Файл: Нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам чело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: понятие, законодательное регулирование……………………………6

1.1. Понятие и значение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………………………………………... 6

1.2. Законодательное регулирование Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………...14

Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………………………………………..21

2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………………………..21

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………….26

2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………….32

Заключение………………………………………………………….………..44

Список использованной литературы……………………………………..…47

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации появился сравнительно недавно, и по этой причине он мало изучен. Кроме того, те исследования, которые разработаны к сегодняшнему дню, содержат в себе анализ множества дискуссионных вопросов, единого мнения по которым до сих пор не существует в науке. Деятельность института Уполномоченного по правам человека требует повышенного внимания, поскольку данный институт является конституционным и выполняет наиважнейшую для государства задачу: защиту основополагающих ценностей. Результаты работы изучаемого нами института, а также препятствия ее качественного осуществления, требуют их постоянного анализа для того, чтобы определить стратегию повышения эффективности труда Уполномоченного. Сравнительно небольшое количество исследователей углубляются в практические вопросы деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, чаще они рассматривают теоретические аспекты. На тему нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам человека, дискуссионных вопросах, сформировать свой взгляд в изучение института. Изучение правовых последствий и проблем, связанных с деятельностью Уполномоченного по правам человека в данной работе, поможет решить важные правовые вопросы по улучшению законодательства.


Объект: общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Предмет: нормы права, регулирующие отношения в сфере деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Цель работы: исследование правовой природы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его правовой статус и особенности его деятельности.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

-раскрыть сущность понятий «институт Уполномоченного по правам человека в РФ» и «Уполномоченный по правам человека в РФ»;

-определить законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека;

- выяснить, какими функциями наделен Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

- определить порядок назначения и освобождения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от должности;

-определить полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

-выяснить правовые последствия в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации существуют;

-сделать вывод об эффективности деятельности Уполномоченного и его необходимости в государстве.

Методы работы: Методологической основой исследования явились исторический метод, метод анализа законодательства и мнений исследователей, метод выдвижения гипотез, позволивший выдвинуть предположения о совершенствовании законодательства и о сущности отдельных аспектов в рамках института; метод индукции, с помощью которого удалось обобщить информацию, сделать вывод об эффективности деятельности института; формально-юридический метод, используя который удалось определить сущность и содержание понятий «Уполномоченный по правам человека в РФ», «Институт Уполномоченного по правам человека в РФ».

Теоретическую основу данной курсовой составили работы таких деятелей науки, как: Ищука В.Г, Милосердова А.С., Набиева А.В., Хаманевой Н.Ю., Телятниковой Л.Л, Кудриной М.В, Зражевской Т.Д. и других.

Поставленные цель и задачи предопределили структуру курсовой работы, представленной в виде введения, двух глав, каждая из которых раскрывает содержание темы работы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: понятие, законодательное регулирование



    1. Понятие и значение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Должность Уполномоченного по правам человека имеет свои корни в Швеции. Еще в 16 веке там была введена должность Главного Сенешаля, который был в подчинении у короля, и в его обязанности входило докладывать о результатах своей деятельности, а также осуществлять контроль за вынесением судебных решений и в целом в области правосудия. Уже в 18 веке на смену Сенешалю пришла должность канцлера юстиции. Такие изменения были вызваны тем, что во время отсутствия в стране короля Карла 12, там царил произвол и хаос, система управления перестала функционировать должным образом. Со сменой названия должности изменения претерпели и полномочия данного должностного лица. Теперь Канцлер юстиции контролировал не только осуществление правосудия, но и исполнительные органы страны. Подотчетность королю сохранялась. Серьезные изменения данная должность претерпела в связи с принятием Конституции в 19 веке. Канцлер юстиции уже подчинялся не королю, а Ригсдагу, который и осуществлял назначение лиц на эту должность. Она теперь носила название «омбудсмен юстиции». Появились и новые обязанности: омбудсмену юстиции необходимо было составлять и преподносить отчет о мерах, которые он предпринимал по реализации своих полномочий по надзору в отношении администрации страны, церкви и юстиции. Он имел право возбуждать уголовные дела против должностных лиц, которые нарушают права граждан во время исполнения своих обязанностей. В чем же отличия между омбудсменом юстиции и канцлером юстиции? Первый защищал права населения, а второй- интересы короля. Конечно же на этом развитие данной должности в Швеции не завершилось. В начале 20 века появилась должность омбудсмена, который реализовывал свои полномочия в области, связанной с военным делом. В обязанности такого омбудсмена входило: изучение проблем, связанных с нарушением прав солдат и офицеров; надзор за деятельностью военной администрации. С течением времени появлялись омбудсмены, которые реализовывали свои полномочия в разных сферах и в настоящее время в Швеции, после принятия Конституции 1975 года, действует 4 омбудсмена. До сих пор сохраняется в Швеции данная должность. Но многие государства не нашли необходимым создавать у себя такие институты контроля
, кроме Финляндии, которая ввела должность омбудсмена в 1919 году. Подобные институты стали образовываться во многих государствах мира после принятия Всеобщей декларации прав человека в декабре 1948 года. После Второй мировой войны права человека и гражданина начинают цениться в большей степени чем раньше, и многие государства начали осознавать значимость их защиты. Такой институт появился в 50-ых годах в Норвегии, в 60-ых в Новой Зеландии, в 80-ых в Польше. Сейчас в мире насчитывается около 90 стран, в которых действует институт Уполномоченного по правам человека, однако отличаются названия этой должности. Где-то она носит название «парламентского уполномоченного», где-то «модератора». В частности, в скандинавских странах это «омбудсмен», в Испании и Колумбии данная должность носит название «народный защитник», во Франции «посредник» и т.д.

Стоит отметить и то, как появился институт Уполномоченного по правам человека в России. Вообще данный институт в Советском Союзе власти не принимали, им казалось, что он недостаточно эффективен, а прокуроры работают гораздо лучше и их деятельность важнее уполномоченных по правам человека. Однако это не означает, что не было органов, которые бы защищали права граждан. Например, с 1919 года действовало специализированное Бюро жалоб и заявлений. Оно занималось рассмотрением обращений граждан о нарушении их прав, превышениях полномочий, неправомерных действиях работников государственного аппарата. Как уже было упомянуто выше, вместо Уполномоченного по правам человека, защитником прав и свобод человека и гражданина выступал прокурор, который защищал не только права и интересы граждан, но и интересы государства (впоследствии стало понятно, что эти два полномочия не могут выполняться одним лицом). Неким переломным моментом в сфере защиты прав и свобод граждан и отношения государства к ним выступило создание в 1987 г Общественной комиссии по гуманитарному сотрудничеству и правам человека при Советском комитете за европейскую безопасность и сотрудничество. Она занималась рассмотрением ситуаций, когда права человека нарушались. Вследствие личного желания и по просьбе населения, проводила конференции и семинары на тему защиты прав человека и гражданина. Изменения в политической системе, которые происходили в 20 веке, направленные на демократизацию и признание прав и свобод человека и гражданина сделали следствием то, что выросло осознание важности закрепления в законе прав человека, повышение уровня их обеспечения и гарантирования, защиты.


Э.М.Аметистов был первым, кто предложил концепцию создания института Уполномоченного по правам человека, которая протекала бы в несколько этапов. Но по причине распада СССР данная концепция уже была не актуальна для новой правовой системы, однако некоторые ее идеи были заимствованы для дальнейшего развития идеи создания института по защите прав и свобод человека и гражданина. Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая была принята Верховным Советом РСФСР в 1991 году, содержала в себе указание на появление должности Парламентского уполномоченного по правам человека. Данный пост занимал человек, который был обязан выполнять задачи по осуществлению парламентского контроля в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Кандидат на эту должность назначался Верховным Советом РСФСР на 5 лет. Парламентский уполномоченный по правам человека закрепился как должностное лицо в российской правовой системе в 1993 году, что связано с созданием новой Конституции РФ. Должность была введена этим высшим нормативным правовым актом Российской Федерации, поскольку упоминалась в нем (п «е» ч.1 ст. 103). Уполномоченный по правам человека был провозглашен независимым и неподотчетным каким–либо органам и должностным лицам. Для обеспечения его деятельности был создан специальный аппарат Уполномоченного по правам человека. А в 1997 году был принят профильный в этой области Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который более подробно раскрывал суть деятельности Уполномоченного, порядок его назначения и освобождения от должности, определив его место в государстве.

Первым Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации являлся Сергей Адамович Ковалев, назначенный на эту должность в 1994 году. Выбор пал на него по причине того, что он являлся активистом в области защиты прав человека еще с 1968 года. Однако эту должность он занимал не долго. Причиной выступили политические противоречия: он считал, что действия Ельцина недемократичны и поэтому ушел в отставку. На смену Ковалеву С.А. пришел Миронов Олег Орестович. Его деятельность в рамках защиты прав человека запомнилась тем, что он выдвинул предложение о том, чтобы возложить на уполномоченного по правам человека властные полномочия, такие как, например, возбуждение уголовных дел на должностных лиц, которые систематически нарушают права и свободы граждан, на судей, если они также осуществляют противоправную деятельность. Однако из-за своей противозаконности данное предложение было отклонено. Большой вклад в защиту прав человека сделал Владимир Петрович Лукин, который вступил в эту должность в 2004 году и занимал ее 2 срока подряд до 2014 года. После него к этой должности пришла Э.А. Памфилова. Она добилась увеличения полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сейчас данный пост занимает Т.Н. Москалькова. Ранее опыта в деятельности по защите прав она не имела, однако при вступлении в должность обозначила основные направления деятельности на будущее.