Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не регенерирующиеся. Существуют органы, определяющие пол и наследственность человека, оказывающие влияние на нервные клетки; имеются органы, не влияющие на все это.
По поводу обстоятельств применения трансплантации органа от скончавшегося человека следует напомнить следующее: существуют две формы диагностики смерти — это прекращение мозговой деятельности человека, т.е. случай, когда с медицин- ской точки зрения констатируется невозможность ее возобновления, и окончательная остановка сердца и дыхания, когда с медицинской точки зрения констатируется невозможность их возобновления.
В обоих описанных случаях в своих рекомендациях Совет руководствуется постановлением № 17, вынесенным на 3-й сессии.
О трансплантации органа утробного плода: утробный плод с целью его трансплантации может быть получен одним из следующих путей:
- как самопроизвольный выкидыш;
- как выкидыш в результате медицинского или не- профессионального вмешательства;
- в результате внематочного оплодотворения «in vi-tro».
Ниже приводятся шариатские положения по вопросу трансплантации (Постановление № 26(1/4) о трансплантации органов живого или умершего человека было принято на 4-й сессии Совета Исламской академии правоведения (фикха), созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 6-11 февраля 1988 г.
1. Трансплантация органа человека с одного места его тела на другое разрешается в случае, если ожидаемая польза от операции очевидным образом перевешивает возможный вред и если целью операции является восстановление утраченного органа, восстановление его формы или естественной функции, устранение его дефекта или обезображенности, которые приносят человеку физические или нравственные страдания.
2. Трансплантация органа из тела одного живого человека в тело другого разрешается, если трансплантант обладает свойством физиологической регенерации, как в случае с кровью или кожей. В этом случае обязательной является полная дееспособность донора и соблюдение всех норм Шариата во время операции.

3. Разрешается трансплантация части органа другого человека, если этот орган был ампутирован у донора вследствие его заболевания, как это проис- ходит, например, в случае трансплантации роговой оболочки ампутированного глаза.
4. Запрещается трансплантация жизненно важного органа живого человека, например, сердца.
5. Запрещается трансплантация органа живого человека, если это чревато осложнением для одной из его основных жизненных функций, хотя и не грозит летальным исходом, например трансплантация роговой оболочки обоих глаз. Что касается трансплантации с частичной потерей одной из основных жизненных функций, то это требует дополнительного исследования (см. ниже п. 8).
6. Разрешается трансплантация трупного органа в том случае, если от этого зависит жизнь или одна из основных жизненно важных функций организма пациента. В этом случае обязательным является соблюдение условия, при котором сам донор при жизни или его наследники после его смерти соглашаются на такую операцию. В случае если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники, согласие на трансплантацию дает полномочный глава мусульман.
7. Примечание. В вышеописанных случаях обязательно согласие на трансплантацию, так как не разрешена купля- продажа человеческих органов. Случаи, когда человек, остро нуждающийся в донорском органе, расходует ради него свои деньги в виде вознаграждения или подарка, должны стать предметом рассмотрения специальных исследований.
8. Не описанные выше случаи трансплантации являются предметом дальнейшего анализа, постановление по ним может быть вынесено на будущих сессиях на основе положений
Шариата и собранных медицинских данных.
Важно отметить, что обращения мусульманских и немусульманских организаций из различных стран мира в Совет
Исламской академии правоведения по вопросам Шариата и медицины доказывают, что исламский мир сделал важный социально-культурный и духовно-политический шаг, создав для решения насущных вопросов исламского мира центр право-

ведения Ислама; не вызывает сомнения, что, в свою очередь, деятельность академии может быть полезной и для других конфессий.
Один из самых острых вопросов мусульман — это регулирование деторождаемости; на общемусульманском уровне нет четкого ответа, имеет ли право мусульманская женщина сделать аборт, принимать медицинские средства против беременности и т. п.
5-я сессия Совета Исламской академии правоведения (фикха), созванная в Эль-Кувейте (Кувейт) 10-15 декабря 1988 г., провела дискуссию по этому вопросу, исходя из того, что, согласно
Шариату, одной из целей брака является деторождение и продолжение человеческого рода, а любое препятствование этому является нарушением положений Шариата и указаний, содержащихся в священных текстах, призывающих к сохранению и приумножению рода человеческого (один из пяти постулатов, предписанных Божественных установлений). Совет постановил:
1. Не разрешается принимать государственные законы, как- либо ограничивающие свободу супругов в деторождении.
2. Запрещается, согласно Шариату, лишение мужчины или женщины способности к деторождению (так называемая стерилизация), за исключением случаев, когда в соответствии с нормами Шариата это обусловлено необходимостью.
3. Разрешается временно контролировать способность к деторождению с целью оттягивания срока очередной беременности или предотвращения ее на определенное время, если это вызвано необходимостью, отвечающей Шариату. Все такого рода действия должны совершаться по усмотрению супругов при их обоюдном согласии и при условии, что не бу- дет нанесен ущерб их здоровью. Применяемые при этом средства должны быть разрешены Шариатом и не препятствовать наступлению беременности в будущем.
Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 6-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 14-20 марта
1980 г., рассмотрел вопрос об использовании эмбрионов в качестве источников трансплантируемых органов, результатом чего явилось следующее постановление:

1. Запрещен аборт с целью извлечения эмбриона, органы которого предназначены для трансплантации другому человеку, за исключением случаев естественного, ничем не спровоцированного выкидыша или аборта, разрешенного
Шариатом. Запрещено хирургическое вскрытие матки, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения жизни беременной женщины.
2. Категорически запрещена трансплантация органов на коммерческой основе.
3. Трансплантация органов допустима только под контролем уполномоченного на то специализированного учреждения.
На этой же сессии было принято постановление о трансплантации половых органов:
- так как яички и яичник даже после трансплантации другому человеку продолжают выполнять свои репродуктивные функции, связанные с передачей генетической информации
(генетического кода), пересадка их другому человеку запре- щена Шариатом, за исключением случаев, когда соблюдены определенные правила;
- разрешена трансплантация тех половых органов, что не участвуют в передаче генетической информации, за исключением наружных половых органов, — в случае необходимости и с соблюдением норм Шариата, изложенных в постановлении № 26 4-й сессии Совета академии.
Особый интерес вызывает принятое на этой же сессии постановление академии
«О восстановлении органов, отсеченных во время актов наказания (хадд) и возмездия
(кисас)». Совет разъясняет, что целью Шариата при исполнении акта наказания (хадд) является устрашение, удержание от преступления и примерное наказание за него, а желаемое воздействие сводится к тому, чтобы преподать урок и наставление другим людям, а также искоренить предрасположение к преступлению. Принимая во внимание современное состояние медицины, гарантирующее восстановление отсеченного органа при условии быстро проведенной операции (при соответствующих предварительных договоренностях и соблюдении специальных медицинских мер), можно предположить, что действенность наказания при

последующем использовании сегодняшних достижений медицины окажется основательно уменьшенной. Совет постановил:
1. Шариатом запрещается восстановление ор- гана, отсеченного во время исполнения акта на- казания (хадд), поскольку в противном случае это обернется снижением действенности и продолжи- тельности воспитательного эффекта и войдет в про- тиворечие с целью наказания, преследуемой
Шари- атом, — удержанием виновного от будущих право- нарушений.
2. В связи с тем, что акт возмездия (кисас) направ- лен на восстановление справедливости в отношении пострадавшего и утверждение права на жизнь в самом обществе, а также поддержание среди насе- ления спокойствия и общественной безопасности,
Шариатом запрещается восстановление органов, от- сеченных во время исполнения актов возмездия (ки-
сас), за исключением случаев:
- разрешения потерпевшим восстановить осужденному орган после совершения акта возмездия (ки-сас);
- восстановления потерпевшим своего собственного органа, утраченного в результате преступления.
3. Восстановление органов, отсеченных во время исполнения актов наказания (хадд) или возмездия (кисас) разрешено также в случаях, когда произошла ошибка при вынесении приговора или его исполнении.
Лечение больных и новые способы лечения пациентов — важный теоретический и практический вопрос в современном медицинском обслуживании населения. В мусульманских странах эта проблема рассматривается не только как сугубо медицинская, но и как религиозно-нравственная.
Совет Исламской академии в ходе 7-й сессии, созванной в
Джидде (Саудовская Аравия) 9-14 мая 1992 г., постановил:
1. О медикаментозном лечении. Согласно Шариату, исходя из текстов Священного Корана и высказываний и деяний
Пророка (мир ему!), медикаментозное лечение разрешено, поскольку сохранение жизни — одна из всеобъемлющих норм
Шариата. Положения Шариата о медикаментозном лечении
могут различаться в зависимости от состояния больного и его личности. Медикаментозное лечение является:
- обязательным, если без него будет разрушаться тело больного или один из его органов или наступит дисфункция органа, а также в случае угрозы распространения болезни среди других людей (например, инфекционного заболевания);
- желательным, если без него организм ослабевает;
- разрешенным, если не подпадает под первые два случая;
- нежелательным, если существует риск ухудшения самочувствия пациента в результате медицинского вмешательства.
2. О лечении в безнадежных случаях. Вероубеж-дение мусульманина предусматривает, что всякий больной и его излечение находятся в руках Всевышнего Аллаха. Лечение и медицинское вмешательство являются формой использования предоставленных Аллахом возможностей. Не разрешается отчаиваться и терять надежду на помощь и милость Аллаха — напротив, следует уповать на излечение по воле Всевышнего.
Врачи и родственники больного обязаны укреплять дух больного, постоянно ухаживать за ним и облегчать его душевные и физические страдания, независимо от наличия или отсутствия возможности излечения. Случаи, безнадежные с точки зрения медицины, диагностируются врачами и зависят от медицинских возможностей, имеющихся в определенном месте и в определенное время, а также от состояния самого больного.
3. О согласии больного на прохождение лечения. Если больной дееспособен, то на проведение лечения требуется его согласие. Если больной полностью или частично недееспособен, то на проведение лечения требуется согласие его опекунов по старшинству, установленному в соответствии с Шариатом. При этом должны быть соблюдены права и интересы подопечного, а действия опекуна должны быть направлены на снятие болевых ощущений у опекаемого. Если опекун не дает разрешения на лечение и вред от такого запрета очевиден, запрет не учитывается. Право на дачу разрешения переходит в соответствии с порядком, установленным
Шариатом, следующему родственнику, а затем, в конечном счете, — закон- ному правителю данной местности.


