Файл: Курсовая работа. Тема Оптимизация зонирования складских помещений. Задание на 2, 3 часть и заключение курсовой работы. Глава 2.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам технологического проектирования составляется организационно - штатная структура, технологические карты и диаграммы бизнес-процессов, разрабатываются внутренние документы и регламенты взаимодействия склада со смежными подразделениями компании, формализуются в должностных инструкциях права и обязанности сотрудников.
Определение требуемого ресурса персонала и техники проводится отдельно для каждой зоны. Общая формула определения потребностей в ресурсе имеет следующий вид11:
Nресурса = Vсмена/(Qрес х Тработ), (3)
где Nресурса – требуемое количество определяемого ресурса в смену (человек, бригад, техники);
Vсмена – объем нагрузки на данный участок в смену (паллет, м3, т, шт. и пр.);
Qрес – производительность ресурса при выполнении данного типа операций (паллет/ч, м3/ч, т/ч, шт/ч и пр.);
Тработ – временной интервал работ на участке в смену (ч).
При использовании средних значений объемов нагрузки на участок в представленную формулу необходимо добавить коэффициент неравномерности нагрузки (это отношение максимального объема нагрузки на данном участке за рассматриваемый период к среднему с возможной последующей корректировкой).
Производительность ресурса целесообразно определять на основании данных, полученных в результате хронометража операций. Если провести хронометраж невозможно, то в принципе можно использовать показатели производительности ресурса на аналогичных складах со схожей технологией товарообработки, структурой товаропотоков и параметрами зон.
При проведении детального зонирования на чертежах размещаем выбранное стеллажное оборудование и стационарные рабочие места персонала с учетом шага колонн, ширины технологических проездов и проходов, архитектурных и иных ограничений и требований.
1.3 Основные направления по организации зонирования
Одна из самых характерных ошибок при проектировании складов (впрочем, встречающаяся и в других сегментах) - попытка реализации проекта без понимания объема, специфики и перспектив роста товарных потоков потенциального клиента, отсутствие четкого позиционирования будущего комплекса. Между тем проектирование складского комплекса невозможно без создания философии данного проекта. Чтобы знать, какой склад строить, необходимо проанализировать комплекс физических характеристик участка застройки, потребности рынка и потенциальных арендаторов. Только после этого возможна выработка общей концепции планируемого объекта недвижимости. Распространенной ошибкой, которая встречается и в других сегментах недвижимости, можно считать отсутствие на этапе проектирования экономического обоснования строительства склада. Иногда складывается ощущение, что девелопер задумывает проект вовсе не ради получения прибыли, а например, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие, попробовать себя в нелегком деле строительства склада и т. д. Экономически эффективным проект может считаться лишь в том случае, если девелопер оценил свои риски и предполагаемую доходность и на основе этого принял окончательное решение о начале работ по реализации проекта
12.
Впрочем, на этапе проектирования складов существуют специфические ошибки, присущие лишь этому рынку. При организации складского комплекса часто не соблюдаются международные требования к соотношению размеров площадки и здания. Например, на площадке размером 2 га размещают 15 тыс. кв. м складских площадей. Европейский опыт строительства складских комплексов свидетельствует, что оптимальное использование площадки соответствует следующему соотношению: 40% - площадь складских помещений; 45% - площадь дорог и стоянок для автотранспорта; 15% - площадь зеленых насаждений». В отдельных случаях, когда компания строит склад под себя и специфика ее деятельности подразумевает относительно малый грузопоток, «пятно» застройки может быть увеличено до 60%. Но не больше, иначе зона маневрирования и парковки будет недостаточна для нормального функционирования склада.
Неграмотное зонирование земельного участка влечет за собой и другие ошибки, например, недостаточное количество места для разворота фур. Подобные недочеты существенно снижают скорость логистических процессов, влияют на эффективность работы склада.
Отрицательно сказывается на организации технологического процесса неэффективное расстояние между колоннами, например 6x6 или 12x6. Известно, что оптимальная сетка колонн при сегодняшних логистических требованиях компаний - 12x2413.
На рынке можно встретить проекты, где необоснованно выбрано соотношение количества ворот на входе и выходе со склада. Количество ворот определяется объемами обрабатываемых на складе грузопотоков и используемой для этого технологией. Игнорирование этого в дальнейшем не позволит операторам оптимизировать свою складскую логистику и предлагать конкурентные цены.
Из соображений экономии средств при проектировании складов часто не предусматривается автомобильный пандус, который необходим для оптимизации логистических процессов.
Много ошибок допускается при выборе строительных и отделочных материалов. Есть много примеров, когда девелоперы пытались сэкономить на заливке пола, что в итоге приводило к необходимости реконструкции. В то же время это достаточно большой процент затрат при строительстве склада в общем.
При выборе строительных материалов, технологий строительства важно учитывать и климатические особенности местности. В Африке для возведения складов можно использовать фанеру, а в России, например в Новосибирске, где уровень снега зимой достигает 2,5 м, а морозы - 50 градусов,
нужно строить из таких материалов, которые способны выдержать суровые снеговые и ветровые нагрузки.
Этим отнюдь не исчерпывается список реальных и потенциальных проблем, подстерегающих девелоперов при проектировании и возведении складских комплексов. Высота потолка, зонирование внутренних помещений склада, выбор IТ-программы (Warehouse Management System) и т. д. - все это тоже довольно сложные задачи, нуждающиеся в разрешении. Можно ли минимизировать ошибки, добиться эффективного решения стоящих перед девелопером задач, правильно расставить приоритеты в процессе проектирования и запуска склада? Специалисты уверены в том, что свести все недочеты к минимуму можно, используя специальный алгоритм проектирования.
Последовательность логистического проектирования включает в себя несколько принципиальных этапов14:
- определение концепции склада (потенциальная аудитория, сбор и анализ информации о грузопотоках клиентов, их логистических требованиях и т. д., принятие возможных допущений);
- обоснование выбранной концепции в существующих реалиях рынка, финансовая актуализация;
- формирование логистической модели склада.
Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Для корпоративных и публичных складов используются различные способы сбора и анализа информации и принятия допущений, в последующем применяемые при логистическом проектировании. Для корпоративных складов (т. е. складов, предназначенных для складской обработки собственных ТМЦ компании) в процессе диагностики собираются данные, необходимые для планирования нового склада под конкретные нужды, а также формируются рекомендации по оптимальной логистической стратегии компании. Логистическое проектирование публичных складов предполагает подготовку аналитических обзоров состояния рынка складской недвижимости и складских услуг, формирование списка потенциальных клиентов, принятия допущений о назначении, востребованной мощности и класса складов, категорий грузов и операционных объемах. На этом этапе девелопер «прощупывает», что необходимо рынку в текущих условиях, какой сегмент потребителей более других нуждается в свободных площадях, находит наиболее востребованное направление.
После определения концепции будущего комплекса приступают к разработке предпроектного предложения, где заложены основные параметры проекта. На этом же этапе просчитывается и финансовая модель. Проект должен быть востребован рынком, не выходя при этом за рамки бюджета. Необходимо соблюдать этот баланс. На этом этапе происходит финансовое обоснование проекта - анализируется и сопоставляется с ожидаемой рентабельностью стоимость земли, подведения коммуникаций, стоимость строительства по элементам конструкции и инженерным системам и т. д. Есть много примеров, когда девелоперы приобретают в собственность сельскохозяйственную землю и проектируют здание без учета реального срока перевода земли из одной категории в другую. Между тем процесс занимает подчас более года. В этом смысле очень важно знать, что ты покупаешь, чтобы более точно рассчитывать срок окупаемости и доходность проекта. То же самое можно сказать и о технических спецификациях. На этапе финансового обоснования проекта необходима оценка
имеющихся на участке сетей - каково их состояние, какие технические возможности здесь представлены, сколько будет стоить подведение недостающих сетей15.
На этом этапе девелопер принимает решение о том, представляется ли обоснованным строительство склада. Определяется основной конструктив здания, оценивается объем работ, сроки реализации и т. д.
После финансового обоснования проекта застройщик выходит на финишную прямую. Для проектировщиков формулируется техническое задание, которое подробно описывает конфигурацию будущего склада, зонирование комплекса, устройство напольных покрытий16.
Грамотный подход к проектированию, привлечение профессиональных проектировщиков позволяют минимизировать потери при запуске проекта, делают его экономически рентабельным и востребованным в течение длительного времени. Стоит признать, что пока, в силу большого спроса, востребованы даже объекты, имеющие многочисленные недочеты проектирования. Между тем развитие рынка предполагает возрастающую конкуренцию, а значит, улучшение качества предложения. Как только критическая масса вновь построенных объектов уравновесит соотношение спроса и предложения, некачественные комплексы не смогут выдерживать конкуренцию с новыми зданиями в одной ценовой категории, а со временем, возможно, и вовсе будут вытеснены с рынка.
Список литературы
-
Альбеков А.У. Экономика коммерческого предприятия. - М.: Феникс, 2012. - 448 с. -
Андреев А.Н. Торговое оборудование. М.: «Финист», 2010. - 142с. -
Арустамов Э.А. Торговое оборудование и его рационализация. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2011. – 98 с. -
Арустамов Э.А. Оборудование предприятий. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко»,2010. – 167 с. -
Долгов А.П., Козлов В.К. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели: учебное пособие - СПб.: Бизнес-пресс, 2010. - 541 с. -
Логистика. Учебное пособие/ под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 327 с. -
Миротин Л.Б.,Ташбаев Ф.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 372 с. -
Модели и методы теории логистики Учебное пособие. 2-е изд./ под ред. В.С. Лукинского - СПб.:, 2011. - 357 с. -
Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 2009. - 271 с. -
Розанов С.В. Оборудование торговых предприятий: устройство и планировка. М., «Финист», 2012. – 165 с. -
Савин В. И. Организация складской деятельности: Справочное пособие. - Москва: Дело и Сервис, 2011. – 118 с. -
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2009. – 498 с. -
Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Прогресс, 2010. - 216 с. -
Ушакова Н.Н. Совершенствование анализа и планирования товарооборота. - СПб.: Питер, 2009. - 337 с. -
Эффективность логистического управления: учебник для вузов/Под общ. ред. Л.М. Миротина. - М.: Экзамен, 2010. - 448 с.
1 Арустамов Торговое оборудование и его рационализация. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2011. – 98 с.
2 Эффективность логистического управления: учебник для вузов/Под общ. ред. Л.М. Миротина. - М.: Экзамен, 2010. - 448 с.
3 Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 2009. - 271 с.
4 Миротин Л.Б.,Ташбаев Ф.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 372 с.
5 Альбеков А.У. Экономика коммерческого предприятия. - М.: Феникс, 2012. - 448 с.
6 Ушакова Н.Н. Совершенствование анализа и планирования товарооборота. - СПб.: Питер, 2009. - 337 с.
7 Ушакова Н.Н. Совершенствование анализа и планирования товарооборота. - СПб.: Питер, 2009. - 337 с.
8 Логистика. Учебное пособие/ под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 327 с.
9 Модели и методы теории логистики Учебное пособие. 2-е изд./ под ред. В.С. Лукинского - СПб.:, 2011. - 357 с.
10 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2009. – 498 с.
11 Савин В. И. Организация складской деятельности: Справочное пособие. - Москва: Дело и Сервис, 2011. – 118 с.
12 Арустамов Э.А. Оборудование предприятий. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко»,2010. – 167 с.
13 Долгов А.П., Козлов В.К. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели: учебное пособие - СПб.: Бизнес-пресс, 2010. - 541 с.
14 Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Прогресс, 2010. - 216 с.
15 Андреев А.Н. Торговое оборудование. М.: «Финист», 2010. - 142с.
16 Розанов С.В. Оборудование торговых предприятий: устройство и планировка. М., «Финист», 2012. – 165 с.