Файл: новосибирский государственный педагогический университет институт детства кафедра логопедии и детской речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы: _Слоговая структура в норме_____________________________________________
X. Обследование фонематического слуха

1. Восприятие и воспроизведение ритма: /// ___+__, / // __+__, // / ___+_, // // __+_

2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? ____+___ где стол? ___+___; коса-коза___+___; кочка-кошка____+__; миска-мишка____+___

3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ___+_____; па-ба___+__; га-ка ___+_; ма-ба ____+___; та-да ___+_; ба-па; ___+__; ка-га __+___; ба-ма ___+___

4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _+_

Выводы: __Фонематический слух в норме__________________________________________
XI. Обследование фонематического восприятия

1. Опознание ударного гласного в начале слова:

  • в слове Аня первый звук [а], а в слове: аист__+__; утка_+_; ива__+__ – какой?

2. Опознание ударного гласного в конце слова:

  • в слове «рука» последний звук [а], а в слове: нога _га_; окно __+_; кенгуру __лу__ - какой?

3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _+_; дом _+_.

Выводы: Фонематическое восприятие сформировано в достаточной степени_____________
XII. Обследование понимания речи

  1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх _+_, отведи в стороны _+_

  2. Обследование понимания предложения.

а) Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____+____________________________________________________________________________

б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» ___

в) Закончить предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что холодно и они летят на юг»

  1. Обследование понимания грамматических форм.

а) Покажи линейку ручкой _________+_______ карандашом ручку ____+____________

б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) ___+___ ракета (ракеты) __+___

в) Закончить фразу: «На картинке красное _яблоко_____», «На картинке красный __мяч___»

Выводы: __Понимание речи в норме________________________________________________

XIII. Состояние словаря (наглядный материал)

1. Предметный словарь.

а) назвать: мяч + кукла + машинка + чашка +тарелка + ложка+ рубашка + платье+

б) показ и название частей пред-ов: человек - нога __+__ руки __+_ голова _+_глаза_+__ уши _+_; стул - спинка_+__ сидение __+__ ножки _+_; машина - кузов __-___ колеса _+_

в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки _игрушки_ чашка, тарелка, ложки _
посуда____

рубашка, платье, шорты ______одежда___________

2. Словарь признаков.

а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? ____оранжевая___ лимон- _____желтый_____

3. Глагольный словарь.

а) Как подает голос: мышка __пи-пи___ лягушка ____ква-ква_____ свинья_хрю-хрю___

б) что делает: врач ________лечит____ повар ______готовит______________________

в) как передвигается: машина _надо взять руль__ птичка ___летает_____ рыбка ___плавает_______

4. Подбор антонимов: большой - ___-____; пришёл - _-_____ приехал - _-___; холодно - __-

Выводы: Необходимо развитие наглядности_________________________________________
XIV. Обследование словообразования

1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Скажи ласково»: стол - _столик______ чашка - __-_______ кукла - ___-________

2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки - ___котенок____

у лисы - ___лисята_____ у утки - ____утята____ у слона - _____слонята___

3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева _деревянный__ сок из яблок __яблочный_______

4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?

Мальчик выходит из дома _____________ Мальчик подходит к дому______________

Выводы: Словообразование развито на достаточном уровне______________________



XV. Обследование словоизменения

1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:

«Скажи по образцу: стол-столы» рука - __руки___ кукла - куклы________

2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»: Без чего машина? _колес_; Кого нарисовал Миша? __мишку__; Кому Оля дает корм? ____кошке______________________________________________________________

3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов): майка – ___голубая__ диван- __коричневый___ яблоко - __зеленое________

4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____+____ «Где стоит кот??» (за домом) ____+____ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)__+__

5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___+_____ 5 котов ___+______ 2 машины _____+____ 5 машин ___+____

Выводы: ____Словоизменнение в норме ________________________________________
XVI. Обследование связной речи

1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке» _Моя любимая игрушка- мягкий желтый котик____________________________________________________________



________________________________________________________________________________

2. Монологическая речь.

а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». _____Передает главную мысль отрывками______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Выводы: __Необходимо работать над пересказом текста_______________________________

Логопедическое заключение: ________ОНР 3у.р.р___________________________________

Дата заполнения речевой карты «14» _октября___ 2022 г.