Законный правитель местности располагает со- ответствующими полномочиями на введение принудительного лечения в случае диагностики заразного заболевания и для проведения вакцинации. В экстренных случаях, когда под угрозой находится жизнь больного, лечение проводится безотлагательно, без разрешения больного или его близких.
Обязательно согласие дееспособного пациента при проведении медицинских экспериментов; должно быть исключено какое-либо принуждение (например, проведение экспериментов с заключенными или использование материальной заинтересованности в ситуации с нуждающимся в материальных средствах).
Проведение медицинских экспериментов не должно наносить вред пациенту. Запрещается также проводить медицинские эксперименты на полностью или частично недееспособных людях, даже и при наличии согласия на то их опекунов.
Совет Исламской академии и известные мусульманские медики — члены академии хорошо понимают, что отдельные органы и части тела человека взаимосвязаны друг с другом.
Мусульманский Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил, что если одна часть тела подвергается боли, эта боль ощущается и в дру- гих частях тела, поэтому Совет рекомендовал:
1.
Поручить
Генеральному секретариату академии подготовить материалы по следующим медицинским темам для рассмотрения их на будущих сессиях Совета академии:
- лечение при помощи запрещенных и нечистых, с точки зрения Шариата, средств и правила их применения;
- косметические операции;
- медицинские гарантии;
- лечение женщин врачом-мужчиной и лечение мусульман врачом-немусульманином;
- лечение заговорами; этический кодекс врача (в случае необходимости рассмотреть эту тему на нескольких сессиях);
- очередь на лечение; предоставление лечения вне очереди.
2. Внимательно рассмотреть вопросы, касающиеся болезней, лечение которых на современном уровне развития медицины невозможно или сомнительны предполагаемые результаты лечения, например:

- Нужно ли применять лечение к пациенту, страдающему запущенным раковым заболеванием, или ограничиться применением обезболивающих и успокоительных средств?
- Если ребенок страдает гидроцефалией, сопровождаемой параличом и частичной атрофией участков коры головного мозга, показана ли такому ребенку хирургическая операция?
Нужно ли лечить этого ребенка в случае аппендицита или воспаления легких?
- Если престарелый человек имеет тромбоз сосудов сердца и страдает от паралича, а затем его поражает почечная недостаточность, следует ли прибегать к диализу? Если у него останавливается сердце, следует ли применять экстренные меры, лечить ли его от воспаления легких и т. п.?
- Необходимо сформулировать нормы Шариата и Сунны применительно к приведенным случаям. Совет Исламской академии в ходе 8-й сессии, созванной в Бандар-Сери-Бегаван
(Бруней — Да-рус-Салам) 21-27 июня 1993 г., рассмотрел вопрос «О лечении женщин врачами-мужчинами» и поста- новил:
Основополагающим принципом в отношении лечения женщин врачами-мужчинами является следующее: если имеется врач-женщина, то именно она обязана осмотреть пациентку, но если таковой нет, пациентку может осмотреть врач-женщина немусульманка, а если и ее нет, осмотр может произвести врач- мужчина мусульманин, и только в крайнем случае, когда нет врача-мужчины мусульманина, осмотр можно доверить врачу- мужчине немусульманину.
Мужчина вправе осматривать тело пациентки только в пределах, необходимых для диагностики и лечения и не более, отводя по мере возможностей взор от тела пациентки. Осмотр пациентки следует проводить в присутствии ее близкого родственника или мужа, либо другой женщины, заслуживающей доверия. Названные меры преследуют цель избежать возможное уединение посторонних друг другу мужчины и женщины. Совет также рекомендовал:
Медицинским учреждениям принять все возможные меры поощрения женщин к изучению медицинских наук и получению медицинских специальностей различного профиля, особенно в области акушерства и гинекологии, где ощущается острая

нехватка специалистов-женщин. Пациенткам не придется вы- нужденно нарушать нормы Шариата, если будет достаточно специалистов-женщин.
Совет Исламской академии правоведения в ходе 8-й сессии, созванной в Бандар-Сери-Бегаван (Бру-ней-Дарус-Салам) 21-27 июня 1993 г., провел дискуссию на тему «СПИД» и дал следующие разъяснения: основной причиной распространения венерических заболеваний, самой опасной из которых остается
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), является прелюбодеяние как с женщинами, так и с мужчинами
(гомосексуализм). Важнейшими факторами профилактики
СПИДа могут стать соответствующая информационная политика и разъяснительная работа об опасности беспорядочных половых связей, проводимая СМИ и туристическими организациями; реформа СМИ; запрет на показ пошлых и низких в нравственном отношении фильмов и сериалов; контроль туристической деятельности. Совет постано- нил:
В случае заболевания СПИДом одного из супругов, заболевший обязан поставить в известность другого супруга и вместе с ним принять все необходимые профилактические меры.
Совет рекомендовал:
1. Соответствующим органам исламских госу- дарств принять все меры по профилактике СПИДа, подвергать наказанию тех, кто преднамеренно рас- пространяет его.
Рекомендовать правительству
Ко- ролевства
Саудовская
Аравия продолжить интен- сивные мероприятия по защите гостей Милосердного
(паломников) от распространения среди них СПИДа и приложить все необходимые для этого усилия.
2.Детям, являющимся носителями вируса
СПИДа, необходимо предоставить возможность получения образования.
3.Генеральному секретариату собрать материалы специалистов по медицине и правоведов (факихов) по нижеперечисленным вопросам для более полного анализа рассматриваемой проблемы на будущих сессиях, в частности следующие:
- об изоляции больных СПИДом и носителей вируса;
- об отношении работодателей к больным СПИДом;

- о совершении аборта беременными, зараженными СПИДом;
- о предоставлении женщине, находящейся замужем за больным СПИДом, права расторгнуть брачный договор;
- о том, можно ли считать заболевание СПИДом смертельной болезнью;
- о том, влияет ли наличие СПИДа у матери на ее право воспитывать детей;
- о том, каковы нормы Шариата по отношению к лицам, преднамеренно распространяющим СПИД;
- о компенсации зараженным СПИДом в процессе переливания крови и ее компонентов или в результате пересадки органов;
- о проведении медицинского освидетельствования желающих вступить в брак во избежание риска заражения инфекционными заболеваниями и наиболее опасным из них
— СПИДом. Вышеприведенные вопросы, связанные со
СПИДом, были рассмотрены Советом Исламской академии в ходе 9-й сессии, созванной в Абу-Даби (Объединенные
Арабские Эмираты) 01-06 апреля 1995 г., и Совет вынес следующее постановление:
1. Об
изоляции
больных
СПИДом.
Имеющиеся в настоящее время медицинские данные подтвержда- ют, что СПИД не передается от человека к человеку при совместном проживании, совместном питании, употреблении напитков, совместном пользовании мебелью, посудой и прочими предметами повседнев- ного обихода. СПИД не распространяется воздушно- капельным путем, в результате прикосновений, не переносится насекомыми, не передается при нахож- дении в одном бассейне. Передача инфекции проис- ходит, в основном, следующим образом:
- при любых видах половых сношений;
- при переливании крови или ее составляющих;
- при совместном пользовании шприцами (что касается, в первую очередь, наркозависимых больных) и бритвенными лезвиями;
- от матери к ребенку в период беременности и во время родов.
Исходя из вышеизложенного, если отсутствует угроза заражения, с точки зрения Шариата, изоляция больных СПИДом от их здоровых коллег не является обязательной. Общение с