Файл: Методические рекомендации педагогам по организации экологических праздников и развлечений с дошкольниками.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. Воспитание экологической культуры
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
Труд детей в природе способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети осознают его значимость и важность.
В процессе труда дети узнают об условиях, необходимых для жизни растений, убеждаются в прямой зависимости от удовлетворения потребности растений в свете, тепле, влаге. Они узнают о том, что изменения среды, условий жизни растений закономерно влекут за собой изменения в состоянии растительного, а затем и животного мира. Освоение этих связей и зависимостей оказывает сильное влияние на отношение ребёнка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.
В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке живой природы.
Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями хорошие результаты даёт использование элементарных опытов.
Беседу, как метод ознакомления детей с природой, используют в среднем и старшем дошкольном возрасте. С детьми 4-5 лет беседа направлена на припоминание различных явлений, со старшими детьми – на обобщение и систематизацию накопленных знаний.
Таким образом, экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
Анализ современных дошкольных образовательных программ, способствующих экологическому воспитанию старших дошкольников.
Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные программы, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних немало экологических.
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребёнка.
«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье. Экологическое воспитание – составляющая программы. Е.Ф. Терентьева выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дом, детский сад) имеются растения, животные, то взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, тем самым вызывая у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления жизни на Земле. Целый мир открывается детям из окна, пользуясь этим, взрослый многое может показать и рассказать ребёнку. Наблюдения за изменениями в природе в разные времена года, игры на свежем воздухе с использованием природных материалов в ДОУ и дома – всё это способствует экологическому воспитанию дошкольников.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого дети узнают новую информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – всё это, по замыслу Т.И. Гризик, создаёт у детей образ мира и целостное представление об окружающей среде. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Проводится много географических занятий, открывающих сведений об экзотической природе и животных. На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребёнок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста. Дети поэтапно узнают сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы, механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания, свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде, знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных, представления о последовательных изменениях организмов и цикличности процесса, знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью.
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др, расширяются и конкретные представления о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.
Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений, таких как познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе, при этом выдвигаются в некоторой степени завышенные требования к самостоятельности детей.
Принципиальная экологическая позиция автора этой программы – расширение представлений детей о живом организме. Во всех разделах программы знания - ведущий фактор развития экологического сознания ребёнка. Автор убеждён в том, что именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что человек - творение космическое и является частью природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности, такие как наблюдение, конструирование и моделирование, труд в природе, игру, изобразительное творчество, с которыми автор связывает появление и проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все времена года. Это внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных; не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним, особенно зимой, бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в ДОУ.
«Истоки» – это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство». Коллектив авторов рассматривают её как базисную и нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребёнка к взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых выделяются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. В дошкольном периоде авторы выделяют два психологических возраста: от 3 до 5 лет – младший и от 5 до 7лет – старший. В каждом возрасте определяется главная задача развития, которая и в свою очередь определяет тип ведущей деятельности. Согласно мнения авторов, именно деятельность является главным фактором, способствующим развитию психики, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, что способствует усвоению общечеловеческих ценностей.
Основная цель экологической программы «Наш дом-природа» – воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу, бережно относиться к ним.
«Наш дом – природа» - авторская программа, обеспечивающая принцип преемственности в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Важное значение в программе придаётся нравственному аспекту, она способствует развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически-грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им принимать посильное участие в практической деятельности по охране природы родного края.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом местных условий: эколого-географических и национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс определённых тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте - «Воздух», «Вода» и др. Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий, где даются первоначальные сведения о природе и воспитывающий, в котором раскрывается значение природы, её эстетическая оценка, бережное отношение к ней.
Программа может быть использована дошкольными учреждениями различного типа, как общеразвивающих, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
– концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
– экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
– подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
– технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и их экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ведущих учёных в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая них называет различные формы организации экологического воспитания, а также демонстрирует творческую активность педагогов – понимание экологических проблем планеты на современном этапе, необходимости их решения, ценности жизни на Земле. Отсюда возникает необходимость изменения тактики и стратегии поведения человека на планете. Следовательно, первым необходимым условием выступает системное и непрерывное экологическое образование всех и каждого, начиная с раннего детства. Общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни, все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей-дошкольников, в основе которой – личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребёнка.
2 Организация экологических праздников и развлечений в ДОУ
2.1 Анализ методов организации экологических праздников и развлечений с дошкольниками