Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приобретаются с помощью органов чувств, когда в результате взаимодействия субъекта и объекта познания рождаются чувственные образы.

Различают их 3 формы :

1.Ощущения - это чувств. образ отражающий единичные и поверхностные свойства предметов в момент непосредственного воздействия объекта на субъект.

2.Восприятие – это чувств. образ, дающий целостное отражение предмета при взаимодействии субъекта и объекта познания.

3.Представление- это чувств. образ, воспроизводящий по памяти ранее полученные чувственные знания. Не случайно про чувст. познание говорят , что это субъективные образы объективного мира. Чувственное познание –это предпосылка теоретических знаний без которых необходимо рациональное познание. Хотя чувст. знание имеют ограниченный характер и дают лишь внешние знаний о предмете , они все равно необходимы в познавательном процессе.

Суть предмета познается рациональным путем, т.е в процессе логического понимания изучаемого предмета .

Формы рационального мышления:

1.Понятие – мыслительный образ, отражающий наиболее общие и существенные признаки и свойства изучаемого предмета. Выражается одним словом : закон, философия , человек, наука.

2.Утверждение – это форма мысли , в которой что то утверждается или отрицается в изучаемом предмете. Выражается в виде предложения (утвердительное или вопросительное).

3.Умозаключение- форма мышления , которая их 2-х суждений выводит новое суждение (простой силпологизм ).

Познавательный процесс содержит в себе не только мысли и чувства , но и интуицию, воображение , веру и волю. Познавательный процесс начинается с практики , которая ставит проблему перед теоретическим познанием и заканчивается ею. История человечества подтверждает это. На смену практическому житейскому знанию на определенной ступени пришло теоретическое научное знание в момент генезиса философии. Все научные открытия свою истинность подтверждают в практическом плане. Отсюда практика не только источник знания , но их главный стимул, такова позиция диалектического материализма (марксизма).

Исходя из такого, что практика выступает как источник знаний и их критерий необходимо различать следующие ее виды: труд, социальный опыт человечества- все виды общественной деятельности человека ( политика, творчество и т.д.), научный эксперимент-научный опыт, позволяющий в искусственных условиях моделировать изучаемый объект.


Цель любого познания – правильное, т.е. истинное знание о мире.

Учение об истине включает в себя следующие ее виды :

1. Объективна истина –это такие знания о мире , содержание которых не зависит ни от человека , ни от человеческой цели.

2.Относительная истина – не полное знание о предмете, которое в дальнейшем бутет уточнятся и дополняться. Человек живет в мире относительной истины.

3.Абсолютная истина-это полное исчерпывающиеся знание о предмете , которое не может быть опровергнуто.

Возможно ли она? Ответа одного нет и поэтому есть 2-е позиции: догматизм –утверждает что абсолютная истина возможна, а релятивизм утверждает приоритет относительной истине. Исходя из того, что практика выступает, как источник знаний и их критерий необходимо различать следующие ее виды:

А) труд;

Б) социальный опыт человечества – все виды общественной деятельности человека;

В) научный эксперимент – это научный опыт, позволяющий в искусственно созданных условиях моделировать изучаемый предмет.

48 Научное и вненаучное познание . Научная картина мира.

Познание человека начинается вместе с его возникновением поэтому первой формой знаний выступают а)житейско-практические знания основанные на обычном опыте и житейской мудрости.

По мере развития сознания и мышления человека появляются другие формы донаучного сознания: б) мифологическое основанное на диалектике рационального и эмоционального отражения действительности. Специфика мифологического знания в том , что оно носит синкретический характер, т.е. нерасчлененность знаний. В) художественное знание (искусство) носит иррациональный характер и основано на эмоционально-чувственном отражении действительности. Характерная черта его – художественный вымысел и художественный образ , где знания носят субъективный характер. Г) Религиозное знание, основанное на вере в сверхестественные образы – бога и божеств. Это также иррациональная форма знания, где знания не нуждаются в доказательстве их истины.

Д) Филосовское знание – это первое рационально-теоритическое знание , основанное на логике мышления и и понитийном аппарате.

Все перечисленные формы относятся к донаучному знанию, т.к. наука сравнительно молода , а значит и научное знание появилось только в ходе научной революции 16-18 векав. До 17 века существовала преднаука или древняя наука..Для него было характерно умозрительность, описательность и отсутствие экспериментальной базы.. У истоков современной
науки стояли гениальные ученые Галлелей, Ньютон,и др., которые опирались на современные методы научного познания.

Наука-это совокупность теоретических знаний о мире, опирающаяся на аргументацию (доказательность) , эксперимент и понитийный аппарат..Этапы научно- исследовательской деятельности : 1) постановка проблемы 2) сбор эмпирического материала 3) гипотеза 4) эксперимент 5) подтверждение экспериментальной гипотезы и превращение ее в теорию

Критерии научности знаний : объективность , достоверность , доказательность , общезначимость , системность , эвристичность (поиск), практическая значимость.

Методы научного познания

ЭМПИРИЧЕСКИЕ : наблюдение , описание , измерение, эксперимент. ТЕОРИТИТИЧЕСКИЕ : индукция , дедукция, аналогия, сравнение , обобщение , моделирование , математизация.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ : анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.

Этапы современной науки:1.Классическая наука (16-18 века – конец 19 века)

2.Неклассическая наука ( конец 19 – середина 20 века) Черты - отсутствие претензий на объективные знания, понятие истинности уступило место валидности т.е. обоснованности, причинность и детерминизм уступили место вероятности и индетерминизму ( отрицание детерминизма), релятивизм и плюрализм стали господствовать в науке.

3.Современный этап – пост классический ( середина 20века- настоящее время).

49. Философское понимание общества. Общество как система.

Общество изучается различными науками: социологией, психологией, историей, педагогикой и другими. Но соц.философия дает, в отличии от других наук, целостное представление об обществе как процессе- от социо генеза до перспектив будущего человечества. Общество как предмет философского анализа становится уже в Античности- у Платона (идеальное государство) и Аристотеля, а затем у Макеавелли (эпоха Возрождения), социальная философия нового времени: Гоббс, Локк, Руссо(«теория общественного договора, «теория разделения властей»), в «философии права» Гегеля (гражданское общество) и т.д.

Необходимо различать такие понятия как «общество» и «общность»-это форма совместного бытия людей связанных между собой общим происхождением, исторической судьбой, языком и культурой.

Общество- динамически развивающаяся система форм жизнедеятельности людей, объединённых общими интересами и общественным договором (гос-во и конституция).


Формы общности: семья, род, племя, народ, нация. В соц.философии сложились различные концепции по происхождению общества:

А)религиозная-по ней общество появилось как результат провиденциализма.

Б) идеалистическая (объективный идеализм Гегеля и Платона): общество-это продукт деятельности абсолютной идеи, духа, мир.души, мир.воли.

В) материализм (диалектический и исторический) Маркса и Энгельса: Общество-это результат трудовой деятельности и выделение человека из природы, где антропогенез и социогенез совпадают- антропосоциогенез (общество и человек идут одновременно)

Г) натурализм (географический детерминизм (причинность)): общество возникает в результате экстремальных изменений в географ.среде.

В современной философии принято различать 2 модели общественного развития- формационную и цивилизационную(Шпенглер, Тоинби). Различия между этими моделями в том, что по Марксу история развивается по единым и общим законам через смену общественно-экономических формаций. У представителей цивилизационной модели история не имеет единого направления и каждое общество и цивилизация имеют свою специфику исторического развития (плюрализм), у Маркса- монизм.

Современное общество характеризуется чертами: динамика, мобильность, маргенальность (человек который оказался на стыке разных соц.групп и культур,плохо приспособленный к новым условиям: эмигрант, бомж, люмпен)


50. Человек и общество. Человек в системе общественных связей.

Общество изучается различными науками, но социальная философия в отличие от других наук дает целостное представление об обществе как процессе – от социогенеза до перспектив будущего человечество. Общество – это динамически развивающаяся система форм жизнедеятельности людей, объединенных общими интересами и общественным договором (государством). Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к целенаправленной деятельности (труду). В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения — и материальные, и духовные — обладают высокой степенью абстрактности. Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

51. Проблема насилия и ненасилия в философии. Государство и гражданское общество.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно