Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Факультет экономики и управления
Кафедра управления персоналом
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Регламентация и нормирование труда»
на тему: «Анализ нормирования труда на предприятии»
Выполнил: студент группы
Проверил:
Чита
2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что предприятиям, независимо от форм собственности, предоставлены права самостоятельного решения вопросов по организации, нормированию и оплате труда. За счет результатов своего труда предприятия должны покрывать текущие производственные затраты, в том числе и на оплату труда, осуществлять вложения на расширение и реконструкцию производства, обеспечивать социальное развитие, выполнять обязательства перед бюджетом, банками и другими органами. Работа по совершенствованию нормирования труда возлагается на руководителей и работодателей, ибо они заинтересованы в рациональном использовании рабочей силы. Однако, многие руководители предприятий и органы управления экономикой стали вообще отвергать целесообразность нормирования труда в условиях рынка и уменьшают значимость организации труда и заработной платы1.
Целью работы выступает анализ нормирования труда на примере ЧОУ СОШ № 49 ОАО «РЖД».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Рассмотреть теоретические аспекты нормирования труда на предприятии; -
Проанализировать нормирование труда в ЧОУ СОШ № 49 ОАО «РЖД».
Объект исследования: является нормирование труда на предприятии.
Предмет исследования: является совокупность методов комплексного нормирования труда на предприятии, исследование направлений совершенствования нормирования труда.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность, функции и принципы нормирования труда на предприятии
Сущность нормирования труда на предприятии определяет его функции, содержание которых обусловлено объективными закономерностями развития производства. Функции нормирования тесно взаимосвязаны с его задачами, а также с планированием, организацией и управлением производством. Нормирование труда носит динамичный характер
2.
В условиях современного производства возрастает роль нормирования. Это проявляется как в усилении связи между отдельными производственными звеньями, так и в совершенствовании всего рыночного механизма хозяйствования отечественной промышленности.
Функции нормирования можно разделить на две группы:
Общие функции норм труда, которые характеризуют роль норм труда в организации и оплате труда;
Специальные функции норм, раскрывающие их конкретное содержание по видам и назначению3.
Система нормирования труда должна разрабатываться на основе определенных принципов. Важнейшими из них являются:
-
принцип эффективности – состоит в необходимости установления норм труда, при которых производственные результаты достигаются с минимальными суммарными затратами трудовых, материальных, энергетических и информационных ресурсов; -
принцип комплексности – выражает необходимость учета взаимосвязи технических, экономических, психологических, социальных и правовых факторов, влияющих на нормы труда; -
принцип системности – означает, что нормы труда должны соответствовать конечным результатам производства и учитывать зависимости между затратами ресурсов на всех этапах производственного процесса; -
принцип объективности – предполагает создание для всех сотрудников предприятия равных возможностей для выполнения норм; в частности, это означает необходимость нормирования труда с учетом групповой дифференциации сотрудников по полу и возрасту, что особенно важно при нормировании труда учеников, молодых сотрудников и лиц предпенсионного возраста; -
принцип конкретности – заключается в том, что нормы труда должны соответствовать параметрам изготовляемой продукции, предметов и средств труда, его условиям, типу производства и другим объективным характеристикам, влияющим при данной точности расчетов на величину необходимых затрат труда и других ресурсов; -
принцип динамичности – следует из принципа конкретности и выражает объективную необходимость изменения норм труда при существенном для данной точности расчетов изменении производственных условий; -
принцип легитимности – выражает необходимость строгого соблюдения законов и других правовых актов при нормировании труда; -
принцип положительного отношения работников к предприятию – означает необходимость создания такой системы нормирования труда, при которой обеспечивается общее положительное отношение работающих к выполняемым функциям, социальной среде и предприятию в целом. Этот принцип можно назвать также принципом удовлетворенности трудом.
Эти принципы в совокупности определяют исходные положения организации нормирования труда на предприятии.
Нормирование труда обеспечивает также повышение эффективности производственных и трудовых процессов. Методы изучения затрат рабочего времени, применяемые в нормировании, позволяют выявлять недостатки в организации производства и использовании резервов, с тем чтобы в дальнейшем разработать мероприятия по оптимизации использования рабочего времени и рационализации выполнения трудовых операций4.
Рабочее время – это время, в течение которого совершается процесс труда. Рабочее время может быть рассмотрено в разрезе различных календарных периодов: год, производственная неделя, рабочий день (смена)5.
Состав рабочего времени по содержанию, продолжительности и порядку чередования элементов различен при выполнении разнообразных операций. Для научного изучения рабочего времени применяются систематизация и классификация его затрат. На промышленных предприятиях принята единая классификация затрат рабочего времени, которая отвечает целям и задачам его организации и нормирования.
Согласно классификации по затратам рабочего времени исполнителя рабочее время рабочего складывается из времени работы и времени перерывов.
При анализе затрат рабочего времени с целью выявления и устранения потерь рабочего времени и их причин все рабочее время подразделяется на производительные затраты и потери рабочего времени. Производительные затраты включают в себя время работы по выполнению производственного задания и время регламентированных перерывов. Эти затраты являются объектом нормирования и входят в структуру нормы времени. К потерям рабочего времени относится время выполнения непроизводительной работы и время нерегламентированных перерывов. Эти затраты являются объектом анализа с целью их устранения или максимального снижения.
1.2 Методы нормирования труда
Под методом нормирования понимается совокупность приемов установления норм труда, включающих анализ трудового процесса, выявление резервов повышения эффективности производства, проектирование рациональных трудовых процессов на основе рациональной технологии и организации труда, расчет норм.
По принципиальной схеме установления норм труда методы нормирования труда подразделяются на аналитические и суммарные.
Аналитический метод имеет две разновидности: аналитически-расчетный метод и аналитически-исследовательский метод.
При аналитически-расчетном методе нормы рассчитываются на основе готовых справочных данных по нормативам времени.
Аналитически-исследовательский метод применяется при отсутствии нормативов, исходная информация получается путем проведения хронометража, ФРВ (фотография рабочего времкни) и используется для расчета норм6.
Фотография рабочего времени - вид наблюдения, при котором измеряют все без исключения затраты времени, осуществляемые исполнителем (исполнителями) за определенный период работы. Она проводится главным образом для выявления потерь рабочего времени, установления причин, вызывающих эти потери, и разработки необходимых организационно-технических мероприятий по их устранению.
Фотография рабочего времени состоит из следующих этапов:
-
подготовка к наблюдению; -
наблюдение и измерение затрат рабочего времени; -
обработка и анализ наблюдений; -
разработка и внедрение в производство организационно-технических мероприятий.
В зависимости от числа объектов наблюдения применяют:
-
метод непосредственных наблюдений; -
маршрутную фотографию; -
метод моментных наблюдений.
Метод непосредственных наблюдений применяется при обследовании небольшой группы рабочих численностью 2-3 человека, находящихся в поле зрения наблюдателя.
Метод маршрутной фотографии применяется при большом количестве объектов наблюдения (4-15 рабочих). Измерения проводятся путем фиксации затрат и потерь времени в процессе обхода маршрута, через заранее установленный небольшой промежуток времени, величина которого зависит от числа наблюдаемых объектов.
Метод моментных наблюдений представляет собой исследование затрат рабочего времени, загруженности рабочих и использования оборудования на основе выборочных наблюдений, проводимых в случайно отобранные моменты времени по большой группе рабочих7.
2 АНАЛИЗ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ЧОУ СОШ № 49 ОАО «РЖД»
1 Общая характеристика деятельности ЧОУ Средней общеобразовательной школы № 49 ОАО «РЖД»
Полное наименование учреждения: Частное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Сокращенное наименование учреждения: ЧОУ Средняя общеобразовательная школа № 49 ОАО «РЖД».
Место нахождения учреждения (фактический адрес совпадает с юридическим адресом): 673333, Российская Федерация, Забайкальский край, Карымский район, п.ст. Адриановка, ул. Школьная, 13.
Тип организации – общеобразовательная организация.
Организационно – правовая форма – частное учреждение.
Учредителем школы является ОАО «РЖД».
Основной деятельностью является (по коду ОКВЭД ред.2): 85.14 - Образование среднее общее.
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД:
- 5.12 – образование начальное общее;
- 5.13 – образование основное общее.
Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами, определенными законодательствами Российской Федерации, Забайкальского края, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» и Уставом школы.
Предметом деятельности школы является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Основными задачами Школы являются:
-
создание условий для формирования образованной и развитой личности, адаптированной к жизни в обществе, способной к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; -
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; -
обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества; -
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; -
формирование духовно-нравственной личности; -
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; -
удовлетворение потребностей, обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в соответствии с их склонностями, способностями, интересами; -
обеспечение высокого качества образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, а также дополнительного профильного до профессионального образования; -
охрана жизни и укрепление здоровья обучающихся; -
создание максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала обучающихся, овладение ими навыками самообразования, научно-исследовательской деятельности.