Файл: Билет 1 1 Ингаляционный масочный наркоз. Подготовка больного, аппаратура и методика проведения.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Противошоковые мероприятия на догоспитальном этапе кроме остановки
кровотечения включают в себя обезболивание и введение плазмозамещающих
растворов.
Обезболивание на догоспитальном этапе проводится путем введения
наркотических или ненаркотических анальгетиков. Большое значение для
обезболивания и профилактики шока имеет бережное отношение к зоне
повреждения. Введение плазмозамещающих растворов следует начинать как
можно раньше, например в машине скорой помощи по пути в стационар.
Обычно используют капельное введение противошоковых кровезаменителей
(полиглюкин, реополиглюкин, желатиноль, геможель). Объем и скорость
инфузии зависят от состояния системной гемодинамики (пульс, артериальное
давление). При профилактике шока нужно помнить о роли в его развитии
переохлаждения организма пострадавшего.
3) Анатомо-физиологические предпосылки развития и распространения инфекции пальцев. Клиника и лечение.
Кисть является сложным анатомическим образованием, которое играет исключительно важную роль в адаптации организма к окружающей среде, и успешном выполнении производственных и иных функций.
Благодаря большой функциональной активности кисть довольно часто подвергается травматизации и риску развития различных воспалительных процессов. Особую опасность в этом отношении представляют микротравмы, которые не воспринимаются всерьез, становятся воротами для инфекции и спустя несколько дней может появиться очаг воспаления.
Наиболее частым воспалительным процессом кисти является панариций - воспаление тканей пальца.
Воспалительные заболевания кисти характеризуются своим многообразием, которое в значительной мере обусловлено особенностями анатомического строения. На нем целесообразно кратко остановиться, так как это важно для диагностики и лечения данной патологии.
Особенности анатомического строения кисти
В частности, кожа пальцев и кисти с ладонной поверхности толстая, склонна к образованию омозолелостей, не содержит волос и сальных желез, богата потовыми железами. Кожа тыльной поверхности обычного строения, на пальце содержит ноготь, окруженный околоногтевым валиком. Подкожная клетчатка ладонной поверхности имеет ячеистую структуру из-за наличия фиброзных тяжей, идущих от дермы к глублежащим тканям,
прикрепляясь к надкостнице, сухожильным влагалищам и апоневрозу. В связи с этим при возникновении воспаления и отека происходит некроз подкожной клетчатки вследствие сдавления ее сосудов в фиброзных ячейках, инфекция легче распространяется в сторону глублежащих тканей, чем в ширину. Подкожная клетчатка тыла пальцев и кисти имеет рыхлое строение, в ней сосредоточены основные пути оттока крови и лимфы. В связи с этим при воспалительном очаге, находящемся даже на ладонной поверхности, отмечается выраженный отек тыла кисти, и если этого не знать, можно допустить ошибку при определении места его расположения.
Особенностью сухожильных влагалищ 11-1У пальцев кисти является то, что они идут изолированно друг от друга, начинаются у основания ногтевой фаланги и заканчиваются в области головок пястных костей. Сухожильное влагалище I пальца сообщается с лучевой, а V пальца — с локтевой синовиальной сумками, которые примерно в 15% случаев сообщаются друг с другом, а в 15-20% - с лучевым суставом. В связи с этим при сухожильном панариции Ц—IV пальцев процесс не распространяется за пределы пальца, а при поражении 1-У пальцев может переходить на синовиальные сумки ладони, не исключена возможность развития V-образной флегмоны и гнойного лучезапястного артрита. Клетчатка ладони делится ладонным апоневрозом на два клетчаточных пространства - поверхностное и глубокое - последнее разделяется на область тенора, гипотенора и срединное клетчаточное пространство.
Наряду с этим следует отметить, что 11-У пальцы состоят из трех, а I -из двух суставов, пальцы и кисть богато кровоснабжаются и иннервируются. Достаточно отметить, что каждый палец питают четыре артерии и иннервируют четыре нерва.
4) Язва. Определение понятия. Основные отличия язвы от раны.
Язва (лат. ulcus, -eris, n.) — глубокий воспалённый дефект эпителия кожи или слизистой оболочки и (в отличие от эрозии) базальной мембраны, как правило, возникающий вследствие инфекции, механического, химического или лучевого повреждения, а также в результате нарушения кровоснабжения и/или иннервации. Для язвы, в отличие от раны характерна потеря ткани («минус-ткань»). Язва заживает с образованием рубца.
Язва - это нарушение целости кожи, но вследствие преобладающего воздействия внутренних факторов: нарушение обмена, нейротрофических изменений.
Трофической язвой наз. поверхностный дефект покровных тканей с возможным поражением глубже расположенных тканей и не имеющей тенденции к заживлению.
Отличия язвы от раны:Язва:срок-более 2мес,отсутствие тенденции к заживлению.Возникают в центре трофич.расстройств,грануляции вялые,серокоричн. цвета.Покрыта налетом фибрина и некротич. тканями.На поверхности-банальная микрофлора.
Рана:срок менее 2 мес,заживление согласно фазам раневого процесса.Окружающие ткани имеют обычный вид.грануляции ярко-красные,сочные.некротические ткани обычно отсутствуют.Наличие микрофлоры не характерно.
Билет 9
1.Роль Пастера и Листера в развитии антисептики.Стерилизация инструментов.
1) Роль Пастера и Листера в развитии антисептики. Стерилизация инструментов.
Антисептика Листера
В 60-е годы XIX века в Глазго английский хирург Джозеф Листер (1829—1912), ознакомившись с работами Пастера, пришёл к выводу, что микроорганизмы попадают в рану из воздуха и с рук хирурга. В 1865 году он, убедившись в антисептических свойствах карболовой кислоты, которую в 1860-ом году стал использовать парижский аптекарь Лемер, применил повязку с её раствором в лечении открытого перелома. В 1867 году вышла статья Листера «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причинах нагноения». В ней были изложены основы предлагаемого им антисептического метода. Листер вошёл в историю хирургии как основоположник антисептики, создав первый цельный, многокомпонентный, способ борьбы с инфекцией.
Метод Листера включал многослойную повязку (к ране прилегал слой шёлка, пропитанный 5 % раствором карболовой кислоты, поверх неё накладывали 8 слоёв марли, пропитанных тем же раствором с добавлением канифоли, всё это покрывалось прорезиненной тканью и фиксировалось бинтами, пропитанными карболовой кислотой), обработку рук, инструментов, перевязочного и шовного материала, операционного поля — 2—3 % раствором, стерилизация воздуха в операционной (с применением специального «шпрея» до и во время вмешательства).
В России задача внедрения антисептики была осуществлена рядом выдающихся хирургов, среди которых — Н. В. Склифосовский, К. К. Рейер, С. П. Коломин, П. П. Пелехин (автор первой статьи по вопросам антисептики в России), И. И. Бурцев (первый хирург в России, опубликовавший результаты собственного применения антисептического метода в 1870-ом году), Л. Л. Левшин, Н. И. Студенский, Н. А. Вельяминов, Н. И. Пирогов.
Листеровская антисептика, помимо сторонников, имела много ярых противников. Это было связно с тем, что карболовая кислота обладала выраженным токсическим и раздражающим действиями на ткани больного и руки хирурга (плюс распыление раствора карболовой кислоты в воздухе операционной), что заставляло усомниться некоторых хирургов в ценности данного метода.
Долистеровская антисептика
Особую роль в развитии антисептики в этот период сыграли И. Земмельвейс и Н. И. Пирогов.
Венгерский акушер Игнац Земмельвейс в 1847 году предположил возможность развития послеродовой горячки (эндометрита с септическим осложнением) вследствие занесения студентами и врачами, при вагинальном исследовании, трупного яда (студенты и врачи занимались также в анатомическом театре).
Земмельвейс предложил перед внутренним исследованием обрабатывать руки хлорной известью и добился феноменальных результатов: в начале 1847 года послеродовая летальность вследствие развития сепсиса составляла 18,3 %, во второй половине года снизилась до 3 %, а на следующий год — до 1,3 %. Однако Земмельвейса не поддержали, а травля и унижение, которые он испытал, привели к тому, что акушер был помещён в психиатрическую лечебницу, а затем, по иронии судьбы, в 1865 году умер от сепсиса вследствие панариция, развившегося после ранения пальца во время выполнения одной из операций.
Заслуги Земмельвейса были оценены лишь через несколько десятков лет, уже после открытий Пастера и Листера, когда соотечественники поставили ему памятник на родине.
Николай Иванович Пирогов не создал цельного учения об антисептики, но он был близок к тому. Н. И. Пирогов применял в отдельных случаях для лечения ран антисептические средства — нитрат серебра, хлорную известь, сульфат цинка, винный и камфорный спирты.
Николай Иванович Пирогов пытался организационно решить проблему профилактики хирургических инфекций, требуя устройства «особого отделения» для заразных больных. Он сформулировал один из главных постулатов современной антисептики: принцип разделения потоков на «чистых» и «гнойных» больных.
Всё это, конечно, не могло совершить переворот в науке. «Лёд тронулся» по-настоящему только после великого открытия Луи Пастера (1863), впервые строго научно доказавшего, что причиной брожения и гниения являются микроорганизмы, попавшие извне в виноградный сок при производстве вина из воздуха или с окружающих предметов. Интересно, что Пастер, не являющийся не только хирургом, но и вообще врачом, совершенно правильно оценивал значение своего открытия для медицины. Обращаясь к членам Парижской академии хирургии в 1878 году, он говорил: «Если бы я имел честь быть хирургом, то
сознавая опасность, которой грозят зародыши микробов, имеющиеся на поверхности всех предметов, особенно в госпиталях, я бы не ограничивался заботой об абсолютно чистых инструментах; перед каждой операцией я сперва бы тщательно промывал руки, а затем держал бы их в течение секунды над пламенем горелки; корпию, бинты и губки я предварительно прогревал бы в сухом воздухе при температуре 130—150?C; я никогда бы не применял воду, не прокипятив её»
Стерилизация - метод, обеспечивающий гибель в стерилизуемом материале вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.
Этапы стерилизации:
дезинфекция;
предстерилизационная очистка (ПСО);
стерилизация.
Методы стерилизации:
термические (паровой, воздушный, глассперленовый);
химические (газовый, растворы химических соединений);
радиационный;
плазменный и озоновый (группа хим. средств)
В условиях клиники наиболее распространенными методами стерилизации инструментов и медицинских зделий являются:
паровой (автоклавирование),
воздушный (сухожаровой шкаф),
химический ( газовый, р-рами хим. соединений).
Стерилизацию следует осуществлять в строгом соответствии с предусмотренным режимом, удостовериться, что указанный режим реализован (прямой и непрямой контроль стерильности), а в последующем - руководствоваться сроками сохранения стерильности материала, изделий.
Стерилизация, паровой метод (автоклавирование). Надлежащая стерилизация в автоклаве возможна при строгом соблюдении правил подготовки биксов и их загрузки соответствующими изделиями, для чего следует:
обработать внутреннюю поверхность бикса 70% спиртом и на его дно положить простыню с таким расчетом, чтобы затем ее концами накрыть содержимое бикса;
заложить в бикс наборы резиновых изделий, перевязочного материала, белья;
инструменты завернуть в полотенце или пеленку и заложить в бикс;
после загрузки бикса разместить в нем 5 индикаторов: 4 - по внутренней стороне стенок бикса и 1 - в центре бикса (непрямой метод контроля стерильности);
на крышке бикса зафиксировать бирку, на которой отметить: вид материала и лечебное отделение, для которого производится стерилизация инструментов и материалов;
крышку бикса герметично закрыть. У бикса старого образца сдвинуть металлическую ленту-пояс и тем самым открыть окна на его стенках, которые после завершения стерилизации необходимо закрывать;