Файл: Курсовая работа особенности взаимоотношений со сверстниками у детей 45 лет Допущена к защите.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом:

у 17,6% детей – низкий уровень развития общения;

у 70,5% детей – средний уровень;

у 11,7% детей – высокий уровень развития общения.

Следующей диагностикой у нас выступала методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт», которая помогла нам установить возможный тип общения ребенка со сверстниками. Данная методика проводилась нами под руководством психолога. По Е.Е. Кравцовой, существует шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками:

Первый тип – элементарное принятие детьми учебной задачи.

Второй тип – принимают задачу, но не могут удержать ее на протяжении всей игры.

Третий тип – у его представителей впервые возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер.

Четвертый тип – кооперативно-соревновательный.

Пятый тип – характеризуется возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи.

Шестой тип – устойчивый уровень сотрудничества.

Подробное описание каждого типа (см. приложение 3)

Результаты обследования по выявлению общей характеристики и установлению возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» (см. табл.2)

Таблица 2

Сводные результаты по методике «Лабиринт»

Тип общения

Абс.

%

1

0

0

2

1

5,8

3

2

11,7

4

6

35,2

5

5

29,4

6

3

17,6

По результатам проведённого диагностического исследования можно выделить группу дошкольников 35,2%, у которых преобладает 4 тип общения – кооперативно-соревновательный. Данный тип характеризуется у детей принятием и удержанием задачи, задающей контекст их деятельности, однако стоит заметить, что у детей устанавливаются и сохраняются на протяжении всей игры стабильные соревновательные отношения с партнёром. Участники внимательно следят за действиями партнёра, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность и предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно, как наведение на способ решения сложившейся задачи.


У 29,4% дошкольников преобладает 5 тип общения. Дети с этим типом общения способны к подлинному сотрудничеству и партнёрству в ситуации общей задачи. У них уже не наблюдается соревновательных отношений. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнёра. Подсказка взрослого принимается адекватно, но её использование также ситуативно. Дети, отнесённые к данному типу развития общения со сверстниками, активно сопереживают партнёру.

Также выделяется группа дошкольников 17,6%, у которых наивысший 6 тип общения. У детей с таким можно заметить устойчивый уровень сотрудничества, они относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнёрами. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, начинают искать общий способ решения. Эти испытуемые планируют «стратегию» проведения машинок, составляют общий план действий, своих и партнёра.

У 11,7% дошкольников преобладает 3 тип общения. У представителей этого типа впервые возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсно-непосредственный характер – в каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машинки дети пытаются договориться и согласовать свои действия. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь для данной конкретной ситуации. Эти дети довольно активно общаются между собой.

И 5,8% дошкольников имеют 2 тип общения. Они принимают задачу, но не могут удержать её на протяжении всей игры. У данных детей наблюдается скованность движений, зажатость, неуверенность в себе.

Завершая наше исследование и проводя анализ полученных данных, мы пришли к следующему выводу: особенностями взаимоотношений со сверстниками детей 4-5 лет выступают такие факторы как постоянное стремление привлечения внимания сверстника к своим действиям, желание постоянного взаимодействия с товарищем в какой-либо деятельности, так же характерно данному возрасту лидерство в коллективе и в основном дети, которые не имеют доминирующего характера, стараются во многом подражать действиям своего фаворита, также в отдельных случаях наблюдается соперничество в частности это происходит между «звездами» группы. Детям среднего дошкольного возраста характерны такие особенности общения как: интерес к сверстнику, в ходе общения между детьми наблюдается зрительный контакт, ребенок во время общения старается находиться довольно таки на близком расстоянии к собеседнику, отсутствие вежливости и щедрости, стремление к лидерству и непринятие иного факта.


Заключение

Наша исследовательская работа была посвящена изучению особенностей взаимоотношений со сверстниками детей 4-5 лет. Нами было проанализировано как само понятие взаимоотношения, так и его значение для формирования социального развития личности. Изучение этих аспектов показало, что процесс выстраивания взаимоотношений со сверстниками особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирования всесторонне-развитой личности.

Целью нашего исследования являлось изучение и описание особенностей взаимоотношений со сверстниками детей 4-5 лет.

Реализации способствовало решение частных задач.

В первой главе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по нашей проблеме. Дали понятие «взаимоотношениям» в психолого-педагогической литературе.

Взаимоотношения – социально-психологический результат (продукт), вытекающий из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержание психологической деятельности, которое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров.

Раскрыли психолого-педагогические основы взаимоотношений со сверстниками детей 4-5 лет. Мы пришли к выводу, что не всегда отношения между детьми складываются легко и гармонично. Уже в среднем возрасте существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития взаимоотношений.

Во второй главе нами были изучены и проведены диагностические методики по изучению взаимоотношений со сверстниками детей 4-5 лет.

Завершая наше исследование и анализируя результаты диагностик, мы пришли к следующему выводу: особенностями взаимоотношений со сверстниками детей 4-5 лет являются такие факторы как постоянное стремление привлечения внимания сверстника к своим действиям, желание постоянного взаимодействия с товарищем в какой-либо деятельности, так же характерно данному возрасту лидерство в коллективе и в основном дети, которые не имеют доминирующего характера, стараются во многом подражать действиям своего фаворита, также в отдельных случаях наблюдается соперничество в частности это происходит между «звездами» группы. Детям среднего дошкольного возраста характерны такие особенности общения как: интерес к сверстнику, в ходе общения между детьми наблюдается зрительный контакт, ребенок во время общения старается находиться довольно таки на близком расстоянии к собеседнику, отсутствие вежливости и щедрости, стремление к лидерству и непринятие иного факта.


После проведенной нами работы по затронутой проблеме, можно утверждать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2017.

  2. Андреева, Н.А. Формирование положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Андреева // Новая наука: Проблемы и перспективы.- 2015.- № 6. – 3-6 с.

  3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.

  4. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Белкина, Ярославский педагогический вестник. – 2012. - №1. –Том II. 291-294 с.

  5. Белкина В.Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2005.

  6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – М.: Инфра-М, 2014. – 117 с.

  7. Ильина В.Н. «Развитие личности ребёнка». Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.

  8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. – Минск: Тетра Системс, 2000. – 432 с.

  9. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции, методы. 1992.

  10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 2012.

  11. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

  12. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. Ред. А.А. Бодалева, 2011.

  13. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Педагогика, 1978. – 148с.

  14. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. М.: Дрофа, 2006.

  15. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / Е.О. Смирнова —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.

Приложение

Приложение 1

«Диагностика развития общения со сверстниками».

(Разработанная  Орловой И.А. и Холмогоровой В.М.)

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей  дошкольного возраста со сверстниками.

«Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.


Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

Чувствительность (активность) – стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).

Показателями данного параметра являются:

экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);  активная речь (предречевые вокализации, отдельные слова, фразы)

Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:

Интерес к сверстнику:

0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл – ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла – ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла – ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов – ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл – ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);