Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОТВЕТЫ СОВЕТА ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ
ПРАВОВЕДЕНИЯ (ФИКХА) НА ВОПРОСЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ИСЛАМСКОЙ
МЫСЛИ (ВАШИНГТОН)
Нам хотелось бы особо отметить международную правовую деятельность Совета Исламской академии правоведения
(фикха), подготовившего ответы на вопросы известного
Международного Института исламской мысли в Вашингтоне.
В данной работе без купюр излагаются ответы Совета
Исламской академии правоведения. Из рассматриваемых 28 заданных вопросов принятие постановлений по вопросам
№ 1 , 2 , 7, 15, 22 было отложено в связи с необходимостью дальнейшего их изучения и уточнения.
Ответы Исламской академии правоведения на вопросы
Исследовательского Института носят универсальный характер.
Они могут быть полезными для исламоведческих, политологических центров России и для мусульманских общин
Российской Федерации.
Ниже приводятся ответы на вопросы Международного института исламской мысли (Вашингтон), одобренные Советом
Исламской академии правоведения (фикха):
Вопрос № 3. Что предписывает Шариат относительно брака между мусульманкой и немусульманином, если женщина надеется, что жених обратится в Ислам после женитьбы? В настоящее время, как утверждают многие мусульманки, проживающие на Западе, в большинстве случаев они не имеют возможности выйти замуж за мусульман, вследствие чего им угрожает опасность встать на путь греха или жить в неестественных для женщин условиях.
Ответ. Брак между мусульманкой и немусульманином запрещен Шариатом на основании текстов Священного Корана,
Сунны и единодушного мнения мусульманского сообщества
(уммы) (иджма). Если этот брак имеет место, то, согласно
Шариату, он абсолютно нелегитимен и, с позиции Ислама, не будет иметь никаких законных последствий. Дети от этого брака будут считаться незаконнорожденными. Надежда на обращение мужа в Ислам не может считаться уважительной причиной.
Вопрос № 4. Что предписывается Шариатом в случае, когда супруга принимает Ислам, но остается в браке с немусульманином? Как следует ей поступать, если супруги ранее обзавелись детьми и их судьба не безразлична матери?
Что делать, если супруга уповает на обращение мужа в Ислам в случае продолжения их супружества? Если муж хорошо относится к своей жене, но отсутствует всякая надежда на принятие им Ислама, разрешает ли Шариат продолжение их брака? Как поступать супруге, которая опасается, что в случае развода с мужем-немусульманином она не сможет создать семью с мусульманином?
Ответ. Если женщина принимает Ислам, а ее муж отказывается от этого, их брак утрачивает силу. Женщине не следует жить с таким человеком, но ей все же стоит выждать 3 месяца и десять дней (период идда), и если за это время супруг примет Ислам, то она может вернуться к нему без переоформления брака, в противном случае отношения между ними должны быть прекращены. Если муж обратится в Ислам после истечения периода идда и бывшие супруги захотят вновь воссоединиться, им придется заключить новый брак. Что касается так называемого
«хорошего отношения» немусульманина к жене-мусульманке, то оно не может служить законным обоснованием для продолжения их брака.
Вопрос № 5. Что предписывает Шариат по поводу захоронения мусульманина на немусульманском кладбище, если действующее в стране гражданское законодательство не разрешает производить захоронения вне пределов существующих кладбищ? Так, например, на территориях большинства американских штатов и европейских государств выделенные мусульманские кладбища отсутствуют.
Ответ. Захоронение мусульманина на немусульманском кладбище в неисламских странах разрешено, поскольку погребение обязательно.
Вопрос № 6. Как предписывает Шариат поступать в случае продажи здания мечети, если мусульмане покидают насиженное место и при этом опасаются, что мечеть будет разрушена или конфискована? Практика свидетельствует, что для открытия мечети мусульмане обычно покупают жилой дом, в случае же вынужденного переезда они оставляют мечеть без присмотра, и
тогда зданием мечети могут завладеть посторонние люди; часто в описанной ситуации изначально существует возможность продажи покидаемых мечетей и открытие новых на вырученные средства в тех местах, где обосновались мусульмане. Что предписывает Шариат относительно продажи здания мечети и открытия новой? Если не удается открыть новую мечеть на вырученные средства, на что можно эти средства потратить?
