Файл: новосибирский государственный педагогический университет институт детства кафедра логопедии и детской речи.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-регуляция простейших двигательных актов;
-формирование умения ориентировки в задании;
-формирование умения планирования этапов выполнения задания;
-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
-формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
-
Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.
Это направление решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия и серии действий по инструкции педагога.
-
Развитие общей моторики.
Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
-
Формирование навыка письма.
Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
-
Формирование навыка чтения.
Средства: заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов,
предложений).
Приложение 3
Планирование и проведение индивидуальных занятий с детьми
Организация непосредственно образовательной индивидуальной деятельности в подготовительной группе «Березка»
по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях».
Автор конспекта ННОД: Быкова Елизавета Антоновна
Приоритетная образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: автоматизировать звук [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: логопедический кабинет, зеркало, картотека артикуляционной гимнастики, цветочное поле, вырезанная бабочка, картинный материал на звук [Л], картинка листа, картотека рук с резинками, резинки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепить правильное произношение звука [Л] в словах и словосочетаниях;
-Уточнить правильную артикуляцию звука [Л] (проводить артикуляционную гимнастику);
-Закрепить умение образовывать ед. число и мн. число;
-Закрепить умение определять местоположение изучаемого звука на слух;
-Закрепить умение пользоваться числительными (2,3,4).
Коррекционно-развивающие:
-Развивать речевое дыхание;
-Развивать умение чётко произносить звук [Л] в слогах, словах, словосочетаниях;
-Развивать умение координировать речь с движениями;
-Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
-Воспитывать навык диалогического взаимодействия детей с логопедом;
-Воспитывать познавательный интерес и мотивацию к речевому взаимодействию.
Планируемый результат: владеет правильным произнесением звука[Л] в слогах, словах и словосочетаниях; активно взаимодействует с логопедом; умеет выполнять артикуляционную гимнастику; развит фонематический слух.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП |
Воспитывать познавательный интерес и мотивацию к речевому взаимодействию | Л: Здравствуй, Юля! Сейчас я загадаю тебе загадку про наш сегодняшний звук, а ты должна ее отгадать. Висит груша — Нельзя скушать. (Лампочка) Угадайте, что за птичка: Тёмненькая, невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка). Хоть и не прачка я, друзья, Старательно стираю я. (Ластик) Л: И так, на какой звук начинались наши загадки? Р: звук [Л]. Л: Молодец, правильно. | Коммуникативная; Игровая | | Загадки |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП |
Уточнить правильную артикуляцию звуков [Л] | Л: Чтобы мы начали произносить наш сегодняшний звук, нам необходимо сделать с тобой артикуляционную гимнастику. Выполнение упражнений: «Заборчик», «Трубочка», (чередование), «Грибок», «Маляр» «Часики», «Лопатка», «Вкусное варенье». | Речевое развитие; Социально - коммуникативная; Игровая | Артикуляционная гимнастика | Картотека артикуляционной гимнастики, зеркало |
Развивать речевое дыхание | Л: Смотри, на цветочную полянку прилетела бабочка и хочет с нами поиграть. Давай будем ее сдувать с одного цветочка на другой. Л: Ты большая молодец, проделала вместе с бабочкой такой длинный путь. Давай будем двигаться дальше. | Игровая | Беседа | Нарисованное цветочное поле, вырезанная бабочка |
Закрепить умение образовывать ед. число и мн. число | Л: Смотри какие у меня интересные картинки. Нам надо найти к ним пару в единственном и множественном числе. Давай попробуем: лиса-лисы, лимон-лимоны, лавочка-лавочки и тд. | Речевое развитие; Игровая | Беседа | Игра «Один -много» Картинки: лиса-лисы, лимон-лимоны, лавочка- лавочки |
Закрепить умение определять местоположение изучаемого звука на слух. | Л: Сейчас я буду называть тебе слова, а тебе нужно определить, где находится наш звук. В начале, в середине или в конце. Слон, колбаса, лимон, солнце, лук, лиса, салют, лось, белок, стол, палка, салфетка, облако, зал, пенал, мел | Речевое развитие | Беседа | Картинки на звук Л: Слон, колбаса, лимон, солнце, лук, лиса, салют, лось, белок, стол, палка, салфетка, облако, зал, пенал, мел. |
Развивать умение чётко произносить звуки [Л] в словах; | Л: Смотри, у меня есть очень много картинок с нашим звуком, но сюда к ним добавились и другие картинки без нашего звука [Л]. Давай произнесём все слова и в одну сторону буем убирать слова со звуком [Л], а в другую без этого звука. Л: Ты большой молодец, нашла все картинки с нашим звуком. Скажи, пожалуйста, каких слов было больше? С нашим звуком или нет? | Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Игровая | Беседа | Картинки со звуком [С] и другими звуками: солнце, лист, самолет, стол, лимон, лук, молоток, котел, шишка, медведь, кузнечик, флажок, леденец, глаза, мебель. |
