Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
больным
СПИДом должно регламентироваться соответствующими медицинскими предписаниями.
2. О
преднамеренном
распространении
СПИДа.
Умышленное распространение
СПИДа среди здо- ровых людей — каким бы то ни было путем — за- прещено
Шариатом и является великим грехом и преступлением. За совершенный грех преступник в земной жизни заслуживает наказания, которое зависит от тяжести преступления и вреда, причиненного отдельным лицам и обществу в целом. Если преступник намеревался инфицировать как можно больше членов общества, его поступок должен расце- ниваться как преступное действие, направленное на распространение зла на Земле. Такое деяние заслуживает одного из видов наказания, предписанного аятом Корана: «Воистину наказывать тех надо, кто против Бога и Посланника Его с войною выступает и на земле нечестие вершить стремится, — жестоко убивая их, их распиная, четвертуя или изгоняя из страны. Сие — позорная им кара в этом мире, а кара тяжкая их в вечной жизни ждет» (сура «Аль-Маида», 5:33). Если преступник собирался инфицировать конкретного человека и достиг желаемого, но жертва осталась жива, злоумышленник должен понести соответствующее наказание, а в случае смерти жертвы его следует казнить. Если преступник собирался инфицировать конкретного человека, но не добился желаемого, он, тем не менее, должен понести заслуженное наказание.
3. Об аборте женщины, больной СПИДом. В связи с тем, что, как правило, вирус СПИДа проникает в плод лишь после созревания оного, то есть когда он уже обрел душу, или во время родов, аборт запрещен Шариатом.
4. О праве матери, больной СПИДом, ухаживать за своим
здоровым ребенком и кормить его грудью. Имеющиеся в настоящее время медицинские данные говорят о том, что при уходе и кормлении грудью не существует реальной опасности передачи вируса СПИДа здоровому ребенку от заразившейся им матери. Здесь вступает в силу положение, касающееся совместного проживания здоровых людей с инфицированным
СПИДом. Согласно Шариату, матери, зараженной СПИДом, не запрещается ухаживать за своим ребенком и кормить его
СПИДом должно регламентироваться соответствующими медицинскими предписаниями.
2. О
преднамеренном
распространении
СПИДа.
Умышленное распространение
СПИДа среди здо- ровых людей — каким бы то ни было путем — за- прещено
Шариатом и является великим грехом и преступлением. За совершенный грех преступник в земной жизни заслуживает наказания, которое зависит от тяжести преступления и вреда, причиненного отдельным лицам и обществу в целом. Если преступник намеревался инфицировать как можно больше членов общества, его поступок должен расце- ниваться как преступное действие, направленное на распространение зла на Земле. Такое деяние заслуживает одного из видов наказания, предписанного аятом Корана: «Воистину наказывать тех надо, кто против Бога и Посланника Его с войною выступает и на земле нечестие вершить стремится, — жестоко убивая их, их распиная, четвертуя или изгоняя из страны. Сие — позорная им кара в этом мире, а кара тяжкая их в вечной жизни ждет» (сура «Аль-Маида», 5:33). Если преступник собирался инфицировать конкретного человека и достиг желаемого, но жертва осталась жива, злоумышленник должен понести соответствующее наказание, а в случае смерти жертвы его следует казнить. Если преступник собирался инфицировать конкретного человека, но не добился желаемого, он, тем не менее, должен понести заслуженное наказание.
3. Об аборте женщины, больной СПИДом. В связи с тем, что, как правило, вирус СПИДа проникает в плод лишь после созревания оного, то есть когда он уже обрел душу, или во время родов, аборт запрещен Шариатом.
4. О праве матери, больной СПИДом, ухаживать за своим
здоровым ребенком и кормить его грудью. Имеющиеся в настоящее время медицинские данные говорят о том, что при уходе и кормлении грудью не существует реальной опасности передачи вируса СПИДа здоровому ребенку от заразившейся им матери. Здесь вступает в силу положение, касающееся совместного проживания здоровых людей с инфицированным
СПИДом. Согласно Шариату, матери, зараженной СПИДом, не запрещается ухаживать за своим ребенком и кормить его
грудью, если не имеется других, обоснованных врачами противопоказаний.
5. О праве здорового супруга на развод с супругом,
зараженным СПИДом. Здоровый супруг имеет право на развод с супругом, зараженным СПИДом, поскольку синдром приобретенного иммунодефицита является инфекционной болезнью, передаваемой, главным образом, половым путем.
6. О статусе СПИДА как смертельной болезни. Согласно
Шариату, СПИД относится к смертельным заболеваниям, так как у больных им имеются все соответствующие симптомы и пораженные им не могут вести обычный образ жизни, а летальный исход неизбежен.
Совет рекомендовал:
1. Отложить рассмотрение вопроса о праве на семейную жизнь после заражения СПИДом одного из супругов.
2. Продолжить практику контроля наличия среди паломников больных — переносчиков инфекционных заболеваний, в первую очередь СПИДа, в период хаджжа.
Самым скандальным и аморальным поступком в XX в., с позиций религии, стала попытка ученых-медиков создать человека искусственным путем, т. е. клонировать человека. По теме клонирования человека были проведены медико- правоведческие семинары, конференции и симпозиумы.
Представители различных религий отрицательно отреагировали на эту попытку. В религиозных кругах эта попытка ученых рассматривается как богохульство, вмешательство в промысел
Божий. Вследствие того, что западному миру так и не удалось сделать христианство образом жизни, народы почти всех
«христианских» регионов отделили религию от государства, права, экономики и т. д. Самая большая — по степени охвата населения — религия мира, христианство, не оказала существенного влияния на события, связанные с попытками клонирования. Ученые Европы, США и других стран продолжали исследования, направленные на поиски возможности клонирования человека, не принимая во внимание протесты религиозных деятелей и структур. Мир — особенно полу-торамиллиардный мусульманский мир — с нетерпением ожидал вердикт по данному вопросу с позиций Ислама и
Шариата. Практически все медицинские учреждения и правовые
5. О праве здорового супруга на развод с супругом,
зараженным СПИДом. Здоровый супруг имеет право на развод с супругом, зараженным СПИДом, поскольку синдром приобретенного иммунодефицита является инфекционной болезнью, передаваемой, главным образом, половым путем.
6. О статусе СПИДА как смертельной болезни. Согласно
Шариату, СПИД относится к смертельным заболеваниям, так как у больных им имеются все соответствующие симптомы и пораженные им не могут вести обычный образ жизни, а летальный исход неизбежен.
Совет рекомендовал:
1. Отложить рассмотрение вопроса о праве на семейную жизнь после заражения СПИДом одного из супругов.
2. Продолжить практику контроля наличия среди паломников больных — переносчиков инфекционных заболеваний, в первую очередь СПИДа, в период хаджжа.
Самым скандальным и аморальным поступком в XX в., с позиций религии, стала попытка ученых-медиков создать человека искусственным путем, т. е. клонировать человека. По теме клонирования человека были проведены медико- правоведческие семинары, конференции и симпозиумы.
Представители различных религий отрицательно отреагировали на эту попытку. В религиозных кругах эта попытка ученых рассматривается как богохульство, вмешательство в промысел
Божий. Вследствие того, что западному миру так и не удалось сделать христианство образом жизни, народы почти всех
«христианских» регионов отделили религию от государства, права, экономики и т. д. Самая большая — по степени охвата населения — религия мира, христианство, не оказала существенного влияния на события, связанные с попытками клонирования. Ученые Европы, США и других стран продолжали исследования, направленные на поиски возможности клонирования человека, не принимая во внимание протесты религиозных деятелей и структур. Мир — особенно полу-торамиллиардный мусульманский мир — с нетерпением ожидал вердикт по данному вопросу с позиций Ислама и
Шариата. Практически все медицинские учреждения и правовые
институты мусульманского мира провели подготовительные мероприятия. 14-18 июня в Касабланке (Марокко) был проведен медико-правоведческий семинар на тему «Клонирование человека». Ознакомившись с результатами исследований и проведя дискуссию по этому вопросу с участием мусульманских правоведов и медиков, Совет Исламской академии правоведения
(фикха) при Организации Исламская Конференция (ОИК) в ходе
10-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня
— 3 июля 1997 г., сделал следующее заявление:
Аллах сотворил человека наилучшим образом и воздал ему наивысшую честь. Всевышний говорит: «Сыновьям Адама мы почтение оказали: им дали средства Мы передвиженья по суше и по морю, их [разными] благами наделили и предпочтенье им отдали пред многими из тех, кого создали» (Сура «Аль-Исра»,
17:70).
Аллах наделил человека разумом, сделал его дееспособным, поставил его своим наместником на земле, расселил человеческий род повсюду и даровал ему свой Завет в соответствии с природой творения человека. Об этом
Всевышний говорит: «Свой лик ты к Вере обрати, будь верным ей ханифом [признающим Единобожие] и обратись к
Божественной Природе, согласно коей создал Он людей.
Творенью Божьему не может быть замены!. Вот такова прямая
Вера! Но большинство людей не ведает [об этом]. (Сура «Ар-
Рум», 30:30).
Ислам уделяет особое внимание развитию первозданной природы человека, в равной степени заботясь о сохранении его пяти универсальных субстанций: религии, души, разума, потомства, благосостояния.
Наука и знания призваны служить сохранению благородства и достоинства человека в соответствии с той великой целью, ради которой Аллах сотворил Своих рабов.
В нашу эпоху совершенным новшеством для людей явился феномен клонирования, т. е. воспроизведения генетически абсолютно сходных друг с другом организмов путем их бесполового размножения.
Итак, клонирование — это воссоздание одного или более существ при помощи:
(фикха) при Организации Исламская Конференция (ОИК) в ходе
10-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня
— 3 июля 1997 г., сделал следующее заявление:
Аллах сотворил человека наилучшим образом и воздал ему наивысшую честь. Всевышний говорит: «Сыновьям Адама мы почтение оказали: им дали средства Мы передвиженья по суше и по морю, их [разными] благами наделили и предпочтенье им отдали пред многими из тех, кого создали» (Сура «Аль-Исра»,
17:70).
Аллах наделил человека разумом, сделал его дееспособным, поставил его своим наместником на земле, расселил человеческий род повсюду и даровал ему свой Завет в соответствии с природой творения человека. Об этом
Всевышний говорит: «Свой лик ты к Вере обрати, будь верным ей ханифом [признающим Единобожие] и обратись к
Божественной Природе, согласно коей создал Он людей.
Творенью Божьему не может быть замены!. Вот такова прямая
Вера! Но большинство людей не ведает [об этом]. (Сура «Ар-
Рум», 30:30).
Ислам уделяет особое внимание развитию первозданной природы человека, в равной степени заботясь о сохранении его пяти универсальных субстанций: религии, души, разума, потомства, благосостояния.
Наука и знания призваны служить сохранению благородства и достоинства человека в соответствии с той великой целью, ради которой Аллах сотворил Своих рабов.
В нашу эпоху совершенным новшеством для людей явился феномен клонирования, т. е. воспроизведения генетически абсолютно сходных друг с другом организмов путем их бесполового размножения.
Итак, клонирование — это воссоздание одного или более существ при помощи:
- переноса ядра клетки из тканей организма в яйцеклетку, из которой изъяли ядро;
- деления оплодотворенной яйцеклетки на стадии, когда еще не началось формирование тканей и органов эмбриона.
Основываясь на результате проведенных исследований, состоявшихся дискуссий и представленных положениях
Шариата,
Совет постановил:
1. Запрещается клонирование людей вышеупомянутыми или любыми другими способами, приводящими к воспроизводству людей.
2. Если в нарушение положений Шариата будут успешно осуществлены эксперименты, изложенные в предыдущем пункте, результаты этих действий должны быть представлены для рассмотрения и вынесения соответствующих решений с позиций Шариата.
3. В целях клонирования человека запрещается использование любых человеческих органов, будь то матка, яйцеклетки, сперматозоиды или клетки.
4. Шариатом разрешено использование технологий клонирования и генной инженерии в отношении микробов и других мелких живых существ, растений и животных, при условии соблюдения норм
Шариата, обеспечивающих общественные интересы и препятствующих распространению порока.
5. Призвать исламские государства принять необходимые законы и акты, препятствующие местным и зарубежным организациям, научным учреждениям, специалистам и ученым прямо или косвенно использовать территории исламских государств для проведения экспериментов по клонированию человека.
6. Осуществлять совместный контроль со стороны академии исламского правоведения (фикха) и Исламской организации медицинских наук новых исследований в области клонирования.
11-16 октября 1986 г. Совет Исламской академии в ходе своей 3-й сессии, проходившей в Аммане, столице
Хашимитского Иорданского Королевства, рассмотрел вопрос о медицине — об аппаратах поддержания жизнедеятельности организма человека — и вынес следующее постановление:
Согласно Шариату, человек считается умершим, если налицо два следующих признака:
- сердцебиение и дыхание прекратились (остановились), и врачи констатируют невозможность восстановления их самостоятельного (автономного) функционирования без воздействия извне;
- вследствие разрушения клеток мозговой ткани прекратилось функционирование коры головного мозга, и врачи констатируют невозможность его восстановления.
К умершему применимы положения Шариата, касающиеся смерти, и допускается отключение аппаратов поддержания жизнедеятельности, даже если остается возможность искусственного стимулирования работы одного из органов, например, сердца.
Следует отметить, что это постановление Совета Исламской академии правоведения может быть полезным для российских медиков, работающих в мусульманских странах.
В странах Запада, США, Японии и других постоянно проводятся различные научно-экспериментальные исследования, которые быстро становятся достоянием мусульманских стран. Использовать же на практике результаты и достижения научных открытий мусульмане могут при согласии на то мусульманских правоведов.
Так, например, стало известно, что в некоторых странах
Запада создаются хранилища материнского молока.
Естественно, возникает вопрос: могут ли мусульмане использовать молоко из подобных хранилищ для вскармливания младенцев? Несмотря на то, что хранилища молока были экспериментальным проектом и в ходе его реализации выявились побочные негативные последствия, Совет Исламской академии правоведения быстро отреагировал. Ознакомившись с результатами поступивших в академию правоведческих и медицинских исследований на тему «Хранилища материнского молока», всесторонне их обсудив, Совет констатировал, что, в соответствии с положениями Ислама, вскармливание младенцев материнским молоком от одной женщины приводит к возникновению между ними родственных связей. Согласно единодушному мнению мусульманского сообщества (уммы)
(иджма), браки между такими «молочными» родственниками
запрещены, и одним из приоритетов мусульманского права
(Шариата) является сохранение чистоты родственных уз.
Создание же хранилищ материнского молока от различных женщин с неизбежностью приведет к смешению родственных уз или породит сомнения в их чистоте.
Совет
Исламской академии правоведения также информировал, что недоношенным новорожденным, младенцам, не набравшим нужного веса, а также детям, нуждающимся в материнском молоке, государства исламского мира обеспечивают условия для естественного вскармливания, и поэтому нет необходимости в хранилищах материнского молока для грудных детей.
Исходя из вышеизложенного, Совет Исламской академии правоведения постановил:
1. В исламском мире запрещены хранилища материнского молока.
2. Кормление младенцев молоком из этих хранилищ является запретным с точки зрения Шариата.
Как видно из вышеприведенного, Совет Исламской академии правоведения (фикха) рассматривает широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов современной медицины, требующих разъяснений с позиций Шариата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ основных положений канонического Шариата — собственно мусульманского права и общих положений, регулирующих отношения собственности (в первую очередь земельной), налоговую систему, ремесла, торговлю и финансы, а также систему запретов в Исламе, семейную жизнь, обряды и праздники, — позволяет раскрыть сущность Шариата, проследить его эволюцию в процессе исторического развития.
В зоне распространения Ислама Шариат в течение длительного периода истории был единственным сводом законов и принципов, регулирующих жизнь мусульманского общества. Нормы Шариата призваны регулировать всю совокупность социально-экономических, личных, семейных и общественных отношений мусульманской общины. В центре
(Шариата) является сохранение чистоты родственных уз.
Создание же хранилищ материнского молока от различных женщин с неизбежностью приведет к смешению родственных уз или породит сомнения в их чистоте.
Совет
Исламской академии правоведения также информировал, что недоношенным новорожденным, младенцам, не набравшим нужного веса, а также детям, нуждающимся в материнском молоке, государства исламского мира обеспечивают условия для естественного вскармливания, и поэтому нет необходимости в хранилищах материнского молока для грудных детей.
Исходя из вышеизложенного, Совет Исламской академии правоведения постановил:
1. В исламском мире запрещены хранилища материнского молока.
2. Кормление младенцев молоком из этих хранилищ является запретным с точки зрения Шариата.
Как видно из вышеприведенного, Совет Исламской академии правоведения (фикха) рассматривает широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов современной медицины, требующих разъяснений с позиций Шариата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ основных положений канонического Шариата — собственно мусульманского права и общих положений, регулирующих отношения собственности (в первую очередь земельной), налоговую систему, ремесла, торговлю и финансы, а также систему запретов в Исламе, семейную жизнь, обряды и праздники, — позволяет раскрыть сущность Шариата, проследить его эволюцию в процессе исторического развития.
В зоне распространения Ислама Шариат в течение длительного периода истории был единственным сводом законов и принципов, регулирующих жизнь мусульманского общества. Нормы Шариата призваны регулировать всю совокупность социально-экономических, личных, семейных и общественных отношений мусульманской общины. В центре
внимания мусульманского законодательства находятся имущественное право и налоговая система.
Шариат фиксирует отсутствие юридического закрепления частной собственности на землю, ибо общественный характер земледелия на Востоке делает невозможным окончательное юридическое закрепление частной собственности на землю. Мы находим в нем положения о том, что «земля и небеса принадлежат Богу», что «пастбища, источники, огонь, соль не могут быть частной собственностью, они принадлежат всем».
Вместе с тем, ряд положений Шариата защищает земельную собственность и другие виды частной собственности, объявляя ее священной и неприкосновенной (законы против воровства, против присвоения чужих земель и имущества, наследственное право и др.).
В целом законы Шариата, касающиеся собственности, носят гибкий характер. Это позволяет современным мусульманским идеологам, выступающим с позиций различных социальных и политических сил, давать различные трактовки норм Шариата, отличающиеся по своей социальной направленности.
Отличается своими особенностями и наследственное право
Шариата. Современные мусульманские богословы считают, что оно служит препятствием на пути концентрации земельного имущества и капитала в руках незначительного числа людей.
Шариат закрепляет также сравнительно развитую налоговую систему.
В современных условиях традиции и правила Шариата сохраняются и активизируются в мусульманских странах.
Исламские духовно-культурные ценности, шариатские законы не только полностью сохраняют свое значение, но и играют все более важную роль в развитии мусульманской цивилизации, укреплении мусульманского государства, в жизни мусульманского общества.
Шариат фиксирует отсутствие юридического закрепления частной собственности на землю, ибо общественный характер земледелия на Востоке делает невозможным окончательное юридическое закрепление частной собственности на землю. Мы находим в нем положения о том, что «земля и небеса принадлежат Богу», что «пастбища, источники, огонь, соль не могут быть частной собственностью, они принадлежат всем».
Вместе с тем, ряд положений Шариата защищает земельную собственность и другие виды частной собственности, объявляя ее священной и неприкосновенной (законы против воровства, против присвоения чужих земель и имущества, наследственное право и др.).
В целом законы Шариата, касающиеся собственности, носят гибкий характер. Это позволяет современным мусульманским идеологам, выступающим с позиций различных социальных и политических сил, давать различные трактовки норм Шариата, отличающиеся по своей социальной направленности.
Отличается своими особенностями и наследственное право
Шариата. Современные мусульманские богословы считают, что оно служит препятствием на пути концентрации земельного имущества и капитала в руках незначительного числа людей.
Шариат закрепляет также сравнительно развитую налоговую систему.
В современных условиях традиции и правила Шариата сохраняются и активизируются в мусульманских странах.
Исламские духовно-культурные ценности, шариатские законы не только полностью сохраняют свое значение, но и играют все более важную роль в развитии мусульманской цивилизации, укреплении мусульманского государства, в жизни мусульманского общества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Система судопроизводства
Соотношение Корана и Сунны в Шариате
Мусульманские правовые школы и их основатели
Примечание о мазхабе джа'фаритов
Институт адвокатуры в Шариате
Организация и система судопроизводства в Шариате
Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний
Шариат о правилах погашения долга
Шариат о правах поручительства, гарантии и хранения
Глава 2. Мусульманские обряды и праздники
Шариат об исламских молитвах и связанных с ними обрядах
Погребальные обряды в Исламе
Шариат о мусульманском посте
Предписания Шариата о паломничестве
Шариат о праздниках
Шариат и обряд обрезания
Глава 3. Семья и брак
Мусульманский брак и его формы
Предписания Шариата, относящиеся к прекращению брака
Способы определения совершеннолетия
Глава 4. Запреты Шариата
Запреты в торговле и финансах
Запреты иноверцам вступать в священные места Ислама
Запреты в мусульманском посте
Запреты Ислама в области искусства
Запреты в семейно-брачных вопросах
Запрет на использование в быту золотых изделий
Пищевые запреты
Мусульманский этикет принятия пищи
Исламская концепция чистоты и опрятности и методы очищения от нечистоты
Глава 5. Наказание в Шариате
Меры наказания за безнравственные и греховные поступки
Шариат о гасбе и мерах наказания за воровство
Глава 6. Имущественное право и налоговая система
Имущественное и наследственное право мусульман
Шариат об аренде и найме
Вакфы и завещания
Шариат о земледелии и об аренде земли
Мусульманские правоведы о категориях земли
Налоги и милостыня согласно Шариату
Хуже, закят, закят алъ-фитра, садака, ушр
(разновидности налогов и милостыни)
Шариат о взимании налогов с иноверцев
Мусульманское законодательство о социальной сущности налогов
Глава 7. Регулирование торговли, финансов и хозяйственной жизни
Правила Шариата о купле-продаже
Правила аннулирования торговых сделок
Шариат о правилах убоя животных, об охоте и рыболовстве
Глава 8. Ислам, Шариат и экология
Ислам, Шариат и курение
Глава 9. Мусульманский календарь на службе Шариата
Глава 10. Краткий очерк истории культуры Ислама
Глава 11. Шариат в современном мире
Исламское государство и Шариат
Шариат и современный исламский призыв к религии
Учение Ислама о нации и межнациональных отношениях
Возрождение Ислама и Шариата в России
Ислам, Шариат, мусульмане в странах Запада
Шариат и радикальное «исламское» движение
Шариат. Проблемы мира и войны
Глава 12. Научно-технический прогресс и Шариат
Глава 13. Ответы Шариата на проблемы современности.
Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (ФИКХА)
О еретических сектах в мусульманском мире: ахмадия (кадиани и лахория) и бахаизм
По поводу культурной агрессии и о секуляризме.
О противостоянии Ислама глобальному религиозному
модернизму
О положении Иерусалима, об осуждении эмиграции советских евреев на святую землю (Иерусалим)
О банковских процентных операциях и ведении операций исламскими банками
Ответы Совета Исламской академии правоведения
(ФИКХА) на вопросы Международного института исламской мысли (Вашингтон)
Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (ФИКХА) по некоторым вопросам современной медицины
Заключение