Файл: 1. Предмет философии. Функции и разделы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



44. Сущность и структура сознания. Понятие идеального. Сознательное и бессознательное.

Проблема сознания всегда была актуальна в философии т.к. сознание – это особая форма управления взаимодействия человека с миром.

Сознание – это многогранный феномен, потому и является объектом изучения многих наук : психология , социология. лингвистика ,семиотика, физиология, кибернетика, информатика. Философия также изучает эту проблему, но в предельно обобщенной и целостной форме и дает целостную картину взаимодействия человеческого сознания с окружающей действительностью. Данная тема опирается на основной вопрос философии – что первично, что вторично – материя или дух-отношение сознания к материи или к бытию. Не существует человеческого бытия без сознания…

Как решалась данная проблема в истории философии? Впервые проблема сознания была поставлена в античности софистами (Горгий и Протагор), как вопрос о субъективности. Именно здесь в рамках космоцентризма

греки начали задумываться над тайной сознания: они представляли мир как единство макро и микрокосмоса.

В средние века благодаря христианству и высокой духовности была открыта новая грань сознания – самосознание (исповедь например).

В новое время проблема сознания становится главной в философии т.к. получила развитие гносеология. Большой вклад в разработку проблемы внесли субъективные идеалисты (Локк, Беркли, Юм).

В 19 веке в рамках немецкой классики проблема сознания разрабатывалась Кантом и Гегелем, которые проблему сознания свели к проблеме познающего разума…

Марксизм (19 в.) определил сознание как отражение бытия, т.е. материя первична, а сознание вторично. Нельзя не сказать о Фрейде открывшим для человечества огромный пласт бессознательного. Даже Ленин разрабатывая теорию социалистической революции в своей работе «Философские тетради» пристально изучает вопрос о сознании как отражение окружающей действительности.

Какова природа сознания? Сознание – это продукт длительного исторического развития как природы в целом , так и человека, согласно эволюционизму с усложнением жизни на земле возникает качественно новая материя способная отражать внешние раздражители.

На биологическом уровне это выражалось в следующее : раздражимость , возбудимость, чувственность. На этом уровне в природе происходит возникновение мозга, централ. Нервной системы и психики животных, а затем возникновение психики человека. Вершиной психического развития человека является сознание и это было обусловлено социальными факторами – трудом и отношениями. Философы долго спорили о природе сознания : материальное или духовное это явление. Вульгарный материализм (Фохт, Бюхнер, Молегиотт) отожествляет материю и сознание, а марксизм утверждает, что материя первична, а сознание вторично, а идеализм напротив – сознание первично, а материя вторична.


Чтобы подойти к бессознательному необходимо отталкиваться от важной философской проблемы - идеальное и материальное.

Идеальное – субъект. образ объективного мира на основе высшей нервной деятельности человека и его мозга. Идеальное –это образ. И нечем другим он быть не может, но образы могут быть чувственными, мыслительными (понятийными). Без человеческого мозга , вне его , идеальное не существует. Исходя и образности идеального можно различать образы прошлого и настоящего, будущего, а также те модели, цели, планы и мечты. Известно, что психика человека включает в себя кроме сознательного и бессознательное – это совокупность психических процессов , поступков , действий человека, которые не контролируются сознанием человека и сосредоточены они в сфере «Оно» (по Фрейду).

Сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Сознание – это высшая, свойственна только человеку и связанная с речью, функция мозга.

Важный элемент сознания:

1) Внимание – это способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.

2) Память – способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить её, а также использовать раннее приобретенные знания в деятельности.

3) Воля – представляет собой осмысленное устремление человека к определенным целям и направляющая его поведение или действие.

В структуру сознания обязательно входят: самосознание, имеющие следующие структуры: самооценка, самоконтроль, саморазвитие, самосовершенствование.

Самосознание – это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, осознание себя, как особой и единичной личности.

Следовательно, материализм считает, что сознание человека – это высшая форма отражения, а своей предпосылкой оно имело следующие формы отражения в природе: отражение в неорганической природе (механистическое, физическое и химическое отражение); органическая форма отражения (биологическая – растительность, флора и фауна, и высшая форма отражения – социальная – сознание человека).

45. Общественное сознание и его структура.


Любой человек, индивидуум является носителем сознания, и поэтому его сознание уникально. Но в индивидуальном сознании всегда присутствует некоторое содержание, общее для отдельных групп и для всех людей. Такое общее, надындивидуальное, а потому безличностное содержание сознания называется общественным сознанием. Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, отражающих данную природную и социальную реальность. оно находится в постоянном взаимодействии с общественным бытием людей, зависит, в конечном счете, от него. Но общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: оно может опережать общественное бытие или отставать от него. Общественное сознание обладает сложной структурой: разными уровнями и формами. Выделяют следующие уровни общественного сознания: обыденного, житейского сознания, общественной психологии, идеологии, а также теоретический уровень. Различаются они по глубине и способам отражения реальности.

Формы: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное, философское, отражающее различные аспекты бытия.

Общественное сознание выполняет следующие функции: познавательная, социально-преобразовательная, регулятивная, воспитательная, прогностическая.

46 Познавательная деятельность человека: субъект и объект познания. Мышление и язык.

Учение о познании –гносеология - одна из важнейших областей философского знания, это учение не просто о познание,а о границах и возможностях познавательного процесса, об истине и заблуждениях, об практике и ее роли в познании. животной включается в мир путем биологического и психического приспособления. Человеческое вхождение в мир осуществляется путем познания. Т.е. путем развития умственных, чувственных, эмоциональных и деятельных сил человека в процессе целесообразного изменения им мира.

Познание – это взаимодействие между субъектом и объектом познания в результате чего в сознании субъекта рождается образ познаваемого предмета.


Субъект познания человек познающий, т.е. наделенный навыками и предметом познавательной деятельности. В качестве субъекта выстпает, как индивид, группа, общество и человечество в целом. Следует различать предмет и объект познания.

Объект познания- это часть объективной действительности на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет познания – это конкретизация объекта познания.

Кто является субъектом познания – кажется человек наделенный способностью познавать.. Может ли человек своими собственными силами познать мир- отдельный человек не является самодостаточным субъектом познания. Процесс познание это процесс освоения человеком общечеловеческого опыта, знаний , культуры, накопленных поколениями людей. Познание социально по своей природе, субъект познание коллективен, это человечество , род человеческий.

Объект познания философскими школами понимается по разному : объективные идеалисты считают предметом познания высший дух .мир идей., а субъективные идеалисты : ум никогда не имеет перед собой никаких вещей , кроме восприятий.

Путь познания.

Познание –это процесс , сходный с бесконечной спиралью.

Основными моментами являются :

1.Его основа –опыт, практика, т.е.позновательный контакт субъекта и объекта.

2.Далее следует сам процесс познания, в результате которого субъект получает информацию об объекте. Он проходит два этапа :чувственное ( ощущение, восприятии, предствление)и рациональное познание( суждение, умозаключение, понятие).

3. Итог- обретение истины в результате ее многотрудного поиска.

Мышление – это свойство человеческого мозга опосредовано и обобщенно отражать окружающей мир в рациональных образах –конспекты, законы , теоремы , формулы.

Язык – это система знаков, с помощью которой происходит не только общение, но и познание, хранение, переработка, и передача информации.

47.Формы чувственного и рационального познания. Учение об истине и практике.

Процесс познанияэто сложный и противоречивый процесс от незнания через ошибки и заблуждения к более полному знанию о мире. Значит, познание имеет свою структуру, состоящую из уровней и форм познания.

Познание имеет свою структуру, состоящую из уровней и форм познания. Следует различать 2 уровня : чувственный и рациональный.

На чувст. уровне знания