Файл: новосибирский государственный педагогический университет институт детства кафедра логопедии и детской речи.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопедических занятий. для студентов факультетов коррекционной педагогики университетов и институтов специалистов в области речевой патологии у детей.
-
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова. Москва: ВЛАДОС, 2006, 149с.
В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
-
Жукова, Н.С. Букварь /Н.С.Жукова. Симбат, 2019. 95с.
Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента - слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). Задача букваря – обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие награду за труд.
-
Коваленко, В.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т /В.В. Коваленко, С.В.Коваленко. Москва: Гном, 2012. 32с.
Пособие носит практический характер и состоит из графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений на различение звуков Д - Т на слух и в произношении и букв Д - Т на письме.
Пособие направлено на решение следующих задач: развитие фонематического восприятия, количественное и качественное обогащение словаря, закрепление различных способов словоизменения и словообразования, практическое усвоение правописания слов с парными согласными Д-Т.
-
Коваленко, В.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С /В.В. Коваленко, С.В.Коваленко. Москва: Гном, 2012. 32с.
Пособие носит практический характер и состоит из графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений на различение звуков З - С на слух и в произношении и букв Д - Т на письме.
Пособие направлено на решение следующих задач: развитие фонематического восприятия, количественное и качественное обогащение словаря, закрепление различных способов словоизменения и словообразования, практическое усвоение правописания слов с парными согласными З-С.
-
Комарова, Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях /Л. А. Комарова. Москва: Гном, 2020. 32с.
В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука "Ш" у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
-
Комарова, Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях /Л. А. Комарова. Москва: Гном, 2020. 32с.
В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука "Р" у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
-
Крупенчук, О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста /О.И. Крупенчук. – М.: Литера, 2020. 32с.
Для детей 4-6 лет. Речевая карта представляет собой бланки, которые заполняет логопед, когда ребенок попадает в логопедический детский сад (или логопедическую группу обычного детского сада). Речевая карта ведется логопедом на протяжении всего времени, пока с ребенком работает логопед.
-
Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей /Т.А. Куликовская. Москва: Гном, 2019. 112с.
Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.
В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение, повторяя авторские чистоговорки. Во второй части детям предлагаются для повторения и заучивания логопедические считалки. В третьей части представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания.
-
Нищева, Н.Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения /Н.В. Нищева. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 112 с.
В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
-
Юрьева, Е.Н. Цепочки слов на сонорные звуки /Е.Н. Юрьева. Гном, 2016. 20с.
Цель логопедического домино, представленного в данном пособии, - автоматизация и дифференциация сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь в игровой форме у детей с речевыми нарушениями. Кроме того, предложенный игровой материал будет способствовать развитию фонематического слуха, устранению аграмматизма в речи, поможет сформировать навыки самоконтроля за правильным произношением поставленных звуков в словах, расширит словарный запас, а также активизирует внимание и память детей.
В работе учителя-дефектолога используется следующая литература:
-
Агранович, З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиза) у старших дошкольников и младших школьников/ З.Е.Агнанович, Санкт-Петербург. 2003. -
Шевлякова, И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей школьного возраста. И.Н. Шевлякова. Москва. 2002. -
Иншакова, О.Б. Развитие графо-моторных навыков у детей 5- 7 лет. О.Б. Иншакова. Москва. Владос. 2003.
Так же во время прохождения практики я проводила логопедические занятия с детьми. Одно индивидуальное, второе фронтальное. Индивидуальное занятие у меня было «Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях» и фронтальное занятие по обучению грамоте на «Знакомство со звуком и буквой [П]». Занятия прошли успешно, никаких трудностей при их проведении я не заметила, дети активно учувствовали в беседе со мной и выполняли все задания.
Выполнила индивидуальное задание, согласно программе практики по «Провести анализ особенностей организации и содержания коррекционно-развивающего процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении»
В качестве рефлексивного анализа собственной деятельности могу сказать, что на этой практике мне было очень комфортно работать с детьми и готовиться к занятиям. У меня не было волнения, что что-то может пойти не так или что ребенку будет не интересно. Для занятий я готовила красочные материалы и продумывала все занятия так, чтобы ребенку было интересно.