Учитель-логопед: Т.В Баскакова, О.В. Величкова _________________________

Список использованных источников

  1. Иншакова, О.Б, «Альбом для логопеда»/О.Б. Иншакова. - Москва: Владос, 2008.- 149 с.


Приложение 2

Описание направлений коррекционной работы с учетом особенностей структуры нарушения ребенка (зрительного, слухового, интеллектуального)
Большое количество детей с нарушениями зрения имеют нарушения и в речи. Поэтому учителю-логопеду необходимо работать с ребенком в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрения строится следующим образом:

  1. Использовать специальную наглядность, крупную фронтальную (до 15-20 см) и дифференцированную индивидуальную (от 1 до 5 см); использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

  2. Подборка методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия и периода лечения. Так, например, детям с амблиопией и косоглазием с остротой зрения до 0,3 размеры объектов должны быть менее 3 см, а детям с близорукостью, катарактой, глаукомой, заболеваниями сетчатки нужно предлагать материал более крупных размеров

  3. Проводить зрительную, пальчиковую и общую гимнастику для предотвращения утомляемости детей.

  4. Учитывать в индивидуальной работе уровень развития и возможности ребенка (то есть, учитывать остроту зрения, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения заданий, реакции на оценку деятельности, устойчивость внимания).

  5. Создать условия для зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Необходимо рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности.


Обязательной частью логопедических занятий должны стать совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и воспитание конструктивного праксиса (пальчиковые игры), так как у детей со зрительной патологией значительно снижаются и появляются рассогласованность действий рук и глаз.

При работе проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и так далее.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с нарушениями слуха:

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны.

Дети с незначительными нарушениями слуха (не распознают звуки до 50 Дб) могут посещать обычный детский сад, общеобразовательную школу и посещать занятия у логопеда в учебном заведении.

Если проблемы более выраженные (не улавливают звуки от 50 до 70 дБ на расстоянии до 1 м), ребенку обычно требуется слуховой аппарат. Но он также может обучаться вместе со сверстниками без нарушения слуха.

Детям, у которых проблемы со слухом более серьезные, вплоть до полной глухоты (невозможности распознавать звуки от 80 Дб), даже при использовании слухового аппарата или после кохлеарной имплантации необходимо обучаться в коррекционных ДОО и школах по специальным методикам. Для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы, а также программы речевого развития.

Направления в коррекционной работе:

  1. Нормализировать артикуляционную моторику;

  2. Развивать речевое дыхание и голос, а также коррекцию их нарушений;

  3. Нормализировать просодические компоненты речи (мелодико-интонационной темпово-ритмической стороны);

  4. Развить зрительный гнозис;

  5. Корректировать звукопроизношения;

  6. Развитить фонематические системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; 

  7. Расширить пассивный и активный словарь;

  8. Развить способности словообразования и словоизменения;

  9. Коррекция процессов чтения и письма;

  10. Развить связную речь: диалогическую и монологическоую;

  11. Развить коммуникативные навыки посредствам повышения уровня общего речевого развития.


Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с наращениями интеллекта:

Направления коррекционной работы:

  1. Сенсомоторное развитие.

В целях сенсорного развития предполагается использование различных игр и упражнений, направленных на формирование целостности восприятия предметов и явлений, восприятия свойств и качеств предметов;

-овладение способами обследования предметов, их сопоставление (обводящие движения при вычленении формы предмета, накладывание, прикладывание…);

-овладение общественно выработанными системами сенсорных эталонов (цвета спектра, система геометрических форм, величины);

-формирование способов выполнения задания (пробы, примеривание, зрительное соотнесени).

Это различные дидактические игры и упражнения (узнавание кон­турных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; нахождения сходства и различия двух изображе­ний; установление соответствий узоров (игра «Подбери узор»).

  1. Формирование пространственных и временных представлений.

-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

 -формирование умения ориентировки в ближайшем окружении:

а) по вертикали;

б) по горизонтали;

в) в позиции близости по отношению к своему телу;

г) определение местоположения предметов по отношению друг к другу.

-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

-развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

  1. Развитие мнемических процессов:

-тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

-произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-развитие тактильной и кинестетической памяти.

  1. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

-развитие слухомоторной координации;

-развитие зрительно-моторной координации;

-развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

  1. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: