Файл: Издательскоторговый дом Корифей Авторсоставитель О. И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса Подготовительная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Методика словарной работы с детьми дош­кольного возраста-

Цель: изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста.

Задание: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского сада.

Методические указания к выполнению задания. Преподаватель обследует словарь детей в индивидуальном порядке по теме (в данном случае) «Одежда».

Примерный словарь для детей 5-6 лет

Одежда: брюки, гольфы, рейтузы, сарафан, бретелька, вешалка, манжета, пола, подкладка, демисезонный, летний, зимний, детский, мягкий, лыжный, вязаный, трикотажный, теплый; вешать, застегивать, набросить, надевать, одевать, подпоясывать, складывать и др.

Для выявления активного словаря демонстрируются предметы, картинки, игрушки (можно использовать дидакти­чески оборудованную куклу, натуральные предметы для называния их признаков и действий с ними). Ребенку предлагают: «Скажи, как это называется?» В случае затруднения говорят: «Покажи то-то» (при этом взрослый правильно называет предмет, его части, признаки или действия). Полученные результаты сразу же заносят в протокол обследования, который имеет форму таблицы:

Проверяемые слова

Фамилия, имя ребенка

Брюки

Гольфы

Сарафан

Брете­лька

Иванов Петя

+

Чулки

Платье

-

Петров Ваня

+

Носки

+

Ремень

Примечание. Условным знаком «+» отмечают наличие слова в активном словаре; буквой «п» наличие слова в пассивном словаре, знаком «-» отсутствие слова, в случае замены указывается слово заменитель.



III. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста

В связи с переходом к обучению детей в школе с шестилетнего возраста предусматривается дальнейшее совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Особое значение имеет речевая подготовка. Дети должны прийти в школу с хорошо развитой речью. А для этого необходимо систематически проводить обследование состояния развития разных сторон речи дошкольников, используя определенные методические приемы и задания.

В современной дошкольной педагогике вопрос об обследовании речи детей освещен недостаточно. В методической литературе представлены, как правило, лишь отдельные приемы, при помощи которых воспитатель может установить, например, недостатки звукопроизношения, разные типы грамматических ошибок и пр. Нет четких данных о том, по каким параметрам анализировать речевое развитие дошкольников, что считать на том или ином возрастном этапе нормой речевого развития.

Фундаментальные исследования и специальные наблюдения по усвоению отдельными детьми речи (например, работы А. Н. Гвоздева) не могут быть приняты за основу, так как индивидуальные различия в овладении ею часто очень велики.

Многочисленные наблюдения показывают, что среди детей даже одного и того же возраста нередко отмечаются большие различия в усвоении речи. Это осложняет выделение критериев, по которым можно было бы определять уровень речевого развития. Другая трудность заключается в том, что уровень овладения речью детьми обычно определяется уровнем усвоения ее различных разделов: фонетики, лексики, грамматического строя и т. д. Как показывает практика, один и тот же ребенок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении слов (например, неправильно произносить отдельные звуки) или уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был, но допускать грамматические ошибки.

Правильно и четко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом — корригировать занятия в группе. Выборочное об­следование речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов, дидактических игр, упражнений.


Систематический контроль над тем, как дети усваивают речевой материал, имеет важное значение для установления преемственности между детским садом и школой. К моменту поступления в школу у детей должен быть приблизительно одинаковый уровень речевого развития.

Знание критериев и способов выявления состояния речевого развития детей поможет руководителям дошкольных учреждений (старшему воспитателю, заведующему детским садом, методисту районного управления народного образования) контролировать деятельность воспитателей, определять качество их работы. Так, при проведении тематической проверки, используя задания различного типа, методист РУНО может составить достаточно четкое представление об уровне развития речи детей обследуемых групп и на основе проверки установить, как по данному разделу решаются программные задачи в детском саду. Индивидуальное всестороннее обследование способствует наиболее точному определению уровня развития речи ребенка, но требует много времени. Чтобы сократить сроки проверки, можно объединять ряд заданий, одновременно выявляя состояние сформированности разных разделов речи. Так, устанавливая знание ребенком художественной литературы и предлагая ему рассказать сказку (или прочитать стихотворение), воспитатель одновременно проверяет звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом и т. д.; при составлении рассказов по картине (определение уровня развития связной речи) проверяющий отмечает, какие используются предложения (выявление сформированности синтаксической стороны речи), лексические средства (выявление словарного запаса) и пр.

Некоторые методические приемы и задания могут быть использованы для проверки усвоения материала одновременно у целой группы или подгруппы детей.

При проверке состояния речевого развития детей особое место следует отводить специальным наблюдениям, которые проводятся в процессе воспитательно-образовательной работы и в повседневной жизни: педагог в течение определенного времени отмечает как недостатки, так и положительные сдвиги (появление грамматических форм, которых не было ранее в речи детей), а также трудности, которые испытывают дошкольники при овладении программным материалом.

Обследование речи может осуществляться и на контрольно-проверочных занятиях, когда воспитатель ставит задачу выяснить, как дети овладели тем или иным речевым материалом: например, правильно ли употребляют несклоняемые имена существительные, разноспрягаемые глаголы и пр.


При наличии серьезных отклонений в речевом развитии детей проводятся беседы с родителями, в ходе которых выявляются возможные причины отставания ребенка.

Предлагаемый ниже материал обследования речи детей шестого года жизни предусматривает различные типы заданий, направленных на установление сформированности у дошкольников навыков речевого общения (культуры общения), выявление степени развития произносительной стороны речи и ее восприятия, определение лексического запаса; умение составлять рассказы и пр.

I. Сформированность навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми

При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдение (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями, детьми.

  1. Навыки речевого общения:

  • охотно ли ребенок вступает в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

  • может лн поддержать разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую тему;

  • много или мало общается ребенок.

  1. Культура общения:

  • умеет ли ребенок вежливо обращаться ко взрослым и сверстникам;

  • Как называет взрослых: по имени и отчеству, на «вы» или иначе;

    v первым ли здоровается со взрослыми и незнакомыми людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли попрощаться; ,

    • благодарит ли за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами спасибо, извините, пожалуйста и пр.;

    • встречается ли в речи ребенка нелитературная лексика;

    • умеет ли в зависимости от обстоятельств регулировать громкость голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шепотом, тихо; на занятиях — достаточно громко);

    • выслушивает ли своего собеседника до конца или имеет склонность перебивать говорящего;

    • умеет ли спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в совместной работе, согласовывать свои действия;

    • каков у ребенка тон общения: доброжелательный, снисходительный, требовательный;

    • прислушивается ли ребенок к замечаниям старших по поводу своей культуры общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;

    • умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится.


    II. Звуковая культура речи

    При нарушении звукопроизношения попытайтесь выяснить причину этого: отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти и пр.), не­совершенство фонематического восприятия (ребенок не слышит своего недостатка, не дифференцирует определенные звуки), слабый речевой выдох.

    Проанализируйте результаты обследования детей и составьте сводную таблицу. Укажите в ней, какие разделы звуковой культуры речи не усвоены, усвоены недостаточно полно, хорошо усвоены детьми.

    1. Произносительная сторона речи

    Предложите ребенку прочитать стихотворение, переска­зать хорошо знакомую сказку (рассказ). Запишите слова, которые он произнес неверно. Отметьте следующее:

    • громкость речи: стихотворение (сказка) прочитано(а) достаточно громко, умеренно или тихо;

    • скорость (темп) речи: быстрая, умеренная, медленная;

    • интонационную выразительность: стихотворение прочи­тано выразительно, невыразительно, маловыразительно.

    В процессе беседы с ребенком установите:

    • четкость (дикция) его речи: четкая, недостаточно четкая;

    • умение соблюдать литературные нормы произношения (орфоэпия): отклонений нет, имеются отклонения;

    • какие звуки произносит неверно (звукопроизношение). Укажите (в процентах) количество детей, неправильно произносящих звуки. Для детального обследования состояния звукопроизношения подберите картинки с изображением предметов, в названии которых проверяемые звуки были бы в разной позиции. 0собое внимание обратите на правильность произношения следующих звуков: [с], [с1], [з], [з'], [ц]; [ш], [ж], [ч1], [щ']; [л], [л'], [р], [р1].

    Предлагаем использовать такой набор картинок: самолет, капуста, автобус, осел; гусь; замок, коза, зебра, корзина; цапля, солнце, огурец; шар, пушка, душ; жук, ножницы, ежик; чайник, очки, ключ; щетка, ящик, плащ; пила, стул, лопата, лиса, клетка; рыба, барабан, топор, репа, курица, букварь.

    2. Восприятие речи