Закрепить умение пользоваться числительными (2,3,4) | Л: Я приготовила для тебя пару интересных вещей. Смотри, знаешь сто это? Р: Лупа. Л: Правильно, но это необычные лупы. На них написаны числа, и сейчас мы будем пробовать с ними играть. Ты будешь называть слово, прикладывать на него лупу с числом и называть эти предметы в том, количестве, котором нам надо. Давай попробуем: Лиса мечтает о (лупа с цифрой 4) четырех сушках. На столе лежат (лупа 2) лимона. | | | Разрезные лупы с числами 1,2,3,4. Картинки на звук [Л] |
Развивать умение координировать речь с движениями | Л: Давай перейдем к другому заданию. Посмотри на картинку. Тут нарисованы слова на наш звук [С], а под ними нарисована рука с разными заданиями. Давай попробуем выполнить. Стакан (рука в кулаке, с вытянутыми указательным и средним пальцами), Снежинка (рука в кулаке) и тд. Л: Ты большой молодец, это было достаточно сложное задание, но ты с ним справился. | | | Картинный ряд с различными вариациям руки (лимон, слон, лилия, самолет, бутылка, голубь, лыжи, солдат, слива). |
Развивать умение чётко произносить звук [Л] в словосочетаниях | Л: Посмотри на картинки, на них нарисован лист и предметы, которые находятся под ним. Сейчас мы будем проговаривать с тобой эти слова в таком порядке: Под листом… и дальше слова с картинки. Под листом…: стол, лиса, колобок и тд. | Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие | Беседа | Картинка листа стол, лиса, колобок, фламинго, свекла |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП |
Воспитывать навык диалогического взаимодействия детей с логопедом Развивать мелкую моторику | Л: Давай напоследок поиграем в игру «Резиночки». Здесь необходимо смотреть на картинку и в такой же последовательности надевать резинки на руку, но надо быть очень внимательным, потому что тут нарисованы разные руки надо не запутаться. Л: Ты сегодня большая молодец, со всем справилась. Что тебе больше всего понравилось? До свидания! | Социально – коммуникативное развитие; Речевое развитие | Беседа, вопросы | Различные карточки с изображением руки и резинок на них, резинки. |
Приложение 4
Планирование и проведение фронтального занятия с детьми
Организация групповой непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми по теме:
«Знакомство со звуком и буквой П»
Составитель: Быкова Елизавета Антоновна,
Дмитриева Елизавета Дмитриевна
Приоритетная образовательная область: речевое и социально-коммуникативное развитие
Цель: «Знакомство с буквой и звуком П».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
Упражнять в умении давать характеристику буквам и звукам -
Упражнять в умении на слух дифференцировать нужный звук -
Познакомить с буквой и звуком «П»
Коррекционно-развивающие:
-
Развить речевое дыхание -
Развить общую моторику, путем согласования речи с движениями -
Развитие фонематического слуха
Коррекционно-воспитательные:
-
Воспитывать самостоятельность -
Воспитывать готовность к обучению
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: Картинный материал из азбуки
Планируемый результат: Расширить знания детей по теме.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП |
Воспитывать готовность к обучению | Л: Здравствуйте, ребята! Меня зовут. Елизавета Антоновна и Елизавета Дмитриевна. Вы знаете, чем мы сегодня будем заниматься? Правильно, сейчас мы будем с вами заниматься и знакомиться с новой буквой. | Игровая ситуация | Беседа | |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | ||
Упражнять в умении давать характеристику буквам и звукам | Л: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие звуки у нас бывают? Правильно, гласные и согласные. Согласные делаться у нас на какие? Мягкие и твердые. Как мы определяем где какой звук? (гласные- припеваются, согласные-нет). Каким цветом мы выделяем гласные звуки? (красный) Каким согласные? (синий). Какие гласные звуки вы знаете (ответы детей: У,А,И) Давайте придумаем слова на звук У,А,И. (ответы детей). Молодцы. | Игровая ситуация | Игра | Картинный материал из азбуки | ||
Познакомить с буквой и звуком «П» | Л: Теперь давайте познакомимся с вами с новым звуком. Звук и буква «П». Давайте попробуем определить какой это звук? (ответы детей). Правильно, это согласный, а как вы это определили? Каким цветом букву «П» мы выделяем на письме? Л: Молодцы. Давайте придумаем слова с нашим звуком. | Речевое развитие, игровая | Игра | Картинный материал из азбуки | ||
Развить общую моторику, путем согласования речи с движениями | Л: Теперь давайте немного разомнем наши руки и глазки.
| Физическое развитие | Гимнастика | Физкультминутка | ||
Упражнять в умении на слух дифференцировать нужный звук | Л: Ребята, теперь слушайте внимательно задание. Я вам буду называть звуки, а вы должны услышать наш сегодняшний звук «П». А,О,У,С,Р,П,Л,М,И,Э,П,Д,Г Л: Молодцы, теперь я усложню вам задание. Теперь вам нужно запомнить слог ПА. РО,СУ,ШИ,ПА ТЫ,НУ. Л: Молодцы, со всем справились. Теперь давайте придумаем какие-нибудь слоги с нашим новым согласным звуком «П» и нашими знакомыми гласными звуками «У,А,И». | Игра, Игровая | Ситуативный разговор | Картинный материал из азбуки |