Файл: Курсовая работа особенности взаимоотношений со сверстниками у детей 45 лет Допущена к защите.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Взаимоотношения детей друг с другом от взаимоотношений с взрослыми отличает насыщенность общения, этот яркий, эмоциональный характер. Во время общения со сверстниками, дети чувствуют себя довольно раскрепощенными, они используют более широкий спектр коммуникативных действий, нежели чем при общении с взрослыми.

М.И. Лисина отмечает, что дошкольник только со сверстниками может жить в горизонтальной плоскости, строить особые (личностные, деловые, оценочные) связи, которые он не может выстроить с взрослым.[11]

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения.[7] Сверстник располагает к себе ребенка так, что тот чувствует себя раскованно, непринужденно и может свободно себя проявить.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера.[7] Ребенку очень важно, чтобы его идея была поддержана ответной активностью. Чаще всего сверстники не поддерживают инициативу ребенка и гораздо чаще, ее поддерживают взрослые. На почве чего часто возникают конфликты между детьми.

Существуют три формы общения дошкольника со сверстниками.

Первая – эмоционально-практическая форма, характерна для возраста 2-4 лет. Здесь у ребенка появляется интерес к другим детям, он ожидает от сверстника участия в его играх, для проявления себя. Ему нужно, что бы сверстник поддержал его деятельность, его интересы и усилил общее веселье. Оба участника ожидают привлечения внимания, и получения эмоционального отклика от партнера. Эмоционально – практическое общение крайне ситуативное. Оно зависит от обстановки в которой происходит взаимодействие и от действий, которые совершаются партнером. Если в ситуацию ввести яркий для детей предмет, взаимодействие может разрушиться. Они переключают свое внимание с партнера на предмет.

Вторая – ситуативно – деловая форма общения, характерна для возраста 4-6 лет. Для этой формы характерно деловое сотрудничество детей, они стараются заниматься общим делом, согласовывать свои действия с остальными партнерами, для того чтобы достичь общий результат. Потребность в сотрудничестве со стороны сверстника, становится главной причиной общения детей.


На данном этапе, у детей выделяется потребность в уважении со стороны сверстника. Ребенок старается привлечь к себе внимание сверстников, продемонстрировать свое преимущество и скрыть свои промахи. На этом этапе появляются позывы к соперничеству и конкуренции между детьми. Сверстники становятся предметом сравнения с собой.

Последняя форма общения – это внеситуативно-деловая, характерна для возраста 6-7 лет. В этом возрасте у детей значительнее проявляется доброжелательность и способность к взаимопомощи. Дети начинают замечать настроение, желания и предпочтения своих сверстников. Они стремятся рассказать другим о себе, своих планах, где они были и что видели. К концу этого возраста у детей появляется привязанность друг к другу и проявляются первые задатки дружбы. Дети хотят помогать своим сверстникам, и делится с ними своим.[7]

Для детей 4-5 лет характерно: неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой, умение планировать свои действия, создавать и воплощать замысел. Важным новообразованием является образность мышления, ребенок в уме оперирует представление о предметах и их свойствах, так же может поставить себе цель и спланировать этапы ее достижение путем мышления.

На пятом году жизни у ребенка, как правило, возникает множество вопросов, это обосновывается тем, что у дошкольника повышенный интерес к неизвестному. Чаще всего за ответами дети обращаются к взрослым, но не всегда получают ответ, что приводит к негативному проявлению в поведении, это последствие нереализованной потребности.

В этот же период ребенок стремится к общению с окружающими его детьми. Дети, как упоминалось ранее, объединяются в «детское общество», в котором и складываются взаимоотношения со сверстниками. Ведущей деятельностью обычно является – игра. В ходе игровой деятельности дети проявляют более активный интерес к взаимодействию со сверстниками.

Взаимоотношение со сверстниками имеет большое влияние на становление личности ребенка и на развитие коммуникативных навыков.

Е.О. Смирнова утверждала, что наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем во взаимоотношениях детей и становится причиной конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует на высказывания партнера.[14]



Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека.[15]

Как мы видим, что не всегда отношения между детьми складываются легко и гармонично. Уже в средней возрасте существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития взаимоотношений.


Глава II. Методы исследования

2.1. База исследования, контингент, описание методов исследования

Исследования проводились на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад №182. В эксперименте принимали участие дети средней группы (4-5 лет) в количестве 17 человек (6 девочек и 11 мальчиков).

Нами были подобранны следующие методики:

1)«Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. (см. приложение 1)

Данная методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

Инициативность – стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

Чувствительность (активность) – это стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

Просоциальные действия – это способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе.

Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).

Показателями данного параметра являются: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь.

2)Диагностическая методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» (см. приложение 3)

Эта методика направлена на выявление общей характеристики общения ребёнка со сверстником и установления его типа.

2.2 Описание результатов исследований

В естественных условиях, непосредственно в детском саду, мы осуществляли наблюдения за детьми, с применением следующих ситуаций взаимодействия: «Непосредственное общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами». Свои наблюдения фиксировали в протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение 2), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения – отмечали соответствующий балл. Примером может послужить регистрация параметров взаимодействия Кристины Л. (4 года) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях, отметили следующее: Кристина Л. не проявляет
особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам; инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест, лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я не хочу!», «Отдай! Это моя игрушка!», «Это мне мама купила!». Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Кристины Л., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения, т.е. наблюдая за ребенком, мы в протоколе регистрации параметров общения со сверстником отмечали баллы по критериям и приходили к общему баллу по каждому показателю. Таким же образом нами были зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей (см. табл.1)

Таблица 1

Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста

№п/п

Имя, фамилия, возраст ребенка

Уровни развития общения со сверстниками (в баллах)

1

Мамлаева Полина (4 года)

2

2

Ануфреева Алиса (4 года)

2

3

Волоруев Степан (4 года)

2

4

Бобенко Александр (5 лет)

2

5

Антропов Артем (4 года)

2

6

Янченко Александр (5 лет)

3

7

Петров Ярослав (4 года)

2

8

Дьячкова Александра (4 года)

2

9

Воробьев Денис (4 года)

1

10

Логвинова Кристина (4 года)

2

11

Нечипорук Арсений (4 года)

1

12

Щеглов Егор (5 лет)

2

13

Гаврилов Иван (5 лет)

3

14

Харитонов Матвей (4 года)

2

15

Ладик Анастасия (5 лет)

2

16

Клименко Злата (4 года)

3

17

Аксенов Вячеслав (4 года)

2