Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

231
зарезать его по Шариату, в противном случае мусульманам запрещено употреблять его мясо в пищу.
Если пуля поразила животное и оно упало в воду и там умерло, то употреблять его мясо в пищу запрещается. Если за одним животным охотились двое и при этом один произнес имя
Бога, а другой нет
(сознательно), охота считается недействительной. Если человек охотится с оружием и собакой, взятыми насильственно у другого, необходимо заплатить за ору- жие и использование собаки, иначе охота считается недействительной. Если во время охоты животное разрублено саблей или шашкой на две части так, что в одной части оказались голова и шея, а в другой — тело, мясо животного считается чистым и дозволенным для употребления, но если ударом разрублена и отделена часть тела животного, а оно не умерло, то необходимо отрезать этому животному голову, и только тогда его мясо будет считаться дозволенным для еды.
Если животное во время охоты разорвано на две части камнем или палкой, то часть тела без головы и шеи считается несъедобной. Другая же часть (с головой и шеей), если в животном еще теплится жизнь, будет считаться дозволенной для еды после отделения головы по правилам Шариата. Если из живота убитого животного вытащили детеныша и он жив, он считается чистым, но его не употребляют в пишу.
Шариат уделяет особое внимание использованию во время охоты охотничьей собаки. Поскольку собака наряду со свиньей считается по Шариату нечистым животным, ее присутствие на охоте создает немало проблем. Шариат не запрещает использовать это животное, хотя мусульманская традиция воспитывает брезгливое отношение к собаке. Так, традиционно в мусульманских семьях не принято содержать собаку внутри квартиры, какой бы породы она ни была. В основном в мусульманском мире собак используют чабаны для защиты овец от хищников и охотники. Малейшее соприкосновение с собакой требует специального омовения: если собака прикоснулась к одежде мусульманина, то в этой одежде запрещается совершать молитву.
При использовании собаки на охоте Шариат требует соблюдать шесть условий:

232
1. Собака должна быть выучена только по приказу охотника приносить добычу. Она не должна иметь привычки съедать добычу или отрывать от нее куски, но если она случайно съела кусок, это допустимо.
2. Охотничья собака не должна самовольно преследовать животное или птицу, а если это произойдет, охота считается запретной. Это правило фак-тически не соблюдается: охотник скорее всего будет
РАД
,
если собака обнаружит и поймает дичь.
3. Если охотничью собаку использует кяфир, принесенная собакой добыча для мусульманина неприемлема и употреблять ее в пишу запрещено.
4. При посылке собаки на охоту необходимо произнести
«Бисмиллах».
5. Если охотник обнаружил, что дичь умерла от удушения или страха, запрещено есть ее мясо.
6. Если охотник настиг добычу, пойманную охотничьей собакой, но не зарезал ее по правилам Шариата, мясо непригодно для пищи
1
Посылать на дичь нескольких собак допустимо, но если среди этих собак окажется хотя бы одна недрессированная, добыча считается запретной. Если охотничью собаку послали за одним животным, но она поймала другое или обоих, обе добычи считаются чистыми и дозволенными, пригодными в пищу.
Если несколько охотников вместе послали нескольких собак для преследования животного и среди охотников один оказался неверным, а среди собак одна — недрессированной, по правилам Шариата охота считается запретной. Но в Шариате мы находим следующую оговорку: если охота велась с помощью сокола или недрессированной собаки, но охотник успел зарезать добычу по правилам Шариата, мясо считается дозволенным
2
Это исключение Шариата фактически сводит на нет многие запреты во время охоты, ибо главное всегда — зарезать еще живое животное по правилам Шариата, а каким образом оно было поймано, фактически не имеет значения.
В Шариате мы находим некоторые сведения и об охоте на саранчу. Использование саранчи в пищу — обычай доисламских
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2618.
2
Там же, вопр. 2623.


233
арабов, нашедший свое отражение в законах Ислама: большинство мусульман-неарабов не употребляет саранчу в пишу. Нехватка и скудость пищи древних арабов вынудили их, особенно кочевников-бедуинов, употреблять в пишу саранчу и ящериц. Древняя арабская пословица гласит: «Можно есть все, что ползает по земле, все, что плавает в воде, все, что летает по воздуху».
История помнит немало случаев, когда стаи саранчи опустошали поля, уничтожая все посевы и пастбища на огромных территориях, а тысячи людей погибали от голода, но еще в древности, чтобы не умереть от голода, люди научились есть этих жирных насекомых. Арабы кормили жареной саранчой своих коней и верблюдов, да и сами не брезговали ею. Тысячу лет назад Фирдоуси, проклиная в «Шах-наме» арабов, уничтоживших иранское государство Саса-нидов, называл их
«едящими ящериц» и «пьющими верблюжье молоко».
На Востоке знают два вида саранчи — «водяную» (креветку) и собственно саранчу — «воздушную». Саранча как пищевой продукт не котируется на мусульманском Востоке: если ее и употребляют в пишу, то крайне редко. Европейский исследователь Ульрих Гаспар Зеетцен, в 1810 г. проникший в
Мекку под видом мусульманского паломника, нашел, что са- ранча вкусна, если зажарена в сливочном масле
1
. Следует упомянуть поверье о пустынной ящерице «саканкур». Если эту ящерицу убить, высушить, а затем растолочь в ступке и принимать в виде порошка, она будто бы дарит старикам вторую молодость.
По мере распространения Ислама среди различных народов
Шариат отразил обычаи и традиции народов, принимавших
Ислам. Это относится и к традициям, связанным с пищевыми продуктами. Употребление в пишу саранчи, ящериц было рас- пространено среди арабов-кочевников, но оно так и не закрепилось в меню тюркских, иранских и других неарабских народов. И, наоборот, конина и конское молоко (кумыс), популярные среди тюркских и монгольских народов, не стали достоянием арабов. Те тюркские народы, которые приняли
1
Ралли А. Мекка в описаниях европейцев. Ташкент, 1913, 79.

234
Ислам еще в VIII—IX вв., давно забыли этот обычай и в настоящее время не принимают в пищу конину.
Так, тюрки-сельджуки, от которых происходят османские турки современной Турции, азербайджанцы, частично туркмены и кавказские народности, традиционно исповедующие Ислам, не принимают в пищу конину и кумыс, тогда как среди татар, ка- захов, узбеков, киргизов и других народов Средней Азии конина и кумыс имеют широкое распространение.
Вследствие недостатка воды бедуины нередко вынуждены были поить своих лошадей верблюжьим молоком, часто в ущерб питанию своей семьи. Арабские лошади отличаются выносливостью, резвостью и быстротой езды, но выращивание и содержание их в пустыне было для араба-бедуина очень тяжело, особенно если он был беден. Недаром у арабов сложилась поговорка: «Кто имеет жену и лошадь, тот никогда не знает покоя».
В истории арабы предстают как жители пустыни — кочевники и меньше всего как земледельцы. Естественно, у кочевников питание было простым: верблюжье молоко, мясо, лепешка, а в период нехватки пищи — ящерица и саранча.
Очень скудны данные о рыболовстве у арабов, хотя известно, что еще в древности арабы славились как смелые и ловкие ловцы жемчуга. Аравийский полуостров — родина арабов — окружен морями. Жители побережья, хотя и малочисленны, однако еще до Ислама среди них распространилось рыболовство. Арабы по-настоящему стали морской нацией лишь после арабских завоеваний. Они внесли большой вклад в развитие судоходства по Средиземному морю и Индийскому океану. Немало международных морских терминов и географических названий имеют арабское происхождение: адмирал (амир алъ-бахр — король морей), азимут — [ас-самт— сторона), Гибралтар (Джабал Тарик — гора Тарика — имя арабского полководца) и т. д. Но мы ограничимся здесь лишь изложением правил рыболовства, согласно джа'фаритскому маз- хабу.
При рыбной ловле требуется учитывать следующие положения: рыба с чешуей, пойманная живой, считается чистой и ее разрешается употреблять в пишу. Сдохшая в воде рыба тоже считается чистой, но есть ее, согласно джа'фаритскому


235
мазхабу, запрещается (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды). Что касается рыбы без чешуи, то, даже пойманная живой, она непригодна для еды (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды).
Если рыбу выбросило на сушу и ее подобрали живой, то дозволено употреблять ее в пишу. По законам Шариата рыболовством могут заниматься и немусульмане, и они не обязаны во время рыбной ловли произносить имя Бога
(«Бисмиллах»). Но мусульманин имеет право брать рыбу из рук немусульманина лишь при условии, что сам видел, как немусульманин ловил эту рыбу (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды).
Это правило делает невозможным для последователей джа'фаритского мазхаба получать или покупатьрыбу у немусульман на рынке. Рыба (живая или мертвая), взятая из рук мусульманина, считается чистой и пригодной для еды. Взятая же из рук кяфира рыба, даже если тот утверждает, что поймал ее живой, для последователей джа'фаритского мазхаба запретна. Следует воздерживаться есть рыбу в сыром виде; если живая рыба разрублена на две части и одна часть шевелится, а другая нет, необходимо отказаться употреблять в пишу ту часть, которая не шевелится; если рыбу поджарили, не дождавшись ее смерти, разрезав на куски на суше, надо отказаться есть такую рыбу.
Как мы видим, Шариат требует соблюдения определенных правил для тех, кто занимается охотой и рыболовством; он также ставит конкретные требования при совместной охоте мусульман с немусульманами.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   28