Ответ. Продажа здания мечети вследствие того, что она не может более использоваться в религиозных целях, или по причине наличия угрозы овладения зданием другими людьми разрешена Шариатом при условии, что деньги, вырученные от продажи мечети, будут потрачены на открытие новой мечети.
Вопрос № 8. Некоторые женщины и девушки, будучи незамужними, отправляясь на заработки или учебу, вынуждены жить одни или совместно с немусульманками. Что говорит
Шариат по этому поводу?
Ответ.
Мусульманским женщинам не разрешается проживать одним в других странах.
Вопрос № 9. Некоторые работодатели (например, в США) запрещают мусульманкам покрывать голову во время нахождения на службе. Какие части тела женщине разрешено обнажать, находясь на рабочем месте или в учебном заведении?
Ответ. Мусульманка должна носить хиджаб, т. е., согласно мнению большинства исламских богословов, она должна закрывать одеждой все тело, за исключением лица и кистей рук.
Если она опасается ввести кого-либо в искушение, она вправе прикрывать лицо и кисти рук.
Вопрос № 10 и 11. Для того чтобы покрывать расходы на учебу и проживание за рубежом, большинство студентов- мусульман вынуждены подрабатывать.
Найти хорошо оплачиваемую работу студенты могут только в ресторанах, где продают алкогольные напитки и предлагаются блюда из свинины и других запрещенных Шариатом продуктов. Что говорит Шариат о работе мусульман в подобных заведениях?
Ответ. В случае, когда мусульманам не удается найти достойной, с позиций Шариата, работы, им разрешается работать в ресторанах иноверцев при условии, что сами они не наливают алкогольные напитки, не разносят их, не производят и не торгуют ими. То же касается и производства, распростране-
Ответ. Продажа здания мечети вследствие того, что она не может более использоваться в религиозных целях, или по причине наличия угрозы овладения зданием другими людьми разрешена Шариатом при условии, что деньги, вырученные от продажи мечети, будут потрачены на открытие новой мечети.
Вопрос № 8. Некоторые женщины и девушки, будучи незамужними, отправляясь на заработки или учебу, вынуждены жить одни или совместно с немусульманками. Что говорит
Шариат по этому поводу?
Ответ.
Мусульманским женщинам не разрешается проживать одним в других странах.
Вопрос № 9. Некоторые работодатели (например, в США) запрещают мусульманкам покрывать голову во время нахождения на службе. Какие части тела женщине разрешено обнажать, находясь на рабочем месте или в учебном заведении?
Ответ. Мусульманка должна носить хиджаб, т. е., согласно мнению большинства исламских богословов, она должна закрывать одеждой все тело, за исключением лица и кистей рук.
Если она опасается ввести кого-либо в искушение, она вправе прикрывать лицо и кисти рук.
Вопрос № 10 и 11. Для того чтобы покрывать расходы на учебу и проживание за рубежом, большинство студентов- мусульман вынуждены подрабатывать.
Найти хорошо оплачиваемую работу студенты могут только в ресторанах, где продают алкогольные напитки и предлагаются блюда из свинины и других запрещенных Шариатом продуктов. Что говорит Шариат о работе мусульман в подобных заведениях?
Ответ. В случае, когда мусульманам не удается найти достойной, с позиций Шариата, работы, им разрешается работать в ресторанах иноверцев при условии, что сами они не наливают алкогольные напитки, не разносят их, не производят и не торгуют ими. То же касается и производства, распростране-
ния и торговли свининой и продуктами из нее, а также другими запрещенными Шариатом продуктами.
Вопрос № 12. Существует множество спиртосодержащих лекарственных средств (от 0,1% до 25%), большинство которых используется при лечении вирусных и простудных заболеваний носоглотки. Подобные препараты составляют до 95% всех известных противопростудных лекарств, и найти их без- алкогольные аналоги бывает затруднительно. Что говорит
Шариат о приеме спиртосодержащих препаратов?
Ответ. Если мусульманин болен и не может найти безалкогольного лекарственного снадобья, а опытный и надежный врач, которому пациент доверяет, прописывает ему прием спиртосодержащего лекарства, то верующему разрешено принимать такие растворы в прописанных врачом дозах.
Вопрос № 13. В пищевой промышленности находят применение ферментные препараты и желатин, в состав которых входит незначительное количество веществ, выработанных из свинины. Разрешает ли Шариат использование таких ферментных препаратов и желатина?
Ответ. Мусульманам не разрешается употреблять в пишу продукты, содержащие ферментные препараты и желатин, изготовленные на основе веществ, выработанных из свинины.
Имеется достаточно их аналогов на основе растительных ингредиентов и мяса животных, разрешенных мусульманам к употреблению в пишу.
Вопрос № 14. Большинство мусульман вынуждены праздновать свадьбы своих детей в мечетях. Нередко свадьбы сопровождаются танцами, стихотворными пожеланиями и песнями. Специальные залы для торжеств у мусульман отсутствуют. Что говорит Шариат о проведении свадеб в мечетях?
Ответ. Проведение обряда бракосочетания (никях) в мечети одобряется, но отмечать в мечети свадебное торжество не разрешается, если оно предполагает пребывание мужчин и женщин вместе друг с другом, танцы и пение, что запрещено
Шариатом.
Вопрос № 16. Что говорит Шариат о браке между студентами
— мусульманкой и мусульманином на период учебы, если
Вопрос № 12. Существует множество спиртосодержащих лекарственных средств (от 0,1% до 25%), большинство которых используется при лечении вирусных и простудных заболеваний носоглотки. Подобные препараты составляют до 95% всех известных противопростудных лекарств, и найти их без- алкогольные аналоги бывает затруднительно. Что говорит
Шариат о приеме спиртосодержащих препаратов?
Ответ. Если мусульманин болен и не может найти безалкогольного лекарственного снадобья, а опытный и надежный врач, которому пациент доверяет, прописывает ему прием спиртосодержащего лекарства, то верующему разрешено принимать такие растворы в прописанных врачом дозах.
Вопрос № 13. В пищевой промышленности находят применение ферментные препараты и желатин, в состав которых входит незначительное количество веществ, выработанных из свинины. Разрешает ли Шариат использование таких ферментных препаратов и желатина?
Ответ. Мусульманам не разрешается употреблять в пишу продукты, содержащие ферментные препараты и желатин, изготовленные на основе веществ, выработанных из свинины.
Имеется достаточно их аналогов на основе растительных ингредиентов и мяса животных, разрешенных мусульманам к употреблению в пишу.
Вопрос № 14. Большинство мусульман вынуждены праздновать свадьбы своих детей в мечетях. Нередко свадьбы сопровождаются танцами, стихотворными пожеланиями и песнями. Специальные залы для торжеств у мусульман отсутствуют. Что говорит Шариат о проведении свадеб в мечетях?
Ответ. Проведение обряда бракосочетания (никях) в мечети одобряется, но отмечать в мечети свадебное торжество не разрешается, если оно предполагает пребывание мужчин и женщин вместе друг с другом, танцы и пение, что запрещено
Шариатом.
Вопрос № 16. Что говорит Шариат о браке между студентами
— мусульманкой и мусульманином на период учебы, если
целью молодоженов не является сохранение супружеских уз в дальнейшем и после окончания учебы они намереваются разъехаться по домам, в страны постоянного проживания? Что предписывает Шариат, если заключение такого брака происходит на обычных условиях постоянного брака?
Ответ. Основополагающим положением при заключении брака является намерение супругов сохранить его долгий срок, создать прочную семью, и исключение составляют лишь те случаи, когда брак прекращается волею внешних обстоятельств.
Вопрос № 17. Что говорит Шариат о появлении женщины на работе или в учебном заведении с выщипанными бровями и подкрашенными ресницами?
Ответ. Согласно Шариату, женщинам и мужчинам можно подкрашивать ресницы, но выщипывать брови не следует, за исключением тех случаев, когда они обезображивают лицо.
Вопрос № 18. Некоторым мусульманкам во время работы или учебы приходится здороваться за руку с незнакомыми людьми.
В таком же положении оказываются и мужчины, когда посторонняя женщина подает им руку. Отказываясь пожать протянутую женщиной руку, в глазах окружающих мужчина оказывается в двусмысленном положении, и такое его поведение вызывает всевозможные пересуды.
Что предписывается Шариатом в подобных случаях?
Ответ. Рукопожатие между посторонними взрослыми мужчинами и женщинами запрещено Шариатом.
