Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос;
2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);
3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений;
4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.
5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека.
4.Специфика философствования на Древнем Востоке.

Древнеиндийская философия зародилась в середине 1 века до н.э. во времена вторжения арийских племен, которые несли высокую культуру. С их вторжением в Индию быстро разрушается патриархальный строй и индийское общество переходит на этап цивилизации. Таким образом, древнеиндийская философия зародилась в недрах национальной религии – брахманизма, чьим памятником выступают веды (пер.-знания). Веды состоят из 4 частей, но главная это 3 часть – философская – «Упанишады»- сидеть у ног учителя. В основе брахманизма лежит всеобщее духовное начало, мировая душа, Брахман. Наряду со всеобщей мировой душой, у каждого есть своя – атман. И смысл человеческой жизни заключается в духовном самосовершенстве, в достижении нирваны, когда физическое тело отмирает и наступает высшее духовное состояние (нирвана – это растворение Атмана в брахмане). Центральная идея – это вечное перерождение, переселение бессмертной души – сансара (реинкарнация). Воплощение души во что-то, кого-то, зависит от предыдущей прожитой жизни по закону кармы. По сути, здесь нет смерти в прямом смысле, а вечное бессмертие, вечный кругооборот души (колесо жизни). Ввиду того, что брахманизм опирался на сословный, кастовый строй, у него было много противников, но главным оппозионером выступал принц Сидхарта Гаутана в последствии прозванный Будда (озаренный, просветленный). Он стал основоположником первой мировой религии, провозгласив идею социального равенства, что противоречило взглядам господ, взглядам брахманизма.


4 истины Будды(жил в 6 в до н.э.)

1)Жизнь полна страданий; 2)Причина страданий в жажаде жизни, в жажде потребностей (слишком много хотим); 3) Чтобы избежать страдания надо отказаться от своих физиологических и физических страстей.; 4) Благодаря духовно-нравственному совершенствованию надо достичь высшего духовного состояния нирваны, как через йогу, медитацию и восьмеричный путь.

Вывод: первые философские рассуждения о мире в Индии сложились в рамках религии, следует, это была мистическая и идеалистическая философия, основанная на пассивно – созерцательном отношении к миру.

В отличии от древнеиндийской китайская философия отличалась прагматизмом и ориентацией на житейскую практику, поэтому в ней господствует натурфилософия и этика (философия морали, Кант ее в сое время назовет практическая философия). В Древнем Китае в 1 тысяч. до н.э. существовало немало философских школ, но знаменитыми стали только две: школа Лао-Цзы и школа Кун Фу-цзы. Литературным памятником для формирования первых знаний выступила книга перемен – «И», где подчеркивалась текучесть и изменчивость мироздания. Мироздание состояло из 5 первых элементов: воды, огня, земли, дерева и метала. Китайцы мудро подметили разделение окружающей действительности на 2 противоположности: Инь - Ян. Основатель даосской школы был Лао-Цзы, чьи взгляды представляли собой естествознание. В основе мира лежит – Дао, как первопринцип, закон, по которому развивается все существующее. Даосы впервые поставили проблему соотношения чувственных и рациональных знаний. Даосы отождествляли Дао с понятием единое, которое лежит в основе всего сущего. Люди о природы равны и они должны подчиняться естественному закону (Дао). Такая позиция характеризуется высокой терпимостью и пассивно – созерцательным отношением к миру, политикой невмешательства ни во что, их лозунг: «Пусть все идет своим путем, не вмешивайся в естественный ход событий, не навреди». Школа Кон Фу-Цзы (6 в до н.э.), она проповедовала совсем другие принципы: 1) активное участие в жизни; 2)добродельное отношение к людям (этика). Следует учения Кон Фу-цзы можно классифицировать, как социально – этические взгляды. Будучи высоким чиновником Кон Фу-Цзы разрабатывал учения об управлении государством и людьми и пришел к выводу , что управлять обществом можно только на основе нравственности, морали, которая требует от людей добровольной самодисциплины и самоограничения. Отсюда знаменитый девиз древних мудрецов: «Ничего сверх меры». Кон Фу-Цзы называл этот принцип государственным управлением, «срединным путем» или «путем золотой середины». Религии Китая (даосизм, конфуцианство), основаны на поколении небу. Свою страну издавна они называли Поднебесной, где небо непросто стихия природы,а изначальный прородитель китайцев, законодатель норм и правил поведения китайцев и высших духовных начал. По мнению Кон Фу-Цзия любой правитель должен опираться в своем управлении на два принципа: а) на добродетель; б) иерархию общества, по принципу: сын

должен быть сыном, отец отцом, а государь государем. Кон Фу-Ций одновременно создает идеал совершенного человека, и называет его «благородным мужем». «Благородный муж» отличается от простолюдия: 1) следование долгу; 2) стойкость, мужество; 3) человеколюбие (гуманность). Кон Фу0ЦИй считал, что «благородный муж» должен испытывать три страха: 1) перед велением Неба; 2) перед великими людьми; 3) перед словами мудреца. Кон Фу-ция не случайно называют не только великим Учителем, но и первым педагогом в мире. В своих учениях он учил молодежь быть воспитанными.

Вывод: Древневосточная философия представляла собой не светскую, а религиозную философию, т.к. ее происхождение проходило в рамках национальной религии. Сейчас в Индии индуизм, а не буддизм, т.к. брахманы не приняли его. Индуизм, как современная национальная религия Индии возникла в 6 в до н.э. из брахманизма. Это язычество где поклоняются следующим богам: Вишну (позитивный бог), Кришну, Рама, Шива (негативный бог).


5.Космоцентризм античной философии. Проблема субстанции и бытия.

Если древневосточная философия была по своему характеру религиозная, то древнегреческая философия зародилась и развивалась вне религии, т.е. в своей собственной форме. Греческая философия сразу заговорила на языке философских категорий: (предельное общее понятие) бытия, апейрон, субстанция, атом, диалектика. Ранняя греческая философия (7-6 до н.э.) зародилась на основе мифологии и язычества, которые послужили духовными предпосылками. Ранняя греческая философия, задачи которой размышлять о природе, о космосе (откуда мир? откуда космос?). Первым греческим философом принято считать Фалеса (6 в до н.э.), основатель милетской школы, таким образом перед философией стояла задача найти первопричины бытия: из чего состоит мир? И впервые эту проблему решали Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр считал, что все состоит из айперон, а Анаксимен из воздуха. Асам руководитель считал, что все состоит из воды, т.е. основу мира ищут и находят в природных стихиях. В Эфесе жил Гераклит Эфеский в качестве субстанта брал огонь, считая, что все сущее состоит из огня. Гераклит обогатил раннею философию идеей, развитием через борьбу противоположностей. Он говорил: «черное белеет, белое чернеет, сухое увлажняется, влажное высыхает и т.д.» То есть он увидел, что противоположности переходят постпенно в свою противоположность, тем самым Гераклит заложил основы диалектики – учение о всеобщем развитие через борьбу противоположностей, противоречий. Элейская школа во главе с Парменидом (6 в до н.э.) прославилась тем, что в ней было сформулировано главное философское понятие бытия (философская категория.). Элеаты изначально определяли бытие, как вечное, неделимое, бестелесное и постигаемое только разумом, тем самым заложены были основы рационализма. Он различал 2 формы знаний, две философии: одна соответствует истине и достигается разумом, а другая представлена мнением и основана на чувственном восприятие. Апогеем раннего этапа греческой философии является творчество Демокрита (5 в до н.э.). Выступил основоположником атомистической теории строения мира, он поддержал Парменида в том, что бытие вечно и неизменно, не единое, а множественное. В основе бытия лежит атом (неделимая частица). Атомы разнообразны
, разнокачественны, чем и объясняется разнообразие окружающего мира и изменчивость. Атомы находятся в пустоте и движутся в пустоте и, следует Пармениду, он говорит: «Атом – это бытие, а пустота - небытие». «Не будет пустоты, - рассуждает Демокрит, - не будет и движения, не будет бытия». У Демокрита был предшественник Левкит (6 в до н.э.), а последователь Эпикур (4 в до н.э.). Ранняя греческая философия, по сути, представляла собой онтологию (учение о бытии и субстанции) и поэтому философы решали проблему поиска первоначального бытия. Такое первоначало они находили в окружающем мире, отсюда зарождался материализм…натурфилософия.

6.Философские взгляды Парменида и Гераклита.

В Эфесе жил Гераклит Эфеский в качестве субстанта брал огонь, считая, что все сущее состоит из огня. Гераклит обогатил раннею философию идеей, развитием через борьбу противоположностей. Он говорил: «черное белеет, белое чернеет, сухое увлажняется, влажное высыхает и т.д.» То есть он увидел, что противоположности переходят постпенно в свою противоположность, тем самым Гераклит заложил основы диалектики – учение о всеобщем развитие через борьбу противоположностей, противоречий. Элейская школа во главе с Парменидом (6 в до н.э.) прославилась тем, что в ней было сформулировано главное философское понятие бытия (философская категория.). Элеаты изначально определяли бытие, как вечное, неделимое, бестелесное и постигаемое только разумом, тем самым заложены были основы рационализма. Он различал 2 формы знаний, две философии: одна соответствует истине и достигается разумом, а другая представлена мнением и основана на чувственном восприятие.

7.Атомизм Демокрита и Эпикура.

Демокрит (ок. 460-370 до Р.Х.) - древнегреческий философ, родом из Абдер. Он был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше. Следуя за Левкиппом, Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна