Файл: Государственное автономное и профессиональное образовательное учреждение волгоградский социально педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С целью формирования  познавательного универсального  учебного действия -  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются задачи для проверки, содержащие различные виды ошибок.

А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются  правила проверки, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностнойРазвитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться  на других этапах [7, с. 56].

1.3.  Организация внеурочной деятельности младших школьников по математике, направленная на формирование познавательных УУД

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.


Основой  реализации основной образовательной программы начального общего образования  служит системно-деятельностный подход  и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

При формировании и описании модели организации внеурочной деятельности младших школьников образовательному учреждению целесообразно руководствоваться нормативными документами федерального уровня и методическими рекомендациями разработчиков ФГОС НОО. Общими для всех учреждений позициями при организации внеурочной деятельности должны являться следующие положения:

    • внеурочная деятельностьорганизуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики;

    • объем части внеурочной деятельности, реализуемой через учебный план образовательного учреждения (а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса, проводимой в формах, отличных от урочной)

    • внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;

    • выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

Одним из принципов, который положен в основу моделирования внеурочной деятельности образовательного учреждения, является направленность содержания, отвечающая образовательным запросам обучающихся (их родителей). Это как раз та
часть основной образовательной программы, которая должна формироваться всеми участниками образовательного процесса.

При разработке содержательной модели внеурочной деятельности образовательному учреждению целесообразно выбрать одну из предлагаемых. Первая модель «Модель площадок» предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели специалистами образовательного учреждения разрабатываться спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС начального общего образования. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников. Программы следует разрабатывать с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования с учетом наличия площадок для их реализации. Программы внеурочной деятельности в рамках данной модели следует формировать по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения), что обеспечит возможность для перехода школьников из одной программы в другую на разных этапах обучения.

Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями. Выбор программ может быть предоставлен школьникам по всем направлениям развития личности. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся, условиями, которые имеются в образовательном учреждении. В данной модели организации внеурочной деятельности важная роль принадлежит тьютору и (или) педагогу-организатору. Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами.

Преимуществами данной модели являются:

-создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;


-обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);

-обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Содержание и формы проведения занятий должны быть выстроены на основе изучения мнения родителей.

Время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов, а также тем обстоятельством, что реализация проектов в начальной школе должна рассчитываться с учетом особенностей учебной мотивации младших школьников. Данная модель может быть реализована как в первый год обучения школьников, так и спроектирована в целом на первую ступень общего образования с учетом необходимости достижения школьниками различных уровней результатов. Модель предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для групп детей.

Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;

Внеурочная деятельностьорганизуется через такие формы, как кружки, секции, студии. классные и иные занятия познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность.

Самый главный, определяющий принцип работы внеурочных занятий – добровольность. Поле общих познавательных интересов детей значительно расширяется, и это естественно ведёт к обогащению их взаимоотношений. Со временем стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками.

Внеурочной деятельностью занимались М.И. Моро, С.И. Волкова, С.Н. Кормишина, Е.Э. Кочурова, О.А. Захарова и др.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границахразных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.


Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

На сегодняшний день в каждом УМК существует множество программ внеурочной деятельности, но несмотря на это есть и общие моменты. Любая внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Также в каждой программе должны быть прописаны идеи, задачи, пояснительная записка, методы работы, формы и режим занятий, ценностные ориентиры. Многие учителя создают свои программы внеурочной деятельности на основе авторских. О.Л. Пчелкина - «Наглядная геометрия», А.В. Белошистова «Элементы геометрии в начальных классах», «Геометрия вокруг нас».

По программе «Школа России»: «Для тех, кто любит математику»(М.И. Моро).

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Предлагаемый вид внеурочных занятий предназначен для развития математических способностей учащихся, интереса к предмету, для формирования и развития познавательной активности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах развивать познавательный интерес.

Содержание внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию познавательной активности, наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески .

Цель: формирование и развитие познавательной активности, познавательного интереса.