Вопрос № 19. Что говорит Шариат об аренде церквей для проведения в них пятикратных молитв, пятничной молитвы
(джума), а также двух великих праздничных молитв (праздник жертвоприношения Ид-аль-Адха, праздник разговения Ид-аль-
Фитр)? Самым дешевым способом аренды помещений является аренда богослужебных зданий у христиан, а некоторые университеты и благотворительные фонды предоставляют свои церкви для вышеназванных целей бесплатно, но, как известно, обычно в христианских церквях имеются статуи, иконы и другие предметы христианской атрибутики.
Ответ. В случае необходимости аренда церквей для совместных молитв не запрещается Шариатом, но следует избегать совершения молитв, когда верующий обращается в сторону изображений (статуй или картин). Если церковные
Ответ. Основополагающим положением при заключении брака является намерение супругов сохранить его долгий срок, создать прочную семью, и исключение составляют лишь те случаи, когда брак прекращается волею внешних обстоятельств.
Вопрос № 17. Что говорит Шариат о появлении женщины на работе или в учебном заведении с выщипанными бровями и подкрашенными ресницами?
Ответ. Согласно Шариату, женщинам и мужчинам можно подкрашивать ресницы, но выщипывать брови не следует, за исключением тех случаев, когда они обезображивают лицо.
Вопрос № 18. Некоторым мусульманкам во время работы или учебы приходится здороваться за руку с незнакомыми людьми.
В таком же положении оказываются и мужчины, когда посторонняя женщина подает им руку. Отказываясь пожать протянутую женщиной руку, в глазах окружающих мужчина оказывается в двусмысленном положении, и такое его поведение вызывает всевозможные пересуды.
Что предписывается Шариатом в подобных случаях?
Ответ. Рукопожатие между посторонними взрослыми мужчинами и женщинами запрещено Шариатом.
Вопрос № 19. Что говорит Шариат об аренде церквей для проведения в них пятикратных молитв, пятничной молитвы
(джума), а также двух великих праздничных молитв (праздник жертвоприношения Ид-аль-Адха, праздник разговения Ид-аль-
Фитр)? Самым дешевым способом аренды помещений является аренда богослужебных зданий у христиан, а некоторые университеты и благотворительные фонды предоставляют свои церкви для вышеназванных целей бесплатно, но, как известно, обычно в христианских церквях имеются статуи, иконы и другие предметы христианской атрибутики.
Ответ. В случае необходимости аренда церквей для совместных молитв не запрещается Шариатом, но следует избегать совершения молитв, когда верующий обращается в сторону изображений (статуй или картин). Если церковные
изображения оказываются перед взором молящихся, когда они возносят молитву в сторону Каабы (киблы), то до начала мо- литвы эти изображения следует покрыть или загородить чем- либо.
Вопрос Ne 20. Что говорит Шариат об употреблении в пищу мяса животных, зарезанных людьми Писания (Ахлъ-алъ-Китаб), то есть иудеями и христианами, и можно ли употреблять в пишу мясные блюда в ресторанах, когда неизвестно, упоминалось ли имя Аллаха во время умерщвления животного?
Ответ. Согласно Шариату, мясо животных, зарезанных иудеями и христианами, разрешено употреблять в пишу при условии забоя животного в соответствии с положениями
Шариата, даже если имя Аллаха не упоминалось при этом. Тем не менее для более детального рассмотрения этой темы
Академия считает целесообразным вернуться к ней на будущей сессии.
Вопрос № 21. На многих общественных мероприятиях с участием мусульман предлагаются алкогольные напитки, а женщины и мужчины находятся вместе друг с другом. Отказ мусульман от участия в подобных мероприятиях ведет к изоляции наших братьев от остального общества, в результате чего они несут моральный и материальный ущерб. Что предписывает Шариат мусульманам в подобных ситуациях, если мусульмане ни при каких условиях не станут употреблять алкогольные напитки и свинину и откажутся от танцев?
Ответ. Мусульманам и мусульманкам не разрешается участвовать в мероприятиях и вечеринках, на которых предлагаются алкогольные напитки, поскольку подобные собрания подразумевают совершение грешных и богопротивных дел.
Вопрос № 23. В некоторых северных странах в силу местных погодных условий крайне затруднительно увидеть воочию народившуюся луну в первую ночь месяца рамадан (начало поста) или в первую ночь месяца шаввал (окончания поста и праздник разговения). В то же время ученые этих стран могут без особого труда точно вычислить время новолуния. Разрешено ли местным мусульманам полагаться на такие расчеты?
Ответ. Прежде всего, следует исходить из того, чтобы новая луна была увидена воочию, а астрономические расчеты и
Вопрос Ne 20. Что говорит Шариат об употреблении в пищу мяса животных, зарезанных людьми Писания (Ахлъ-алъ-Китаб), то есть иудеями и христианами, и можно ли употреблять в пишу мясные блюда в ресторанах, когда неизвестно, упоминалось ли имя Аллаха во время умерщвления животного?
Ответ. Согласно Шариату, мясо животных, зарезанных иудеями и христианами, разрешено употреблять в пишу при условии забоя животного в соответствии с положениями
Шариата, даже если имя Аллаха не упоминалось при этом. Тем не менее для более детального рассмотрения этой темы
Академия считает целесообразным вернуться к ней на будущей сессии.
Вопрос № 21. На многих общественных мероприятиях с участием мусульман предлагаются алкогольные напитки, а женщины и мужчины находятся вместе друг с другом. Отказ мусульман от участия в подобных мероприятиях ведет к изоляции наших братьев от остального общества, в результате чего они несут моральный и материальный ущерб. Что предписывает Шариат мусульманам в подобных ситуациях, если мусульмане ни при каких условиях не станут употреблять алкогольные напитки и свинину и откажутся от танцев?
Ответ. Мусульманам и мусульманкам не разрешается участвовать в мероприятиях и вечеринках, на которых предлагаются алкогольные напитки, поскольку подобные собрания подразумевают совершение грешных и богопротивных дел.
Вопрос № 23. В некоторых северных странах в силу местных погодных условий крайне затруднительно увидеть воочию народившуюся луну в первую ночь месяца рамадан (начало поста) или в первую ночь месяца шаввал (окончания поста и праздник разговения). В то же время ученые этих стран могут без особого труда точно вычислить время новолуния. Разрешено ли местным мусульманам полагаться на такие расчеты?
Ответ. Прежде всего, следует исходить из того, чтобы новая луна была увидена воочию, а астрономические расчеты и
наблюдения могут быть лишь вспомогательными средствами в соответствии с высказываниями (хадисами) Пророка (мир ему!).
Вопрос № 24. Что говорит Шариат о мусульманах, состоящих на государственной службе в США и других немусульманских странах, в частности, в таких важных отраслях, как атомная промышленность, военно-технический комплекс и т. п.?
Ответ.
Мусульманину разрешается состоять на государственной службе в неисламской стране, если его деятельность не противоречит Шариату и не наносит вреда мусульманскому сообществу (умме).
Вопрос № 25 и 26. Что предписывает Шариат мусульманину, участвующему в проектировании и возведении христианских зданий, например, церквей и иных храмов, учитывая то, что строительство является частью его профессиональных обязанностей в компании, которая наняла его на работу и откуда он может быть уволен в случае отказа выполнять распоряжения руководства? Что говорит Шариат о пожертвованиях, предоставляемых мусульманами по личной инициативе или от имени организаций, в которых они состоят на службе, христианским учебным и миссионерским заведениям или церквям?
Ответ. Мусульманину не разрешено строить или проектировать немусульманские храмы, а также участвовать своими финансовыми или материальными ресурсами в подобных проектах.
Вопрос № 27. Во многих мусульманских семьях мужья занимаются продажей алкогольной продукции, свинины и других запрещенных Шариатом товаров, а жены и дети мусульман выражают свою неприязнь к такой их деятельности, хотя и живут за счет доходов от нее. Должно ли описанное положение являться предметов беспокойства для них?
Ответ. Жена и дети, не способные обеспечить себя сами, могут из насущной необходимости жить на иждивении мужа, даже если запрещена Шариатом его работа, как-то: продажа алкогольных напитков, свинины или иная запретная деятельность. При этом следует прилагать все усилия, дабы убедить главу семейства в необходимости поиска возможности получения доходов от иных видов деятельности, разрешенной
Шариатом, и уговорить его сменить работу.
Вопрос № 24. Что говорит Шариат о мусульманах, состоящих на государственной службе в США и других немусульманских странах, в частности, в таких важных отраслях, как атомная промышленность, военно-технический комплекс и т. п.?
Ответ.
Мусульманину разрешается состоять на государственной службе в неисламской стране, если его деятельность не противоречит Шариату и не наносит вреда мусульманскому сообществу (умме).
Вопрос № 25 и 26. Что предписывает Шариат мусульманину, участвующему в проектировании и возведении христианских зданий, например, церквей и иных храмов, учитывая то, что строительство является частью его профессиональных обязанностей в компании, которая наняла его на работу и откуда он может быть уволен в случае отказа выполнять распоряжения руководства? Что говорит Шариат о пожертвованиях, предоставляемых мусульманами по личной инициативе или от имени организаций, в которых они состоят на службе, христианским учебным и миссионерским заведениям или церквям?
Ответ. Мусульманину не разрешено строить или проектировать немусульманские храмы, а также участвовать своими финансовыми или материальными ресурсами в подобных проектах.
Вопрос № 27. Во многих мусульманских семьях мужья занимаются продажей алкогольной продукции, свинины и других запрещенных Шариатом товаров, а жены и дети мусульман выражают свою неприязнь к такой их деятельности, хотя и живут за счет доходов от нее. Должно ли описанное положение являться предметов беспокойства для них?
Ответ. Жена и дети, не способные обеспечить себя сами, могут из насущной необходимости жить на иждивении мужа, даже если запрещена Шариатом его работа, как-то: продажа алкогольных напитков, свинины или иная запретная деятельность. При этом следует прилагать все усилия, дабы убедить главу семейства в необходимости поиска возможности получения доходов от иных видов деятельности, разрешенной
Шариатом, и уговорить его сменить работу.
Вопрос № 28. Каковы положения Шариата о покупке жилья, личного автомобиля или мебели посредством кредита, предоставляемого банками и иными учреждениями при условии определения в залог приобретаемых предметов или недвижимости (например, ипотека)? В описанной ситуации кредитор получает определенную прибыль за счет предо- ставления кредита. Необходимо заметить, что альтернативой кредиту может быть лизинг с ежемесячными платежами, которые, как правило, превышают ежемесячные платежи по вышеупомянутому кредиту.
Ответ. По Шариату это не разрешено.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 28
ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА
ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОВЕДЕНИЯ (ФИКХА)
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ СОВРЕМЕННОЙ
МЕДИЦИНЫ
О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ ЖИВОГО ИЛИ
УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА; О РЕГУЛИРОВАНИИ
ДЕТОРОЖДАЕМОСТИ; ОБ АБОРТЕ; О ЛЕЧЕНИИ
БОЛЬНЫХ; О ЛЕЧЕНИИ ЖЕНЩИН ВРАЧАМИ-
МУЖЧИНАМИ; О СИНДРОМЕ ПРИОБРЕТЕННОГО
ИММУНОДЕФИЦИТА (СПИДе); О КЛОНИРОВАНИИ
ЧЕЛОВЕКА; О ХРАНИЛИЩАХ МАТЕРИНСКОГО МОЛОКА
Совет Исламской академии правоведения получает тысячи писем из мусульманских стран, США, европейских и других стран по различным вопросам жизни, которые требуют разъяснений с позиций
Шариата; среди них особо выделяются вопросы, касающиеся экономики и медицины. Ниже читатель найдет ответы Совета
Исламской академии на некоторые медицинские темы.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на вопрос о трансплантации органов живого или умершего человека. Совет
Исламской академии правоведения подходит к этой проблеме с точки зрения правоведения на основе Шариата и медицинских исследований, привлекая к обсуждению ведущих мусульманских юристов и медиков.
Совет Исламской академии правоведения отмечает, что в ходе оживленного обсуждения вопроса «Трансплантация
ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОВЕДЕНИЯ (ФИКХА)
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ СОВРЕМЕННОЙ
МЕДИЦИНЫ
О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ ЖИВОГО ИЛИ
УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА; О РЕГУЛИРОВАНИИ
ДЕТОРОЖДАЕМОСТИ; ОБ АБОРТЕ; О ЛЕЧЕНИИ
БОЛЬНЫХ; О ЛЕЧЕНИИ ЖЕНЩИН ВРАЧАМИ-
МУЖЧИНАМИ; О СИНДРОМЕ ПРИОБРЕТЕННОГО
ИММУНОДЕФИЦИТА (СПИДе); О КЛОНИРОВАНИИ
ЧЕЛОВЕКА; О ХРАНИЛИЩАХ МАТЕРИНСКОГО МОЛОКА
Совет Исламской академии правоведения получает тысячи писем из мусульманских стран, США, европейских и других стран по различным вопросам жизни, которые требуют разъяснений с позиций
Шариата; среди них особо выделяются вопросы, касающиеся экономики и медицины. Ниже читатель найдет ответы Совета
Исламской академии на некоторые медицинские темы.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на вопрос о трансплантации органов живого или умершего человека. Совет
Исламской академии правоведения подходит к этой проблеме с точки зрения правоведения на основе Шариата и медицинских исследований, привлекая к обсуждению ведущих мусульманских юристов и медиков.
Совет Исламской академии правоведения отмечает, что в ходе оживленного обсуждения вопроса «Трансплантация
органов живого или умершего человека» выяснилось, что этот метод, будучи результатом научного и медицинского прогресса, получает все большее распространение, зарекомендовав себя с положительной стороны, но такого рода операции порождают болезненные социальные и психологические проблемы, так как проводятся без учета положений и норм Шариата (религии), направленных на сохранение благородного облика человека.
Шариат ставит во главу угла все то, что составляет благо для человека и общества и гармонизирует их интересы. Шариат призывает мусульман к сотрудничеству, состраданию и благотворительности. Совет Исламской академии правоведения рассмотрел результаты исследований и объединил выводы в нескольких пунктах постановлений.
Определения и классификации
1. В настоящем тексте под термином «орган» под- разумевается любая часть человеческого тела, в том числе его ткани, клетки, кровь и пр. (например, роговая оболочка глаза).
При этом не имеет значения, отделен орган от тела или нет.
2. Трансплантация, предмет данного исследования, сводится к использованию органа, необходимого пациенту, с целью сохранить ему жизнь или жизненно важную функцию
(например, зрение и т. п.); по проведении трансплантации человек получает возможность продолжать полноценное, с точки зрения Шариата, существование.
3.Трансплантации бывают трех типов в зависимости от того, используется ли орган живого человека, орган скончавшегося человека (трупный орган) или орган утробного плода.
Рассмотрим перечисленные типы трансплантаций.
Трансплантация органа живого человека может представлять собой пересадку органа с одного места тела на другое, например, кожи, хрящей, костей, вен и т . п.; или трансплантацию органа из тела одного живого человека в тело другого, и в таком случае необходимо определить, является ли этот орган жизненно важным или нет. Жизненно важные органы могут быть одиночными, например: сердце, печень; или парными, например: почки, легкие. Органы, не являющиеся жизненно важными, подразделяются на те, что ответственны за основные функции организма, и те, что не ответственны за них.
Имеются также регенерирующиеся органы, например, кровь, и
Шариат ставит во главу угла все то, что составляет благо для человека и общества и гармонизирует их интересы. Шариат призывает мусульман к сотрудничеству, состраданию и благотворительности. Совет Исламской академии правоведения рассмотрел результаты исследований и объединил выводы в нескольких пунктах постановлений.
Определения и классификации
1. В настоящем тексте под термином «орган» под- разумевается любая часть человеческого тела, в том числе его ткани, клетки, кровь и пр. (например, роговая оболочка глаза).
При этом не имеет значения, отделен орган от тела или нет.
2. Трансплантация, предмет данного исследования, сводится к использованию органа, необходимого пациенту, с целью сохранить ему жизнь или жизненно важную функцию
(например, зрение и т. п.); по проведении трансплантации человек получает возможность продолжать полноценное, с точки зрения Шариата, существование.
3.Трансплантации бывают трех типов в зависимости от того, используется ли орган живого человека, орган скончавшегося человека (трупный орган) или орган утробного плода.
Рассмотрим перечисленные типы трансплантаций.
Трансплантация органа живого человека может представлять собой пересадку органа с одного места тела на другое, например, кожи, хрящей, костей, вен и т . п.; или трансплантацию органа из тела одного живого человека в тело другого, и в таком случае необходимо определить, является ли этот орган жизненно важным или нет. Жизненно важные органы могут быть одиночными, например: сердце, печень; или парными, например: почки, легкие. Органы, не являющиеся жизненно важными, подразделяются на те, что ответственны за основные функции организма, и те, что не ответственны за них.
Имеются также регенерирующиеся органы, например, кровь, и