Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т.п. В истории общества ненасилие выражалось в непротивлении, хотя часто воспринималось всего лишь как воплощение покорности, пассивности, слабости. На этом основании выдвигался аргумент в пользу насилия, который состоял в том, что без него нельзя противостоять агрессивным формам зла (например, тирании). И как бы плохо ни было насилие, оно все же лучше покорности и трусости. Насилие считается оправданным как противонасилие. Однако, этот аргумент не совсем состоятелен, поскольку существует еще один тип поведения - это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости ненасильственными методами. Этот тип поведения является морально оправданным.

Одними из главных черт современного цивилизационного общества являются правовое государство и гражданское общество. Правовое государство – это государство, признающее приоритет закона и права, и осуществляющее свою деятельность в рамках закона и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гражданское общество – это система общественных организаций, общественных движений и добровольных обществ, осуществляющих общественное самоуправление. Структура гражданского общества: профсоюзы, женские и молодежные организации, ветеранские союзы, добровольные общества, экологические организации, церковные организации и т.д. Гражданское общество и правовое государство существуют вместе в тесной взаимосвязи, причем гражданское общество контролирует деятельность государства.

52. Формационная и цивилизационная модели общественного развития.

Важным аспектом изучения общества в рамках философии выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения. Выделяют 2 основных подхода к изучению процесса исторического развития.

1) согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Формационная модель удачно показала общий принцип поступательного развития человечества, позволила обосновать принцип
преемственности в общественном развитии, дать классификацию государств на основе развития в них производительных сил и производственных отношений. Однако она оказалась недостаточной, когда все более стала обнаруживаться неравномерность развития отдельных регионов мира, когда капиталистический способ производства показал свои эволюционные возможности.

2) цивилизационная модель опирается на теорию «локальных цивилизаций» (Тойнби, Шпенглер). Теория локальных цивилизаций подчеркивает человеческое, личностное содержание исторического процесса. Объективные процессы истории в значительной мере опосредованы человеческой личностью, так как проходят через ее внутренние мир, опыт, конфликты. Объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые Тойнби назвал обществами или цивилизациями – именно они представляют собой единицу истории. Согласно цивилизационной концепции, исторический процесс предстает как последовательная смена самобытных и исторически переходящих цивилизаций. Каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный и уникальный феномен, проходящий в своем развитии последовательно фазы рождения, роста, надлома и разложения. Главный критерий роста – прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности. Достоинством цивилизационного подхода явилось то, что он позволил преодолеть европоцентризм в понимании исторического развития, синтезировать объективный подход к истории и понимании роли субъективного фактора, связанного с деятельностью человека.

53. Цивилизация как социокультурное образование. Восток, Запад и Россия.

В современной философии целостная характеристика общества дается в понятиях культуры и цивилизации. Культура охватывает все сферы человеческой деятельности, связывает воедино подсистемы общества. Культура создает условия для развития цивилизации. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без собственной культуры, как не существует и культуры в отсутствии цивилизации, но они не тождественны друг другу. Таким образом, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие "культура" характеризует че­ловека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характери­зует социальное бытие самой культуры. Антагонистические об­щественные отношения накладывают отпечаток на характер ци­вилизации, порождают глубокие противоречия в развитии куль­туры.


С древних времён различались Восточная и Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и другие факторы. На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и философских форм общественного сознания. В Китае – буддизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, брахманизм. Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей. Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы её освоения. Это специфическое человеческое начало стало здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо и в её культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.

Бесспорно, культура России давно вошла в Культуру Запада. Это в первую очередь относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и проч. Но всё же мы вошли в западную культуру, прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым… А в России есть всё: элементы европеизма и азиатчины. Есть чисто восточные (в религиозном и традиционном смысле) части страны, есть более западные, есть чисто западные. Эти два начала на территории бывшего СССР сегодня вылились в территориально-национальные конфликты. Общество у нас смешанное, и говорить, что мы должны смотреть только на Запад или только на Восток, неверно. России предстоит усвоить новые общечеловеческие ценности через культуры своих народов. Мы можем с полным правом говорить не просто о Восточной и Западной цивилизациях, а о духовных цивилизациях Запада и Востока. И хотя Цивилизация – это целостное социокультурное образование, её «ядром» является духовность в смысле бытия самой культуры и её влияния на всю общественную жизнь.

54. Культура как объект философского анализа. Культура и цивилизация.


Понятие культуры возникло в античности в работах римского оратора Цицерона и означало «возделывание почвы». Со временем понятие обогащалось своим содержанием и в настоящее время оно употребляется в другом смысле. В современной философии и культурологи насчитывают более 100 определений, но мы выделим 2 основных:

1) в культурологи принято определять культуру в аксиологическом аспекте: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей за всю историю человечества.

2)философия трактует культуру иначе: культура – это искусственная среда, созданная человеком для собственного выживания в природном мире.

Любое животное в рамках своего биологического вида с момента рождения приспособлено к выживанию в данной природе за счет инстинктивной программы. У человека как более высокого биологического вида такой программы нет. Следовательно, он был вынужден искусственно создавать себе условия для выживания в природной среде. Человек – единственное существо, способное передавать накопленный опыт последующим поколениям с помощью культуры. Следовательно, культура надстраивается над естественной средой, представляя тем самым «вторую» искусственную природу. Культура – промежуточное звено между природой и обществом, а культурогенез происходил одновременно с антропосоциогенезом, следовательно, это антропосоциокультурогенез. Его результатом является человек как социокультурное существо.

В современной философии целостная характеристика общества дается в понятиях культуры и цивилизации. Культура охватывает все сферы человеческой деятельности, связывает воедино подсистемы общества. Культура создает условия для развития цивилизации. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без собственной культуры, как не существует и культуры в отсутствии цивилизации, но они не тождественны друг другу.

55. Понятие, природа и классификация ценностей.

Понятие «ценности» в философский лексикон введено во второй половине 19в. Лотцем, который охарактеризовал ценности как значимость чего-либо в отличии от существования объекта или его качественных характеристик. В это же время складывается особый, относительно самостоятельный раздел философии – учение о ценностях, или аксиология. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого существования. ценности – это значимые для человека объекты (материальные и идеальные). ценности есть важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Однозначного ответа на вопрос «что такое ценность?» не существует, поэтому выделяют несколько точек зрения по данному вопросу. В
натуралистических теориях ценности представлены как отражение естественных потребностей человека или законов природы. Представители объективно-идеалистических философских школ рассматривали ценности как особый автономный мир духовных сущностей, находящихся вне пространства и времени, вне объекта и субъекта. Субъективно-идеалистическое направление в аксиологии рассматривает ценность как функцию психической деятельности человека. Если исходить из основных принципов диалектического материализма. то ценностями следует считать предметы, их свойства и отношения, обладающие положительной значимостью для человека, класса и общества в целом.

Классификация ценностей:

1) естественные – природа (земля, вода, полезные ископаемые) и созданные – ценности, полученные в результате обработки природы человеком.

2) материальные – произведенные человеком продукты труда, орудия и средства производства, материальные блага; и духовные – произведения искусства, исторические памятники, открытия науки, подвиги и т.д.

3) также ценности классифицируют по областям социальной жизни: производство, потребление, экономика, политика, право, мораль, искусство, религия.

4) предметные - ценностные характеристики (свойства) предметов и непредметные (ценности сознания) – идеи о должном, справедливом, прекрасном благе, счастье, свободе.

56. Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности.

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания. → почти вся деятельность научного сообщества направлена на получение нового знания Три крупных стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации: классическая рациональность (соответствующая классической науке), неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность.