Файл: Государственное автономное и профессиональное образовательное учреждение волгоградский социально педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Кафедра математики

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Выпускная квалификационная работа
Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике

Автор: студентка 3 курса

Руководитель:


Волгоград 2018

Содержание
Введение……………………………………………………………….……………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности…………...……………………...7

1.1.Понятие и особенности формирования познавательных УУД в начальной школе …………………………..………………………………………...7

1.2. Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики ………..…………................................................11

1.3. Организация внеурочной деятельности младших школьников ……………18

Выводы по первой главе…………………….……………………………………..29

Глава 2. Методические особенности формирования познавательных Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на занятиях математического кружка……………………….32

2.1.Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.………..........................32

2.2. Разработка проекта программы кружка "Царица наук" для 2 класса………………………………………………………..………………………40

2.3. Опытно-экспериментальной работа и анализ ее результатов ……… 50

Выводы по второй главе…………………….……………………………………..54

Заключение……………………………………………………………………….…56

Список литературы…………………………………………………………………59

Приложения……………………………………………………...…………………64


ВВЕДЕНИЕ

Современное общество ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. Именно  начальное   образование   закладывает   систему   учебных   и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   и   их результат.


Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром через  формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». [8]

В результате введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения произошли ключевые изменения:

Во-первых, «Ориентация на результаты образования», где развитие личности обучающегося строится на основе усвоения универсальных учебных действий, что составляет цель, и основной результат образования»

Во-вторых, кардинально изменился подход к оцениванию и аттестации. Объектами итогового контроля и аттестации становятся:

  • личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);

  • метапредметные результаты (освоение учащимися универсальных учебных действий и умения учиться);

  • предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам) [2]

Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение. Учебный предмет «Математика»выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, комбинирование данных, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Особое значение данный предмет имеет для развития пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления.

В связи с этим возникают следующие противоречия:

-между необходимостью приобретения знаний и умением самостоятельно добывать и перерабатывать информацию учащимися;

-между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

На основании существующих противоречий возникает проблема выбора средств, методов и приёмов, способствующих формированию познавательных результатов обучения младших школьников.


Принимая во внимание проблему исследования и необходимость разрешения выше обозначенных противоречий, мы сформулировали тему нашей квалификационной работы «Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет исследования: формирование познавательных УУД у младших школьников.

Цель данного исследования: выявить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Исходя из целей исследования, в работе мы поставили следующие конкретные задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методологические основы формирования познавательных универсальных учебных действий и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2. Изучить способы организации внеурочной деятельности младших школьников и определить средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников;

3. Проанализировать уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов;

4.Разработать программу кружка по математике и экспериментально обосновать эффективность использования познавательных универсальных учебных действий на внеурочных занятиях по математике.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;

  • наблюдение за учебным процессом в начальных классах;

  • экспериментирование;

  • анализ и классификация результатов исследования работы;

  • апробирование.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система может способствовать эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике.

База исследования. Опытно- экспериментальной базой исследования является МКОУ «Логовская СШ» 2 класс.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. Понятие и особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. умение учиться [13, с. 27]. В свою очередь познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [36, с. 7].

В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [13, с. 90–91].

Безусловно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня.

В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [16, с. 426]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.


Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [21, с. 340]. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [21, с. 341]. Это в свою очередь организует внимание школьника.

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [16, с. 423]. Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [20, с. 337]. Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти [16, с. 428].