Глава 8
ИСЛАМ, ШАРИАТ И ЭКОЛОГИЯ
Ислам не разделяет функции религии и государства, политику и мораль, нормы хозяйственной деятельности и образа жизни, и это позволяет рассматривать как религиозную проблему такое важнейшее явление современной жизни, как экологический кризис.

Ислам зародился в регионе с чрезвычайно жарким климатом, на Аравийском полуострове, где более 80% территории составляют пустыни. Поэтому горы, долины, лесные островки, источники воды в арабских и других мусульманских странах — священные места. Их описание в Священном Коране в картинах райского блаженства вдохновляло мусульманских и не только мусульманских поэтов.
Мусульманское представление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, и природа — великие священные творения Бога. В Исламе человек несет ответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы. Пророк Мухаммад в одном своем хадисе (изречении) говорит: «Аллах Красивый, Он любит красоту». Мусульманские богословы говорят: «любить Аллаха означает любить Его творения — природу, человека, животн ы й мир».
Многовековая история кочевников свидетельствует об их благоговейном отношении к среде обитания. Бедуины не имели научных знаний о природе, но жизненный опыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. В деле защиты природы и сейчас полезен опыт давних поколений мусульман
Востока.
Циклический кочевой образ жизни обитателей территорий
Азии и Африки был связан с естественной жизнь живой природы и не нарушал ее гармонии и равновесия. Переходя из одной долины в другую, кочевники тем самым давали пастбищам возможность отдохнуть и обновить себя. Никогда оседлые народы, безусловно, не вернутся к кочевому образу жизни, однако множество «деталей» представлений и поступков мусульман в их отношениях с природой могут быть полезными и в наше время.
Изучая миграционные процессы, завоевательные походы древних и средневековых народов, историки уделяют основное внимание их социально-экономическим причинам. Кроме названных, завоевательные походы древних египтян, ассирийцев, вавилонян, греков, персов, римлян, средневековых арабов, тюрков и монголов имели и экологические причины.
Возникшие конфликты между человеком и природой, демографический взрыв на Аравийском полуострове и в регионах обитания тюркских и монгольских племен приводили
к тому, что занимаемые ими земли не могли прокормить людей и скот.
До великих арабо-мусульманских завоеваний Ближнего и
Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Сицилии несколько веков на Аравийском полуострове не утихали межплеменные войны за жизненные пространства. Сильные племена вытесняли слабые с плодородных земель и пастбищ, чем нарушались традиционные циклические перемещения кочевников из одной долины в другую. Земле не давали возможности отдохнуть и восстановить себя. Но уставшая земля не могла прокормить и победителей. Уход с прежних земель оказывался единственным выходом из положения, и это было благом и для людей, и для природы. В поисках новых жизненных пространств арабы двинулись на земли соседних стран: в первую очередь Ирана и Византии.
Ислам объединил враждующие племена Аравийского полуострова. За четверть века под знаменем Ислама они завоевали центры древнейших цивилизаций — Месопотамии,
Египта, Сирии, Ирана, Средней Азии, Северной Африки, восточные колонии Византии. Почти 80% арабов навсегда покинули
Аравийский полуостров.
Сегодня, спустя четырнадцать веков, их насчитывается во всем мире более трехсот миллионов, но пятеро из каждых шести арабов про- живают за пределами обители своих предков.
Так, завоеваниями VII—VIII вв. арабы-мусульмане разрешили проблемы своего выживания, избавившись на тот момент от экологической угрозы, но если нарушается гармония в отношении людей к природе, опасность подобной угрозы оказывается реально близкой. И она должна рассматриваться применительно не только к масштабной деятельности человека
— вырубке лесов, отводу рек в новые русла и т. п., или, как теперь говорят, к перенасыщению промышленными предприятиями и возведению мегаполисов: природа беззащитна и перед бездумной и небережливой деятельностью всякого отдельного человека.
Пророк Мухаммад говорил: «Для мусульман являются общими: вода, огонь, пастбища и соль». В древние времена выжить на Аравийском полуострове можно было лишь сообща, и поэтому пастбища и источники воды были общей

