру ,эстетические вкусы и т.д.


Мировоззрение присуще индивиду, коллективу, обществу и миру в целом. Благодаря мировозреннию каждый из нас ориентируется и живет в обществе. В мировоззрение выделяют 2 уровня: чувственный (мировосприятие) и рационально-теоретический (миропонимание). Каждая историческая эпоха имеет свое мировоззрение, поэтому мы выделяем 3 исторических типа мировоззрения: 1)мифология – форма мировоззрении и общественного сознания, основана на фантастическом вымысли антропоморфизм (очеловечивание природы) и синкретизм (нерасчлененность знаний, где вымысел переплетается с реальностью, с правдой). 2) Религия – форма общественного сознания, основана на вере в сверхъестественное, а также на удвоение мира. 3) Философия (высший тип) – как мировоззрение философия зародилась в условиях цивилизации, когда произошел поворот от мифа к логосу (мировой разум). В рамках философии, как мировоззрения, необходимо выделить следующие формы философского мировоззрения, в зависимости от исторического типа: 1)космоцентризм (античность), когда в центре мироздания находится космос. 2)теоцентризм (средние века), когда в центре мироздания находится Бог. 3) антропоцентризм, когда в центре мироздания находится человек ( в эпоху гуманизма). В соотношение философии, науки и религии, необходимо помнить, что философия не наука и не может быть ей, т.к все науки родились по мере своего развития. Философию и науку объединяет рационализм мышления, а остальные формы знания – религия, мифология, эзотеризм (тайное, скрытое от посторонних глаз учение, знание, предназначенное исключительно для посвященных) представляют собой иррационализм. С момента своего возникновения наука и философия развивались в диалектической взаимосвязи и тем немение необходимо выделить конкретные различия между философией и наукой: 1) научное знание объективно, а философское субъективно; 2)научное знание аргументировано, доказательно, опирается на эксперимент, факты, а в философии ничего этого нет. 3) научные знания обобщенные, т.е. опираются на общие законы и правила, а в философии каждый философствует сам. 4) а в философии существует плюрализм, т.е. множество школ и направлений. 5)научные знания имеют практическую ценность, научные знания утилитарны (неизменяемы), а философские знания способствуют духовному обогащению личности. Философия , наука и религия стремятся познать истину, но эти истины различны: а)религиозная истина – это Бог, б)научная истина – это конкретное, доказанное, адекватное объекту знание; в) философская истина – это благо (добро), это поиск идеала совершенного человека.
Философия – это рационально-теоретическое учение о мире в целом, об общих принципах и законах его бытия и познания.
3.Понятие мировоззрения, его структура. Социально – исторические типы мировоззрения.
Мир-ние - это обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических правовых, нравственных, эстетических, религиозных убеждений и идеалов людей. Особенности мир-ния 1) оно отражает действительность в её целостности т.е. не отдельные вещи и явления, а мир в целом. 2) отражает действительность в её значимости для человека и человечества 3) отражает духовный потенциал самого человека и человеческого общества т.е. мир-ние - явление историческое. Главные понятия в мир-нии - мир и человек. Мир в отношении к человеку и человека самоопределяющийся в природном и общественном. мире. Благодаря мир-нию человек осознает себя, оценивает свои потребности и идеалы, интересы и молитвы поведения. Таким образом мир-ние выполняет ф-цию самосознания т.е. оно служит инструментом в практическом сомоопределении человека как в природной сфере так и в общественной. При помощи мир-ния человеку открывается мир, и то каким он открывается в значительной степени зависит от мир-ния. Мир-ние является миропониманием, поскольку это совокупность определенных знаний человека. Мир-ние - средство духовного и практического миропреобразования. Мир-ние - способ духовно-практического освоения мира. Освоение мира- способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности. Освоен. Мира включает: 1) Материально практическое преобразование мира: стремление преобразовать природный и социальный мир в соответствии с своими потребностями(животные берут природу такой, какой она есть в отличии от человека) 2) Духовно-позновательное(теоретическое) освоение мира, сюда входит стремление отразить в системе знаний действительность в том виде как она существует вне человека. 3) духовно практическое освоение мира, это стремление постичь мир в его значимости для человека и человечества т.е. стремление учесть потребности человека, желание, цели и интересы и в соответствии с ними освоить мир. Этот способ включает в себя эмоционально-чувственное переживание человека. Мир-ние можно отнести к духовно-практ. способу освоен. Мира. Мировозрение включает в себя наряду с представлениями о мире личное отношение человека к миру, это его переживания, эмоциональное отношение к явлениеям и оценка явлений мира в соответствии с потребностями, интересами, идеалами и т.д. Сущ различные формы проявления мир-ния. Оно может выражаться как на языке политики, права, искусства, религии ... Но на каком бы языке мир-ние не выражалось оно является проявлением самосознанием человека. Таким образом мир-ние каждого конкретного человека проявляется в различных формах. Мир-ние прежде всего проявляет себя в форме повседневно-обычного сознания, и выражается в виде обыденного языка человека. Исторические типы мировозрения: Мифология, Религия, Философия Мифология - целостная нерасчепленная коллективно выработанная и стихийно функционирующая форма самосознания чел. Эта форма самосознания чел. была господствующей в первобытном обществе. Миф. Мир-ние
первобытного человека характерно для человека, который не выделил себя из природы, основу общественного бытия человека составляли кровнородственные отношения, семейнородовые связи следствием этого является: 1) Природные явления в мифах уподобляются человеку, наделяется одушевленностью. А с другой стороны человеку присваивается черты природных явлений. Раличные связи между природными явлениями воспринимается как связи кровнородственных отношений, мир в целом рассматривается как одна большая община. Миф-ия явл-ся зачатком будущих форм сознания: религия, философия, наука, искусство... Какие вопросы ствавились и решались в мифах: 1) Почему и как возник мир? 2) Какие основные отличительные особенности человека в этом мире, его отношение с окружающим миром? 3) В мифах ещё не проводится различие между объективно-существующим миром и миром в переживаниях человека. воображаемое и переживаемое человеком объявляется единственной реальностью. Главная задача мифа - зафиксировать опыт человечества и возможность его использовать, осознать мир и себя в этом мире. Для мифа хар-но отождествление субъективного и объективного, воображаемого и действительного, образа и идеи, вещи и слова. Например: воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается как подлинная реальность. Миф ориентируется обычно на прошлое (этот опыт прошлого передается в сказках, мифах и т.д., где фантастическое переплетается с реальным). Особенность мифа в том, что он воздействует на чувства человека. В период разложения родового строя и формирование рабовладельческого происходит и распад мифологической формы сознания. Происходит формирование индивидуальных форм сознания и миф трактуется как фантазия человека(его творчество). В родовом строе миф воспринимался как жизнь. При переходе мифологической формы сознания в другие происходит формирование искусства. В этот период формируется религиозное сознание(религия одна из форм культуры человека) Религия - духовно-практическое освоение мира, которое осуществляется удвоение мира на естественный и сверхъестественный; и всегда предполагает доминирующую роль свер. сил в мироздании. Религия всегда побуждает сознание человека принять то, что логически невозможно доказать. Благодаря этому можно воображаемое принять за действительное. Некоторые священники(Фома Акв.) пытались доказать существов. бога. В религии существует определенная направленность на св.естест. потустороний мир. Этот мир противоположен земному. Для верующ. Человека характерна вера в чудо(высш. Разум). Для религии характерна определенная ритуальная жизнь. Для христианства хар-на идея спасения. В миф-гии сознание направлено на прошлое, а религ. Сознание больше направлено на будущее. В мире сущ. 3 основные самые развитые формы религии: 1)христианство, 2)буддизм, 3)ислам. В них освещаются общечеловеческие нравственные формы и ценности, утверждается их приоритет ко всему инному. Для христ. Хар-но: 1) Единство чел. рода. 2) Идея равенства всех людей перед богом 3) Идея свободы личности 4) Спасение будущих 5) Ответственность каждого человека в отдельности за судьбу человечества. Еще одним типом мир-ния возникшим на ряду с религией - философия. Она претенует на понятийное, логически обоснованое, систематезированое видение мира и объяснение мира ичеловека. Фил. в отличии от рел. опирается на лог. доказ. Поэтому фил - это есть наука и не только.