Файл: Опишите предмет общей теории права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Культурные права – влияют на духовно-культурные отношения, к ним относятся право на пользование родным языком, право на свободу совести и вера исповедания, право на образование, право на доступ к культурным ценностям и так далее.

Экологические права - правомочия, которые призваны обеспечить нормальные условия проживания человека на земле и на конкретной территории. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями.

Информационные права – право искать, получать, передавать и производить, распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации и так далее.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают:

  • Международно-правовые гарантии (закреплены во всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других международных документах, их осуществлением занимается ООН, ее органы и другие международные организации).

  • Гарантии региональных международных сообществ (осуществляются через различные учреждения на основе соответствующих НПА, так члены совета Европы руководствуются в своей деятельности европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и дополнительными протоколами к ней, контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и европейский суд по правам человека).

  • Внутригосударственные гарантии (закрепляются в Конституциях и иных законодательных актах государства, а контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию конституционного суда, комиссии по правам человека, а так же органов суда и прокуратуры).

  • Автономные гарантии (отражаются в законодательстве составных частей федеративных государств).

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на:

  • Экономико-правовые – закрепление свободы экономической деятельности.

  • Политико-правовые – механизм разделения властей, многопартийность, плюрализм мнений и так далее.

  • Социально-правовые – запрет на разжигание расовой, религиозной, национальной розни и так далее.

  • Правовые гарантии – наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи.


38. Раскройте понятие сущности государства и основные подходы к сущности государства.

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее

принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Существуют следующие подходы к сущности государства:

o Классовый (государство является орудием подавления одного класса другим);

o Солидаристский (государство является инструментом, при помощи которого

обеспечивается внешняя солидарность индивидов);

o Либеральный (государство не единственный институт социума, предназначенный для социального управления, но имеющий социальные функции и призванный охранять интересы индивидов);

o Конфликтный (государство возникает с целью недопущения явных столкновений между людьми);

o Интегративный (государство возникает для организации больших масс людей для достижения их общего блага.

Сущность государства определяется взаимоотношением между тремя

элементами:

1) личность;

2) общество (отдельные классы и сословия;

3) государство.

Существуют 2 модели взаимодействия указанных элементов:

1) механическая (правовое государство является вторичным образованием по

отношению к индивиду);

2) органическая (указывает на естественность связей элементов в социуме: с одной стороны государство существует вне зависимости от воли

индивидлв: с другой – целенаправленная деятельность последних может менять государство).

Связью между элементами в социуме является власть как особое отношение между индивидами, позволяющее упорядочивать отношения внутри социума и достигать определенного результата.

Вопрос № 39. Охарактеризуйте основные теории происхождения государства.

1.Теологическая(религиозная) (13 в. Фома Аквинский)

Государство – результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог, государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать Божью волю.



2. Патриархальная (17 в. Роберт Фильмер)

Процесс создания государства шел по патриархальному пути, то есть пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Таким образом обосновывался неограниченный характер власти правителя. 3. Органическая Общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое – организм. При этом социум подчиняется тем же законам, что и биологические организмы: увеличения объема, усиления дифференциации, возрастания интеграции

3. концепция общего договора

Государству предшествует состояние борьбы между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена – государства. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора.

4. Концепция Насилия

Борьба за существование представляет главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя.

5. Марксистская концепция

В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство и право). Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс.

40. Сформулируйте понятие функций государства, классифицируйте и дайте их характеристику.

Функции государства - это основные формы (направления) деятельности государства по управлению делами общества, выражающие сущность государства.

Сложная и многообразная деятельность государства по управлению делами общества объективно обусловливает одновременное выполнение не одной, а нескольких функций. Каждая функция осуществляется применительно к определенной сфере общественных отношений, составляющих основу существования общества, - экономике, политике, экологии и т. д.


Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется не только под воздействием условий, в которых действует государство, но и применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Поэтому они могут быть неодинаковыми у различных государств или у одного и того же государства на разных этапах его развития.

Все функции государства принято делить на два вида: внутренние и внешние.

В число внутренних функций входят такие направления деятельности государства, которые ориентированы на решение внутренних задач страны. Внешние связываются с деятельностью государства на международной арене, направленной на установление и поддержание отношений с другими государствами.

По сфере осуществления внутренние функции государства подразделяются на:

• экономическую, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой, определяет его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Интенсивность государственного вмешательства в экономику страны ощущается через объем правового регулирования, антимонопольную политику и др. В экономической сфере государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью, устанавливает налоги, распределяет бюджетные средства, совершает иные действия;

• политическую, основное содержание которой связано с регулированием отношений классов и социальных слоев общества, групп влияния, с тем чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным законом правилам. Осуществляя политическую функцию, государство должно действовать в интересах всего общества, а не доминирующего класса, оно обязано учитывать интересы всех слоев населения в целях нахождения компромисса;

• социальную, т. е. предоставление социальных услуг обществу в целом, государственная поддержка незащищенных слоев населения. Социальная функция должна обеспечивать реализацию всех социальных прав человека, включая право на достойный уровень жизни, социальное обслуживание в старости и др. Социальная политика государства включает в себя: 1) борьбу с безработицей и государственную помощь безработным; 2) государственное регулирование размера минимальной заработной платы; 3) общедоступность и бесплатность общего образования в государственных учреждениях; 4) бесплатную медицинскую помощь; 5) бесплатное пользование библиотечными фондами; 6) социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и др.;


• экологическую - сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные и необратимые изменения природной среды требуют активного вмешательства государства во все сферы деятельности общества в целях сохранения и приумножения природных ресурсов и недопущения экологических, техногенных катастроф. Основные мероприятия государства по реализации экологической функции заключаются в том, что оно принимает меры по нормированию качества окружающей среды, разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности человека.

Принимая за основу критерий построения государства по принципу разделения властей, выделяют:

1. Законодательную функцию - установление посредством законов обя-зательных правил общего характера, норм поведения субъектов. Этим правилам должны соответствовать все другие правовые акты, деятельность всех органов, должностных лиц, поведение граждан. Законы, как правило, принимаются парламентом, но могут быть приняты и исполнительной властью. Некоторые авторы выделяют более широкую функцию государства - нормотворческую.

2. Исполнительно-распорядительную функцию - деятельность государства по претворению в жизнь положений и предписаний законов, иных нормативных правовых актов. Она призвана обеспечить все формы реализации права (осуществление, исполнение, соблюдение, применение) как в деятельности самого государства (его государственных органов), так и применительно к поведению людей. Исполнительно-распорядительная функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей.

3. Судебную функцию. Правосудие осуществляется исключительно судом. Он призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть. Решения суда, вступившие в силу, должны исполняться всеми государственными органами, иными субъектами, к которым они относятся.

4. Контрольно-надзорная функция выражается в форме инспектирования, проверки, ревизии соответствия деятельности органов государства, их должностных лиц принимаемым ими решений, деятельности других организаций и поведения граждан конституции, законам и другим нормативным правовым актам. Данную функцию осуществляют как собственно контролирующие органы, не входящие в исполнительную власть (прокуратура, комитет государственного контроля), так и некоторые исполнительные органы (министерство по налогам и сборам), а также иные организации.