Подпись обучающегося-практиканта _____________
И.О.Фамилия
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Проведение диагностического обследования одного ребенка
Речевая карта дошкольника
I. Анкетные данные
1. Фамилия имя ребенка___Коновалова Юлия______________________________________
2. Дата рождения __________________________________ Возраст ____5 лет____________
3. Домашний адрес _________________________________ Телефон ___________________
II. Анамнез
1. Мать: ____________________________________________ (возраст при рождении ребенка)
Отец: _________________________________________________________________________
2. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ____________________
3. Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина _______; 2-я половина беременности________; падения ___________; травмы _______________; психозы ________хронические соматические заболевания _______________________________; инфекции __________)
4. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) – нужное подчеркнуть.
5. Какие заболевания перенес ребенок от года ____________________________________
III. Раннее психомоторное развитие (время появления)
Стал держать голову ________сидеть __________вставать _________ ходить ________
VI. Раннее речевое развитие (время появления)
гуление _______лепет _________ первые слова __________ речь фразой _________
Выводы: ______________________________________________________________________
V. Исследование неречевых психических функций
1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?») ___+_____________________________________
2. Зрительное восприятие (показ цветов): белый _+___, черный __+_, красный _+__, желтый_+___
3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую/левую руку__+_/_+__
4. Обследование общей моторики
Статическая организация движений
а) стоять неподвижно на двух ногах с опущенными вниз руками в течение 5 секунд ___+___
б) стоять неподвижно на правой/ левой ноге в течение 5 секунд ___-__/___-___
Координация движений
а) потопать ногами и похлопать руками одновременно ___+____________
б) шагаем, как лошадки _________-________
Двигательная память
а) вытянуть руки вперед, сделать хлопок, опустить руки вниз _____+______________
б) присесть на корточки, встать, топнуть ногой _________________+______________
Выводы: _Наблюдаются трудности с координацией движений________________________
6. Обследование пальцевой моторики рук
Статическая организация движений
а) «Кольцо» на правой руке ___+__ на левой руке __+___; б) «Солнышко» / __+__ / ___+__
Координация движений
а) «Пальчики устали» / ____+____ / ___+___; б) «Ушки зайчика» / ____-___ / ___-__
Выводы: Мелкая моторика сформирована на достаточном уровне_____________________
VI. Анатомической строение артикуляционного аппарата:
Губы – ___________норма___________; Зубы – _____ норма____________
Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.
Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма. (нужное подчеркнуть)
Язык – толстый, вялый, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. (нужное подчеркнуть)
Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. (нужное подчеркнуть)
Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. (нужное подчеркнуть)
Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина. (нужное подчеркнуть)
Выводы: _Анатомическое строение артикуляционного аппарата в норме_____________
VII. Речевая моторика
1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ______+_________
«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» ________+_______________
2. Состояние артикуляторной моторики:
Губы: «Улыбка» ____+___ «Трубочка» __+____«Улыбка – трубочка»____+____
Язык: «Лопатка» ____+___ «Иголочка» ___+__ «Качели» __+______ «Часы»____+_____
Челюсть: открыть и закрыть рот __+___Мягкое нёбо: произнести [А] ____+__
Выводы:_____Речевая моторика в норме_________________________________________
YIII. Звукопроизношение
Гласные: Ы ___+______ А______+______ У ______+____ О _______+_____ И __+___
Согласные: С _+__ Сь __-(Ш)__ З __+__ Зь __+__ Ц _+__Ш _- (С)__ Ж _- (З)__ Щ _- (Сь)__ Ч __+_
Л _-(В)_ Ль __+_ Р _-__ Рь __-__ В __+__ Вь __+__ Б __+___ Бь _+___ Д _+___
Дь _+__ Г _+_ Гь _+__ Й _+__ К __+__ Х _+__ Ф __+___ Т __+___ Н __+___
Выводы: _______Нарушение шипящих звуков и звука «Р»__________________________
IX. Обследование слоговой структуры слова
Рыба ___+___ вата ____+_____ малина____+___ машина___масина__ мак __+___ дом ____+___ веник _____+___ диван______+_______ шкаф ____скаф____ стол __+__
кукла___+___ марка __малка____ карман ___кааман____ телефон ___+________
барабан _____баабан_____яблоко____+___ шахматы__сахматы_____ автобус ___+____
кузнечик____+______матрешка___матреска_____избушка___избуска______хлеб ___+____
торт __+_____ звезда ____+____ гнездо__+___паутина ____+______черепаха____+____