собственностью. Общинн ы й контроль над их использованием гарантировал мирное сосуществование людей и оберегал природу ОТ насилия.
Греховность частной собственности на землю зафиксирована в шариатских законах о землепользовании. Климатические условия и характер хозяй-ствования людей на земле породили эти законы.
Земледелие могло быть эффективным лишь при использовании искусственного орошения, а оно неизбежно должно быть делом государства, общины. Пригодных для орошения земель в странах мусульманского Востока всегда было недостаточно, поэтому мусульманское право — Шариат осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не орошают и не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Бывало, что правители забирали невозделываемые участки земли у их владельцев: такая мера предотвращала социальный и экологический кризис.
С точки зрения Ислама, человек, животный мир и природа в целом являются творением Бога. В Коране утверждается, что
Бог сотворил и небо, и землю, и животных, чтобы они дали пользу людям. «А если ты их спросишь, кто сотворил небеса и землю, они, конечно, скажут: "сотворил их Славный и Мудрый, который устроил для вас землю колыбелью и устроил для вас на ней дороги, и может быть вы пойдете прямо" (24:8-10).
По Исламу долг человека — охранять землю и соразмерно использовать ее во благо. Человек стоит на земле, и небо посылает ему воду, чтобы земля дала свои плоды человеку: «и который низвел с неба воду по мере. И подняли Мы ее страну мертвую».
Природа не всегда и не везде благоприятна для человека: ураганы, наводнения, землетрясения, засуха и прочие катаклизмы причиняют людям беды. В Коране, изречениях
Пророка, в трудах теологов утверждается, что все эти стихийные природные бедствия происходят по воле Бога: Он испытывает людей и ждет, чтобы человек своим умом превозмог бедствия — ведь свыше ему дан разум. Для мусуль- манина большой грех проклинать природу. Сподвижник
Пророка Мухаммада Абу Абу-л-Мунзир Убай бин Ка'б рассказывает, что благословенный посланник

Аллаха говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу. Когда вы видите неприятное в природе, произносите молитвенные слова: «Господи! от Тебя просим благо природы. Ищем у Тебя убежища от ее злости и причиняемого нам ущерба». Другой знаменитый сподвижник
Мухаммада Абу-Хурейра приводит слова Пророка: «Ветер является даром и благом Божьим. Иногда он причиняет человеку горе, а иногда приносит благо. Не проклинайте ветер, просите благо от Бога и ищите убежище у Господа от беды природы».
В Коране сказано, что Бог сотворил животных, «чтобы вы утверждались на их спинах, а потом понимали милость Господа вашего, когда утвердитесь на нем, и говорили: «Хвала Тому, кто подчинил нам это, когда мы не были в силах достичь этого. И поистине мы к Господу нашему возвращаемся» (24:12-14).
Пророк Мухаммад и его сподвижники внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчают их труд. В одном из хадисов рассказывается, что имам Али, двоюродный брат и зять
Пророка, когда садился на верблюда, говорил: «Бисмиллах» (во имя Аллаха), а когда удобно устраивался на спине животного, то благословлял Бога за то, что Он дарил людям животное для преодоления (ими) слабости своей.
Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн Умар рас-сказывал: посланнику Аллаха стало известно, что некая женщина заперла кошку в помещении, не кормила и не поила ее и не допускала, чтобы кошка ела насекомых, вследствие чего кошка погибла.
Пророк сказал, что эта женщина подвергнется мучительном у наказанию в аду. Далее Ибн Умар рассказывает, ЧТО группа юношей из рода курайшитов упражняласьв стрельбе из лука по живым птицам, и они пла-т и л и определенную плату хозяину птицы за каждую не попавшую в цель стрелу. Когда юноши увидели Ибн Умара, то разбежались. Ибн Умар сказал: «Кто стрелял, будь он проклят».
Как известно, в мусульманских странах, — как и в других, — ставили клеймо на своих животных, чтобы было легко их отличить. Сподвижник Мухаммада Ибн Аббас рассказывает, что однажды благословенный Пророк заметил клеймо на морде животного и выразил свое неодобрение: он сказал, что если необходимо поставить клеймо на животном, нужно выбирать