Файл: Жилищнокоммунальное обслуживание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
телей перед своими потребителями.

Состав предоставляемых потребителям коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого фонда (дома), что предполагает рациональную эксплуатацию внутридомовых ин­женерных подсистем и оборудования, позволяющих предостав­лять потребителям основные услуги по следующим видам дея­тельности:

холодному водоснабжению — круглосуточное обеспечение по­требителей холодной питьевой водой надлежащего качества, по­даваемой в заданных объемах по присоединенным сетям в жилое помещение или до водосборной колонки;

горячему водоснабжению — круглосуточное обеспечение по­требителей горячей водой необходимого качества, подаваемой в заданных объемах по присоединенным сетям в жилое помещение;

отоплению — поддержание в жилом помещении, отапливае­мом по присоединенным сетям, необходимой температурой воз- Духа;

газоснабжению — круглосуточное обеспечение потребителей газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенным сетям в жилое помещение;

электроснабжению — круглосуточное обеспечение потребите­лей электроэнергией надлежащего качества, подаваемой в необ­ходимых объемах по соответствующим сетям.

Могут быть и другие коммунальные услуги, получаемые как Результаты эксплуатации различной инфраструктуры ЖКХ (вентиляция, мусоропровод, лифт).

При предоставлении услуг должно быть обеспечено беспере­бойное выполнение следующих мероприятий:

подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежа­щего качества в необходимых для потребителя объемах;

отведение из жилого помещения бытовых стоков и отходов мусора;

отопление жилого помещения в течение отапливаемого перио­да в зависимости от температуры наружного воздуха. Необходи­мые перерывы для проведения ремонтно-профилактических ра­бот, а также работ по подключению новых потребителей допус­кается после предварительного уведомления в письменной форме потребителей в установленном порядке.

В настоящее время техническое состояние коммунальной инф­раструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем фи­
зического износа, аварийностью, низким КПД и большими по­терями энергоносителей.

Это привело к тому, что планово-предупредительный ремонт (ППР) инженерного оборудования уступил место аварийно-спа­сательным работам, при больших рисках и затратах в 2...3 раза превышающих плановые нормы.

В итоге обострилась проблема ресурсоснабжения при эксплуа­тации системы ЖКХ, когда повсеместно на местах, в муници­пальных образованиях возникает перерасход топливно-энергети­ческих ресурсов. В России затраты электроэнергии на производ­ство и реализацию 1 м3 воды на 30 % выше среднеевропейского уровня; численность персонала в расчете на 1 000 обслуживаемых жителей в 1,5...2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях; потребление воды на одного жителя в 1,5...2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Исходя из изложенного, необходимо решать задачи замены устаревшего инженерного оборудования на более экономичное (менее энергоемкое), обеспечение его рациональной эксплуата­ции, внедрения инноваций в подсистемах ресурсоснабжения ЖКХ. Требуется стимулирование энергоресурсоснабжения как со сто­роны жилищно-коммунальных предприятий для снижения про­изводственных издержек, так и со стороны потребителей для умень­шения стоимости потребляемых услуг.

Администрация муниципальных образований и служба ЖКХ должны строго соблюдать Правила и нормы технической эксплу­атации жилищного фонда, утвержденные 27.09.2003 г. постанов­лением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170.

К обязательным регламентным работам по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) жилищного фонда относят в качестве приоритетных ремонтно-обслуживаемые работы внут-ридомовых систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, центрального кондиционирования, лифтов, мусоропроводов и другого инженерного оборудования. Сюда включается и внутриквартирное оборудование, являющие­ся элементом общедомового и влияющее на его работу (стоки, конвекторы и радиаторы центрального отопления, вентиляцион­ные короба и др.).
Типовые структуры эксплуатационных организаций


Структуры управления
Конечная цель технической эксплуатации зданий — достижение эффективного и безотказного их функционирования. Поэтому при проектировании организационной структуры и показателей качества управления и функционирования эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений поступают так, чтобы была достигнута максимальная эффективность эксплуатации зданий и прилегающих территорий домовладений.

В зависимости от методов достижения поставленной задачи различают централизованное и децентрализованное управление коллективами (подразделениями).
Централизованное управление обладает высокой эффективностью при использовании материальных и трудовых ресурсов за счет оперативной их перефуппировки на наиболее ответственных участках работ. Развитие централизованных систем управления должно обеспечиваться созданием центров надежной, оперативной обработки и передачи информации о состоянии управляемых подразделений и выработки соответствующих управляющих воздействий для достижения поставленных задач наиболее эффективными методами.

Централизованная схема построения ремонтно-эксплуатаци-онных служб облегчает концентрацию материальных и трудовых ресурсов, значительно снижает потребность в запасах материалов, машин и механизмов на выполнение аварийных и других непредвиденных работ. Известно, что случайные неисправности предупредить невозможно. Для их устранения создается запас материалов, организуется круглосуточное дежурство требуемого числа рабочих соответствующих специальностей и необходимых машин и механизмов. Объем запасного оборудования и материалов, а также число рабочих для устранения возникающих аварий и неисправностей — величины случайные и определяются двумя параметрами: средним значением числа машин, материалов и оборудования, а также средним числом рабочих данной специальности. Но эти средние величины гарантируют выполнение только части возникающих неисправностей и аварий (около 50%). Для повышения гарантии устранения как можно большего числа неисправностей и аварий создаются запасы гарантированного числа машин, оборудования, материалов и комплектуется расчетное число рабочих, превышающее среднюю потребность в них из условия выполнения непредвиденных работ в предельно допустимое время.

В ряде случаев, когда ресурсы недефицитны (при этом трудоемкость и сложность сбора, обработки и передачи информации могут существенно снизить эффективность работы подразделений), целесообразно применять децентрализованную систему управления, например, в аварийных службах, когда дежурный диспетчер сразу после получения заявки о неисправности или аварии принимает решение и высылает бригаду для восстановления работоспособности элемента здания или инженерной системы.


При создании эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций, как правило, соблюдается принцип иерархического построения системы управления, при котором задачи управления решаются по рангам. В подразделениях низшего ранга решаются задачи непосредственного управления коллективами ремонтно-эксплуатационных подразделений. Обобщенная информация о состоянии выполнения мероприятий по эксплуатации зданий передается в орган высшего ранга. При этом чем выше ранг управляющего органа, тем более обобщенную информацию он получает, а решения, вырабатываемые этим органом, имеют также обобщенный характер. Такие обобщенные решения конкретизируются в органах низшего ранга.

Следует иметь в виду: чем меньше рангов управления, тем более оперативна структура подразделения, обеспечивающая эффективное функционирование ее звеньев.

Можно выделить четыре основных типа структур управления, применяемых при организационном построении ремонтно-эксплуатационных служб:

— непосредственное управление, когда руководитель отдает распоряжения непосредственно каждому исполнителю;

— линейная структура;

— функциональная структура;

— линейно-функциональная структура.

Непосредственное управление осуществляется в малочисленных коллективах (участок мастера, аварийно-диспетчерская служба и др.). Структура управления (рис. 1.2). При этой структуре исполнители разбиваются на отдельные подразделения, во главе которых стоит руководитель. Такая схема применяется при создании участков производителей работ, в состав которых входят участки мастеров.



Рис. 1.2. Линейная структура ремонтно-эксплуатационных подразделений

При линейной структуре каждый руководитель должен решать все вопросы, касающиеся деятельности подчиненных ему коллективов. Поэтому от руководителя подразделений требуются разносторонние знания и опыт, что труднодостижимо, особенно при эксплуатации современных зданий, оборудованных сложными инженерно-техническими системами и автоматическими устройствами.

Указанных недостатков лишена функциональная структура построения ремонтно-эксплуатационных подразделений (рис. 1.3), при которой общие для нескольких подразделений функции передаются для исполнения подразделениям, специализирующимся на выполнении одной из них. Создание специализированных подразделений по эксплуатации лифтов, инженерно-технических систем и другого оборудования зданий — пример функционального структурного построения ремонтно-эксплуатационных подразделений (служб).




Рис. 1.3. Функциональная структура ремонтно-эксплуатационных подразделений

Наибольшее распространение получила в последнее время смешанная линейно-функциональная структура ремонтно-эксплуата-

ционных подразделений, при которой отдельные системы и конструкции эксплуатируются специализированными организациями по договорам с низовыми ремонтно-эксплуатационными подразделениями — линейными звеньями.

Линейные подразделения выполняют некоторые ремонтно-экс-плуатационные работы собственными силами и отвечают за конечный результат деятельности ремонтно-эксплуатационньгх подразделений, для чего они наделяются правом контроля и координации работ всех функциональных звеньев специализированных служб.

Эксплуатация жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности находится под контролем органов местного самоуправления.

Для организации технической эксплуатации зданий создаются соответствующие органы управления. Низовым органом управления является жилищно-эксплуатационная контора (домоуправление, дирекция по эксплуатации зданий, ремонтно-эксплуата-ционное управление и др.).

Для эксплуатации административных и других гражданских зданий в крупных городах имеются специальные эксплуатационные подразделения, выполняющие техническое обслуживание и ремонт всех систем, конструкций и оборудования зданий собственными силами (хозяйственный способ ведения работ, линейная структура подразделений) или по договорам со специализированными службами (подрядный способ ведения работ, линейно-функциональная структура подразделений).

Жилищный фонд, принадлежащий местным органам самоуправления, находится в подчинении их жилищных органов. Жилищным фондом предприятий, организаций и учреждений, а также министерств и ведомств (ведомственный жилищный фонд) управляют соответствующие органы этих организаций. Кооперативными домами управляют правления жилищно-строительных кооперативов.

Задача ремонтно-эксплуатационньгх организаций — обеспечение технической эксплуатации и обслуживания жилищного фонда в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации зданий, а также другими нормативными документами.

Жилищно-эксплуатационную организацию возглавляет начальник.