Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.
По мнению Декарта, в мире существует бесконечное множество атомов. Также бесконечно и число форм атомов. Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих.Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов.
Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения.
Эпикур (341-270 до Р.Х.) - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии. Родился и вырос на о. Самое. В восемнадцатилетнем возрасте переселяется в Афины (временно); а в 35-летнем - окончательно и основывает там школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Эта школа в дальнейшем получила название "Сад Эпикура".
Для обоснования своей этики Эпикур привлекает атомистику Демокрита. Он исходит из трех сформулированных им предпосылок:
1) ничто не возникает из несуществующего и в него не переходит;
2) вселенная была всегда именно такой, какова есть в настоящее время и всегда будет та-кой;

3) вселенная состоит из тел и пустоты.
Эти предпосылки принимались и предшествующими философами, в том числе Демокри-том и Левкиппом. Вслед за ними Эпикур признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются по форме, величине и весу.

Выделение Эпикуром отличия атомов по весу - весьма существенная черта его концепции.
Отличие физики Эпикура от физики Демокрита также состоит в понимании движения атомов. Демокрит утверждал, что движение атомов в пустоте определяется внешней механической необходимостью. Эпикур же считал, что атомы свободно отклоняются от прямолинейного движения.
При движении атомы самопроизвольно отклоняются от прямолинейного движения и переходят в криволинейное. В этом состоит оригинальный вклад Эпикура в развитие атомистики. Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру для того, чтобы объяснить их столкновение между собой.

Этим он объясняет свободу, которая присуща атомам: под действием тяжести атомы двигаются или по прямой, или беспорядочно, и при этом происходят случайные отклонения и столкновения. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна явиться основой для концепции свободы человека.

8.Сократовский переворот в философии. Софисты и Сократ.

В 5 веке до н.э. в философии происходит переориентация в проблематике, т.е. от природы космоса к человеку и его духовному миру. Речь идет о антропологическом перевороте, что означало, что объектом исследования становится человек. Началу этому перевороту положили софисты в 5 веке до н.э. Они изучали духовный мир человека, с позиции релятивизма (относительности), поэтому знания у них носили относительный релятивиский характер. Подтверждением этому является знаменитая фраза главного представителя софистов Протагора: «Человек – эта мера всех вещей существующих и несуществующих». Антропологизм греческой философии наиболее ярко проявился в творчестве Сократа (5 в до н.э.). Это первый афинский философ, он прославил своим творчеством Афины. Он был самородком. Девизом своего творчества легендарный философ избрал великие слова: «Познай самого себя». Свое внимание он остановил на этических проблемах, он считал, что счастливым может быть человек, только добродетель, ибо есть смысл человеческой жизни. Он предлагает объективные знания, которые должны стать истиной, и такими истинными знаниями он считает нравственные знания – этику. Он говорит: «Знания – это добро, благо, а незнание, невежество – это зло». Его философию принято называть – этический рационализм. Он использовал в своих беседах с учениками: иронию, диалектику, майевтику (искусство рождения истины).

Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем.
Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

9.Учение Платона об идеях, душе и государстве.

Любимый ученик Сократа – Платон (5- 4 век до н.э.), основатель академии, написал много трудов, большинство которых посвятил Сократу. Свою философию Платон делил на 3 части: диалектика (учение о бытие), физика (учение о природе), этика (учение о нравственности). Главным в его творчестве является учение об идеях (эйдосах) – это есть его учение о онтологии. Его учение «Диалектика», где под бытием он понимает идеальные, духовные сущности, тем самым его принято называть основоположником объективного идеализма. Всю действительность он поделил на 2 противоположных мира: мир поднебесной (мир идей) и мир физический (мир чувственный, где проходит жизнь человека). Первичным является потусторонний мир (идеальный), где находятся сущности физического мира, а мы лишь тени потустороннего мира. Почему тот мир главный? Мир эйдосов является первичным, потому что там живут вечные идеи, а физический мир конечен, смертен. В потустороннем мире идеальном обитают не только эйдосы, но и бессмертные души. Бессмертная душа является связующим звеном между этими мирами: «в звездный час бессмертная душа покидает потусторонний мир и воплощается в чужую плоть в физическом мире, и эта душа проживает жизнь и снова попадает в потусторонний мир (риенкорнацию)». Его гносеология построена на воспитание при поминание душой всего того, что она созерцала в этом мире. Его творчество кроме онтологии и гносеологии включает в себя и политическое учение под названием учение «Об идеальном государстве» (утопия).


Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и приходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разрум правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.


10.Философия Аристотеля.

Гениальный ученик Платона – Аристотель (4 век до н.э.) продолжил идеализм Платона, но его идеализм не был последовательным, так как в отдельные моменты Аристотель переходил на позиции материализма. Свое творчество он начал с критики великого учителя: «Платон мне друг, но истина дороже». Он критиковал Платона за разрыв понятия вещи с самой вещю (муж и жена в физическом мире,а идеи в потустороннем мире об этом), критиковал за то, что не существует «чистых» идей, оторванных от конкретных ыещей. Аристотель провозгласил,что существуют единичные конкретные вещи, а их понятия, виды, роды вторичны. Потому он сосредоточен на анализе бытия и раскрывает это понятие через категории или высшие роды бытия: субстанция, качество, количество, отношение, действие, время и т.д. Таким образом его философия посвящена учению о сущности вещей. Все сущее обладает потенцией (материей) и формой, где форма – это есть продолжение платоновского эйдоса, т.е. в его учении «О форме и материи» главным является форма, а материя должна подчиняться идеальной форме (сущности, идеи). Аристотель первым в мире классифицировал имеющиеся в то время науки, разделив их на три вида: теоретические (математика и философия), практические (экономика, этика, политика), творческие (риторика). В области политики он дал классификацию формам правления: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия). Своим идеалом он считал политию, т.е. умеренная демократия плюс умеренная олигархия. Он создал учение «О душе», причем душа по отношению к телу, это форма и она присуща всему живому: растению, животному, человеку…Аристотель явился основоположником экономики, эстетики, психологии, политологии и создателем формальной логики.

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы.