Файл: Опишите предмет общей теории права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.

Вопрос № 44. Раскройте понятие механизм (аппарат) государства, выявите его характерные черты.

Государственный аппарат – это систем органов исполнительной власти.

Механизм более широкое понятие – президент, правительство, контрольные органы, органы исполнения и наказания.

Основными признаками государственного органа являются:

1) Обладание официально-властными полномочиями. Совокупность властных полномочий государственного органа (его компетенция) определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом.

2) Функционирование строго в рамках закона. Каждый государственный орган может действовать только в рамках, предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается нарушением, а принятые решения или действия вне границ предоставленных полномочий являются незаконными и подлежат отмене.

3) Структурная обособленность. Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами.

4) Материальная обеспеченность. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется определенными материальными средствами: имеет в пользовании здания, оргтехнику, транспортные средства, денежные ресурсы и т.п.


5) Наличие статуса юридического лица. В процессе участия в правоотношениях орган государства выступает в качестве юридического лица, то есть организации, имеющей обособленное имущество, несущей самостоятельную ответственность по своим обязательствам, от своего имени приобретающей права и исполняющей обязанности, способной выступать истцом или ответчиком в суде.

45. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности государственного механизма (аппарата).

Государственный аппарат – это огромная и разветвленная система государственных органов и должностных лиц по управлению государством.

В широком смысле в государственный аппарат входят президент, парламент, правительство, суды, прокуратура, контрольные органы, министерства, другие органы и их должностные лица. Все вместе они составляют механизм для осуществления единой государственной власти. Поэтому государственный аппарат иногда также называют механизмом государства. В более узком смысле государственный аппарат – это система органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В Республике Беларусь выделяются следующие принципы:

• Принцип верховенства права означает, что Конституция обладает высшей юридической силой, международные договоры, законы, акты Президента, Правительства, иных государственных органов не могут ей противоречить, ограничивать ее прямое действие. Деятельность всех государственных органов и должностных лиц связана правом. Они должны подчиняться не только законам, но и сообразовывать свою деятельность с более высокими ценностями – правами и свободами человека, гарантиями их реализации.

• Принцип служения народу (обществу) вытекает из конституционного положения о народе как единственном источнике государственной власти в Республике Беларусь.

• Принцип законности: государственные органы в своей деятельности должны руководствоваться положениями законов, иных НПА. Акты с меньшей юридической силой должны соответствовать актам с большей юридической силой.

• Принцип приоритета прав, свобод человека и гарантий их реализации (гуманизма) отражает закрепленное в Конституции Республики Беларусь положение о рассмотрении человека как высшей ценности государства и общества. Признается верховенство интересов человека над интересами государства, общества, иной социальной группы.



• Принцип социальной справедливости обязывает государство принимать повышенные меры защиты прав и свобод отдельных граждан в связи с их физическими, физиологическими, психическими особенностями. При этом данный принцип не должен ущемлять права и свободы остальных граждан.

• Принцип единства и дифференциации гос. аппарата означает, что он должен функционировать как цельная одновекторная система взаимосогласованных и взаимосвязанных государственных органов, объединенных едиными целями и задачами. Дифференциация основана на принципе разделения властей, положенном в основу системы государственных органов Республики Беларусь.

• Принцип гласности обеспечивается открытостью формирования и деятельности гос. аппарата, регулярными сообщениями в СМИ о состоянии дел в том или ином государственном органе, бесплатным получением полной и достоверной информации о деятельности государственных органов.

• Принцип профессионализма и компетентности служащих гос. аппарата подразумевает ведение кадровой работы на более высоком уровне по сравнению с остальными организациями, предъявление повышенных требований к кандидатам на государственные должности.

• Принцип подконтрольности и подотчетности в деятельности гос. аппарата связан с принципами служения народу и единства гос. аппарата и означает, что государственные служащие в своей деятельности должны отчитывать перед вышестоящим руководством и контролируются со стороны последних Президент ответственен перед народом.

• Принцип добровольности формирования государственного аппарата и равного доступа к любым должностям означает функционирование системы государственных органов на демократических началах свободной воли человека, его свободного выбора рода своих занятий в соответствии со своими возможностями и способностями. Принуждение к занятию определенных должностей и отказ в назначении на государственную должность по мотивам, связанным с полом, национальной принадлежностью, расой, принадлежностью к определенной социальной группе и так далее, не допускается.

• Принцип выборности и назначаемости государственных служащих подразумевает использование комплексной процедуры формирования гос. аппарата, основанной на началах непосредственного и опосредованного участия граждан в управлении делами общества.

• Принцип стабильности гос. аппарата означает, что система государственных органов формируется таким способом, который не позволяет возникнуть периоду безвластия, который не позволяет расформировать полностью государственный аппарат в связи со сменой президента, парламента.


• Принцип экономической, социальной и правовой защищенности служащих гос. аппарата позволяет принять комплекс экономических, социальных и правовых мер, направленных на создание более благоприятных условий с целью привлечения высококвалифицированных и подготовленных кадров, с целью поднятия престижа государственной службы и повышения уровня доверия населения к государству в целом, в целях защиты особого статуса государственного служащего как представителя публичного образования – государства – от противоправных посягательств.

46.Классифицируйте органы государства.

Орган государства – структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Основными признаками государственного органа являются:

  • Государственный орган является самостоятельным элементом аппарата государства и образуется в установленном законом порядке.

  • Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимыми государственно-властными полномочиями.

  • Государственный орган имеет внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, комиссий, отделений и так далее).

  • Орган государства располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции.

  • Орган государства состоит из государственных служащих, находящихся в особых правовых отношениях между собой, государственным органом и государством.

  • Государственный орган участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

Так, по принципу разделения властей различают законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на:

  • Высшие органы государства (президент, верховный суд, парламент, правительство).

  • Центральные (министерство и ведомство).

  • Местные (местные советы и исполкомы).

По характеру компетенции различают:

  • Государственные органы общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, местные исполкомы, советы).

  • Государственные органы специальной компетенции (министерство, ведомство, управления, отделы, исполкомы).


47.Сформулируйте понятие правового государства. Выявите и охарактеризуйте основные признаки и принципы правового государства

Правовое государство – это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества по средствам издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) и само подчиняющиеся праву.

Автором термина правовое государство считается представитель немецкого либерализма Карл Велькер, который впервые употребил данный термин в 1813 году. Но ввел в научный оборот и дал его юридический анализ, а так же популяризовал идею правового государства его единомышленник Роберт фон Моль в 1832-1833 годах.

Основными чертами и признаками правового государства являются:

  • Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.

  • Признание народа единственным источником государственной власти.

  • Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата (преобладания) государства над правом.

  • Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства. Их всесторонняя гарантированность и охрана государством.

  • Четкое разграничение законодательной. Исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона.

  • Обеспечение подлинного демократизма, законотворчества.

  • Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием всех других нормативных актов закону, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личностей.

  • Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушение.