Файл: Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


.

 

 

 

 


1.3 Виды УНТ,  способствующие развитию речи детей

дошкольного возраста

 

 

         А.П.Усова считает: «Потешки сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».   Как уже говорилось в предыдущей главе,  УНТ играет огромную роль в развитии речи дошкольника. Наш детский сад «Берёзонька» работает по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, но для ознакомления детей с фольклором, мы взяли за основу программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой. Используя программу в своей работе,  мы можем грамотно и правильно знакомить дошкольников с УНТ. Для того, чтобы знакомить детей с фольклором надо понимать, что существует детский фольклор, взрослый,  ставший детским и детское творчество. Знакомство с УНТ должно осуществляться как можно раньше, поэтому у нас в детском саду «Берёзонька» программу О.Л.Князевой используют с первой младшей группы. Дети нашего детского сада,  переходя из группы в группу,  постепенно пополняют свои знания об УНТ. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Рассмотрим виды УНТ, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

         Особое место в русском фольклоре занимают русские народные сказки.  Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на соединении реального и фантастического. Сказки – произведения большого искусства, знакомясь со сказкой  дети , не замечают, их сложного построения – настолько они просты и естественны, это и есть величайшее  мастерство русского народа. Сказка,  издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Сказки обогащают словарный запас,  развивают воображение, логическое мышление ребёнка и наконец,  способствуют развитию связной  речи ребёнка. Каждая сказка заставляет ребёнка задуматься, первая в жизни сказка «Колобок», учит не уходить из дома одному, иначе всё закончится плачевно. Сказка «Репка» о дружбе и взаимовыручке, в сказке «Волк и семеро козлят», также заложен глубокий смысл: родителей нужно всегда слушать. У крестьян была непростая жизнь, им приходилось много работать в поле, а за детьми смотреть было некому, поэтому из поколения в поколение народ сочинял эти мудрые сказки «страшилки». Например,  сказка «Гуси лебеди», не было бы беды, если бы старшая сестрица не оставила своего младшего брата без присмотра. И так любая сказка в УНТ, учит детей пониманию смысла жизни. Если мы возьмём сказки для детей старшего возраста, то сказки содержат длинный сюжет, превращения, колдовство,  крылатые выражения, метафоры и средства выразительности речи. С помощью художественного слова дети ещё до школы, усваивают грамматические и лексические нормы русского языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Ещё надо обратить внимание на счастливый конец всех сказок, добро побеждает зло, сказки с хорошим концом дают надежду на будущее и дошкольники легко их пересказывают по много раз. Дети в беседе по сказке выказывают своё отношение к героям, в сказке легко отличить положительного героя и   отрицательного. Если Хозяйка избы знакомит детей с новой сказкой, то сказка рассказывается два раза, так как первое впечатление может быть ошибочным. Необходимо помнить, для того чтобы использовать сказку для обучения родному языку, воспитателю необходимо правильно, грамотно говорить, использовать паузы, менять интонацию как бы суметь детей перенести в волшебный мир сказки. Если педагог сумел
правильно прочитать или рассказать сказку, впечатления детей углубляются, дошкольники вникают в суть и им легче пересказывать сказку. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Когда дети хорошо знают содержание, они с большим желанием инсценируют сказки, им нравится показывать особенности и характер героев, особенно ребята, активно участвуют в подготовке сказок для малышей. Дети узнают пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» вот и надо разобраться какой уже урок содержится в каждой русской народной сказке.

    Хочется верить, что после знакомства с  УНТ, в частности со сказками,  наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…

         При ознакомлении детей УНТ мы знакомим их с былинами и преданиями. В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» под редакцией О.Л.Князевой, это «Предание о граде Китеже» «Исцеление Ильи Муромца»  «Илья Муромец и Идолище»  «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Алёша Попович» «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».  В основе былинного сюжета, лежит рассказ, о событии, героическом подвиге. Главные действующие герои былин – богатыри. Они олицетворяют чаяния русского народа, их веру в защитников земли русской.  Былины сочинялись народом и в устной форме передавались из поколения в поколение. Особое напевное  повествование былин  ведётся с тонким умением произвести сильное впечатление на слушателей. В былине, употребляется особый слог: «Жил во славном городе во Муроме»    или «Ни об чём не кручинюсь, ни об чём я не печалюсь, а дома мне сидеть невесело»ь . Обращение богатыря к родителям: «-Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай – реке», «- Милый сын мой Добрынюшка» коня богатырь называл ласково Бурушка. В былине об Алеше Поповиче,  мы также видим любовь родительскую, иной раз когда соседи жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожте  сынка!»    в ответ слышали: «Лихостью – строгостью  ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости – проказы как рукой снимуться». Какими бы сильными не были богатыри, душа их остаётся доброй и отзывчивой, дошкольники,  слушая былина,  учатся уважительному отношению к старшим, любви к  родному краю. Знакомя детей с былинами, мы используем серию сюжетных картин на тему: «Богатыри земли русской», ребята составляют рассказы по картине, но это нужно делать на итоговом занятии, когда дошкольники усвоят весь материал. Очень уместно напомнить о подвиге русских богатырей накануне праздника «День защитника Отечества», ведь богатыри такие же воины, как и современные защитники нашей Родины. Дошкольникам подготовительной группы, нравится пересказывать небольшие отрывки из былин, но текст непростой,   поэтому мы стараемся привлечь родителей, выносим такие мероприятия на заседание «Семейного клуба», посвящённые преданиям и былинам о богатырях нашей земли русской.


           По всем русским былинам проходит красной нитью идея патриотизма - беззаветная любовь к Родине, к родной земле, к русскому народу и такой материал обязательно надо использовать в работе с детьми. Лев Николаевич Толстой говорил, что «Былины учат уважать труд человека и любить свою Родину. В них живёт гений русского народа».

      Нельзя никак оставить без внимания, такое богатство нашего  народа, как русская песня. Детей старшего дошкольного возраста знакомим  с  русской лирической песней, рассказывая детям как в этом виде искусства, отражается жизнь человека, его горести и радости. Музыкальный фольклор сопровождал человека на протяжении всей жизни. А сколько на Руси песен? Их невозможно сосчитать, как звёзды на небе. Всегда русский народ любил песню, грустную и весёлую, песни сопровождали людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать: «Посев льна»

«Уж я сеяла, сеяла ленок.

Я сеяла,  приговаривала,

Чеботами приколачивала:

«Ты удайся, удайся ленок!»

В некоторых песнях матери обучают дочек прясть пряжу, сеять, стирать бельё: «Пряха» «Дуняша – тонкопряха». Русский народ воспевал красоту земли русской в песнях и сказаниях. С нежностью заботой обращались к рябинушке кудрявой, берёзке белоствольной, травушке шёлковой, реченьке быстрой:

 «Ты, рябинушка раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?»

«Ой, ты Волга, Волга – реченька!

Ой, река ли ты красавица!»

Знакомя детей с лирической песней, мы обращаем внимание детей на то, что одинокий человек не может быть счастлив, ему нужна любовь, родной  дом, где ему помогут и пожалеют.

«Рос во поле аленький  цветочек,

Да как стал без красна солнышка

Цветик спосыхать…»

Русские народные песни, учат детей плавному, певучему произношению фраз, предложений, в песнях много образных сравнений, антонимов, уменьшительно – ласкательных слов. Взять, например колыбельные песни, ребёнок ещё не умеет говорить, а уже слышит интонационный строй родной речи, и уже подрастая, начинает понимать  смысл слов. С помощью песен у детей развивается фонематический слух. По мнению народа, колыбельные песни – это «спутник детства». Когда мама поёт ребёнку песню, обогащается словарь, так как колыбельная содержит широкий круг сведений об окружающем мире.


«Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зёрна взялась

Зайка  - за капустку

Мышка  - за корку,

Детки – за молочко»

«Без частушки прожить можно, да чего – то, не живут».

        Дети дошкольного возраста очень любят петь частушки, мы стараемся на каждый праздник включать их в  репертуар, потому что каждый ребёнок изъявляет желание попробовать себя в этом виде УНТ. Частушки никогда не спутаешь с песней, это короткие плясовые песенки, они издавна исполнялись русским народом и назывались «частыми». Частушки бывают весёлые, озорные, шутливые:

« Я каталась на качелях,

Уронила брошку,

А кому,  какое дело –

Я люблю Серёжку»

«Эй, топни нога,

Топни, правенькая!

Всё равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!»

В частушках было безобидное подшучивание, озорство, так и хочется пуститься в пляс,  слушая частушки. В частушках можно заменять слова и самим сочинять, вот детские частушки:

«Наша Таня намудрила,

Космонавта полюбила

А подруга Танина -

Инопланетянина»

«В кухне веник, я нашёл

Всю квартиру, я подмёл,

Но осталось от него,

Три соломинки всего!»

  При ознакомлении с частушками, мы так же знакомим детей с музыкальными инструментами, балалайкой и гармонью.  Только вызвав у детей положительные эмоции можно добиться отдачи и положительного результата. Простые частушки очень легко запоминаются, обыгрываются детьми. При использовании УНТ в развитии речи дошкольников, следует помнить, что все тексты дети запоминают в устной форме, фольклор это богатейшее наследие русского народа. Необходимо  знакомить детей с пестушками, это короткие песенки без которых не вырастает ни один малыш. Пестушки вызывают у малыша положительные эмоции и в то же время знакомят с окружающим миром, в младших группах,  надо использовать пестушки во всех режимных моментах:

«Вот они, сапожки,

Этот  - с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт

Наденем калошки»

С детьми старшего возраста, пестушки используют в сценках, сказках, дети их легко запоминают и применяют их в сюжетно – ролевых играх.

         Ещё одним видом УНТ являются загадки. Загадка – это описание какого - либо предмета или явления, заданное в форме вопроса. Главная особенность загадки в том, что это логическая задача, загадку нельзя перепутать с другими видами УНТ.  Народная загадка краткая, потому что её надо запомнить в устной форме. «Зимой беленький, летом серенький». Народная загадка,  отличается от  литературной своей краткостью, но это ей не мешает оставаться актуальной и в наши дни. Загадка заставляет ребёнка думать, сопоставлять факты, события, применять свои знания и опыт. Загадки способствуют формированию образности речи дошкольника. В игре «Узнай по описанию» называются признаки предметов и чем больше ребёнок назовёт признаков, тем интересней загадка и её легче отгадывать. Или детям старших групп нравится игра «Так бывает или нет?»,  составляя эту загадку приходиться размышлять, находить связь между природными явлениями, предметами, нужно знать признаки предметов, а главное выразить свои мысли словами, предложениями, понятными для окружающих. Это нелёгкая задача, поэтому прежде чем ребёнку предложить составить загадку,  нужна объёмная предварительная работа. Например,  при посещении «Русской избы» Хозяйка знакомит детей с предметами быта  в разных формах и повторяет не один раз. Дети видят русскую печь, веретено, чугунок, крынку и уже представляют, о чём идёт речь и где можно применить предмет.