Файл: Навигационная гидрографическая и гидрометеорологическая характеристика районов плавания по маршруту перехода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….... 6

Глава 1. Навигационная гидрографическая и гидрометеорологическая характеристика районов плавания по маршруту перехода

1.1 Балтийское море………………………………………………………… 8

1.2 Северное море………………………………………………………….. 12

1.3 Пролив Ла-Манш………………………………………………………. 13

1.4 Атлантический океан…………………………………………………... 19

1.5 Гибралтарский пролив…………………………………………………. 22

1.6 Средиземное море………………………………………………………. 24

1.7 Эгейское море…………………………………………………………....26

1.8 Мраморное море………………………………………………………... 28

1.9 Черное море……………………………………………………………... 30

1.10 Порт Балтийск…………………………………………………………. 33

1.11 Порт Севастополь……………………………………………………... 34

Глава 2. Разработка маршрута перехода и навигационные расчеты

2.1 Т.Т.Х судна……………………………………………………………… 38

2.2 Подготовка судна и выход в море……………………………………… 39

2.3 Выбор маршрута перехода и составление графического плана……… 41

2.4 Подготовка карт и пособий на переход………………………………... 44

2.5 Сведения о радионавигационных системах…………………………... 51

Глава 3. Анализ навигационной безопасности плавания

3.1 Определение допустимой точности плавания………………………… 63

3.2 Расчет ожидаемой точности плавания………………………………… 66

3.3 Расчет дискретности обсервации……………………………………… 70

3.4 Плановая таблица перехода……………………………………………. 76

3.4 Таблица освещенности………………………………………………….80

Заключение………..……………………………………………………...…. 81

Список литературы………………………………………………………..... 84

Введение

Важнейшие цели и задачи работы судоводители – обеспечить безопасность плавания судна, находящихся на нем людей и грузов, а также сохранить от загрязнения морскую среду.

Основой безопасности плавания является подготовка штурманской части к предстоящему рейсу, которая включает в себя подготовку судоводительского состава, подготовку материальной части, изучение района плавания, производство необходимых предварительных расчетов и составленных графического плана перехода и предварительной прокладки.


На проработку рейса оказывают влияние такие факторы, как маневренные характеристики судна, навигационные, гидрологические и гидрометеорологические особенности районов плавания, портовые правила и многое другое.

В современных условиях для разработки мер по борьбе с аварийностью нужен серьезный анализ, неизменной частью которого должно быть выявление характерных ошибок и нарушений, установление их причин, глубинных причинно-следственных связей и выработка рекомендаций, направленных на снижение аварийности.

Анализ динамики аварийности за последние пять лет свидетельствует о ее сохранении приблизительно на одном уровне по количеству аварийных случаев и ее видам с тенденцией к снижению показателей аварийности за последний год, что непосредственно связано с усилением контроля за судами со стороны инспекций портового надзора и совершенствованием внедряемого на судах и в судоходных компаниях Международного кодекса по управлению безопасностью.

Большинство навигационных аварийных случаев связаны с неудовлетворительной организацией штурманской службы на судах, невыполнением требований МППСС-72, недостаточным знанием судоводителями маневренных характеристик и возможностей судов, вследствие чего происходят навалы на причальные и другие гидротехнические сооружения.

В основе аварийных случаев, происшедших по техническим причинам, лежат нарушения Правил технической эксплуатации (ПТЭ) судовыми экипажами, изношенность корпусов, корпусных конструкций, судовых устройств и механизмов из-за общего старения морских транспортных судов, средний возраст которых превысил 20 лет.

Порядка 70% аварийных случаев произошли по человеческому фактору — из-за невыполнения судовыми специалистами нормативно-технических и конвенционных требований, нарушения правил, инструкций, передоверия управления судном лоцману.

Глава 1. Навигационная гидрографическая и гидрометеорологическая характеристика районов плавания по маршруту перехода

Балтийское море

Балтийское море по своему геологическому строению является неглубоким шельфовым морем с сильно расчлененным рельефом дна. В нем преобладают глубины менее 100 м, но посредине его северной части имеется район с глубинами более 100 м.
В 38 милях к Е от острова Гогланд расположена Гогландская впадина с глубиной 249 м, а в 45 милях к N от него находится впадина Ландсортсьюпет с глубиной 470 м, являющаяся самой глубокой впадиной в Балтийском море.


В северной части Гданьского залива (54°40' N, 19°10' E) имеется впадина с глубиной 114 м.
В южной части Балтийского моря к W от линии, соединяющей мыс Розеве с мысом Торхамнсудде, глубины уменьшаются от 50-90 м на востоке до 30-40 м на западе района. Берега здесь окаймлены обширными отмелями с глубинами менее 20 м и шириной местами до 40 миль.
Как в северной, так и в южной частях Балтийского моря на значительном удалении от берегов среди больших глубин имеются многочисленные отличительные
глубины и банки. Наиболее опасными из них являются банки Коппарстенарна (58°34' N, 19°12' Е), Хобургс-Банк (56°40' N, 18°35' Е), Норра-Мидшёбанкен (56°10' N, 17°20' Е), Сёдра-Мидшёбанкен (55°39' N, 17°20' Е) и Лавица-Слупска (54°56' N, 16°45' Е), а также отмель Рённе-Банке, выступающая к SW от острова Борнхольм.

Преобладающий грунт в Балтийском море глина. В мелководных местах грунт - песок, в прибрежных районах преимущественно мелкий песок, а вдали от берегов и на банках грунт - крупный песок. В некоторых местах встречается слоистый грунт: ил и глина или песок и глина. В шхерных районах на дне лежат многочисленные скалы и камни.

Южный берег Балтийского моря преимущественно низкий и песчаный. Здесь к морю подступает равнина, местами, обработанная под посевы, а местами, покрытая лесом или кустарником. На всем протяжении берег окаймлен широкими песчаными или галечными пляжами; за пляжами параллельно береговой черте тянутся дюны, покрытые редким хвойным лесом или высокой травой. Во многих местах южный берег прорезан реками, у которых наиболее значительной является река Одра. В устьях рек расположены порты и гавани.

Восточная часть южного берега Балтийского моря изрезана мало. В западную часть южного берега Балтийского моря вдаются обширные бухты: Мекленбургская, Килер-Ферде и Фленсбургер-Фёрде. Северный берег южной части Балтийского моря от мыса Торхамнсудде до порта Охус (55°56' N, 54°09' Е) возвышенный, лесистый и окаймлен множеством островков, скал и банок, образующих шхеры. От порта Охус до мыса Фальстербуудде этот берег по своему характеру мало чем отличается от южного берега Балтийского моря. Он тоже низкий, песчаный, местами покрыт лесом и слабо изрезан.

Проливы и острова. Из проливов в описываемом районе наиболее важное навигационное значение имеют: пролив Хамрарне или Борнхольмсгат, отделяющий остров Борнхольм от северного берега южной части моря; пролив Фемарн-Бельт, расположенный между островами Лолакн и Фемарн, и пролив, известный под названием прохода Кадет-Реннен, ведущий в Мекленбургскую бухту с северо-востока. Пролив Хамрарне широкий, глубоководный и почти чист от опасностей, остальные два пролива уже и мелководнее, опасностей здесь больше. Все три пролива Доступны для больших судов. Меньшее навигационное значение имеют узкие и мелководные проливы Штральзундер-Фарвассер и Фемарн-Зунд, отделяющие соответственно острова Рюген и Фемарн от материка.


Островов в южной части Балтийского моря мало. Посредине южной части моря расположен большой остров Борнхольм, поверхность которого представляет собой высокое плато, покрытое лесами и полями Берега острова Борнхольм большей частью обрывистые и приглубые. В 14 милях к востоку от северной оконечности острова Борнхольм находятся острова Кристиансе.

Гидрометеорологический очерк Балтийского моря: Климат описываемого района характеризуется большой влажностью и облачностью, значительным развитием туманов в холодный (ноябрь - март) период года, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение года, преобладающими ветрами западных направлений и сравнительно небольшими колебаниями температуры воздуха в течение года. Господствующими являются юго-западные и западные ветры, нередко достигающие силу шторма. Весна холодная и затяжная. Осадки выпадают реже, чем зимой, и штормовая деятельность к концу сезона значительно ослабевает. Увеличивается повторяемость ясного неба, и уменьшается повторяемость туманов.

Лето умеренно теплое, жаркая погода бывает редко и продолжается недолго. Значительно реже, чем зимой и осенью, наблюдаются туманы. Уменьшается повторяемость пасмурного неба, но заметно увеличивается количество осадков, выпадающих о виде ливней. Климат описываемого района формируется под влиянием общей циркуляции атмосферы, обусловливающей перенос теплых и влажных воздушных масс с Атлантического океана. Кроме того, существенное влияние на климат оказывает Северо-Атлантическое течение, приносящее к берегам северо-западной части Европы большие массы теплой воды, часть которой через проливы Каттегат, Большой и Малый Бельты и Зунд поступает в Балтийское море.

Течения: Режим течений в описываемом районе обусловливается водообменом с Северным морем и стоком вод с суши, определяющими систему постоянных поверхностных течений, ветровой деятельностью, вызывающей дрейфовые течения, а также конфигурацией берегов и рельефом дна, оказывающими влияние на скорость и направление суммарных течений. Постоянное поверхностное течение образуется в северной части Балтийского моря от слияния двух течений, одно из которых выходит из Финского залива- а другое -- из Ботнического залива. после соединения общий поток, прижимаясь к шведскому берегу, направляется на SW, огибая с двух сторон остров Готланд, а затем, поворачивая сначала на W, а потом опять на SW, идет в южную часть моря. Минуя остров Борнхольм, это течение идет через проливы в Северное море. Вдоль южного побережья моря к востоку от острова Рюген течение идет на Е, а затем, примерно у восточной границы описываемого района, оно делится на две ветви; одна из них проходит через Гданьский залив, поворачивает на N и направляется вдоль восточного берега моря, а другая поворачивает на NW и W, где сливается с общим потоком, идущим вдоль побережья Швеции в направлении на SW. К востоку от острова Борнхольм в течение всего года наблюдается круговорот воды против часовой стрелки. Постоянные течения очень слабы и подвержены значительным изменениям в зависимости от времени года и главным образом or господствующих ветров. Под действием ветров они могут изменить свою скорость и направление. Хотя постоянные течения на снос судов в открытом море существенного влияния не оказывают, однако у выступающих в море мысов, в
проливах и узкостях, а также вблизи подводных опасностей, где скорость течений, как правило, увеличивается, пренебрегать учетом таких течений не рекомендуется. Скорость постоянных течений в среднем составляет 0,1-0,2 узла и лишь в отдельных случаях увеличивается до 0,7-0,9 узла. Дрейфовые течения, возникающие под действием ветра, оказывают наиболее существенное влияние на судоходство. В море дрейфовые течения в основном следуют по направлению ветра. При перемене направления ветра сравнительно быстро меняется и направление течения; вследствие этого режим дрейфовых течений характеризуется своей неустойчивостью, что необходимо иметь в виду при плавании.

Колебания уровня воды и приливы: В описываемом районе наблюдаются сгонно-нагонные, сезонные, сейшевые и сезонные колебания. Сгонно-нагонные колебания уровня воды зависят от продолжительности, направления и скорости ветра. Существенное влияние на сгонно-нагонные колебания уровня оказывает характер береговой частоты.

Ветер одного и того же направления в зависимости от расположения линии берега по отношению к нему может вызвать в одном месте нагон воды, а в другом сгон. Величина сгонно-нагонных колебаний уровня в открытых районах моря всегда меньше, чем в проливах, узких бухтах и заливах. Величина их в открытых районах моря около 50 см, а в вершинах бухт и заливов достигает 100-200м.

Сейшевые колебания уровня вызывается резкими изменениями атмосферного давления. Величина сейшевых колебаний в открытых районах моря 20-30 см, период около 24 ч.

Сгонно-нагонные и сейшевые колебания являются кратковременными. Сезонные колебания уровня продолжительны и зависят главным образом от речного стока и господствующих ветров. В пределах рассматриваемой части Балтийского моря в большинстве пунктов первый основной максимальный уровень наблюдается в сентябре-октябре, а второй, более слабый, в декабре-январе. Первый основной минимальный уровень бывает в марте-мае, а второй, менее значительный, в ноябре. Разница между высотами основного максимального уровня и основного минимального уровня 22-28см, местами 30-31см.

Туманы: В открытом море повторяемость туманов колеблется от 3-6% в теплый период года и до 6-9% в холодный.

На побережье среднее годовое число дней с туманом составляет 25-50, местами 65. Туманы чаще всего наблюдаются с сентября-октября по март, когда среднее число дней с ними составляет 3-6 в месяц, а в отдельных местах 7-10 в месяц. Реже всего туманы отмечаются в июне -- августе, в среднем не превышая одного раза в месяц. В апреле и мае среднее число дней с туманом колеблется от 2 до 5 в месяц.