Файл: История криминологии. Современные криминологические теории Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема : «Детерминанты преступности»


  1. Понятие детерминизма.




  1. Теория причинности.




  1. Понятие детерминант в криминологии.




  1. Причины и условия преступлений.



  1. Понятие детерминизма

Детерминизм (лат. determino – определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи с\и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Философский детерминизм раскрывает разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских категорий как необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, качество и количество и др.

Чтобы разобраться в материалистической концепции детерминизма, мы попытаемся проанализировать главную ее составляющую – материализм.

Понятие "материализм" (лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, усматривающее в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю.

Проблема соотношения бытия и сознания (основной вопрос философии) в рамках марксизма приобрела принципиальный смысл. И в это содержание было выделено два аспекта: 1) генетический – соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и 2) функциональный (вопрос о познаваемости мира). Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного (идеального), что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы, мира.

Сами марксисты считают, причем бездоказательно, что материализм – единственно научное философское направление, противоположное идеализму. Высшей и самой последовательной формой материализма стал созданный Марксом и Энгельсом к середине XIX в. диалектический материализм, который был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из преенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение. Название "материализм" часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, не зависимой от мышления и существующей вне сознания). Краеугольным камнем диалектического материализма является учение о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. Маркс и Энгельс заимствовали учение "старых" материалистов и диалектику идеалистов, синтезировав из воедино. Они уверяли, что научным и до конца последовательным материализм может быть, лишь став диалектическим, а подлинно научной диалектика может быть, лишь став материалистической.


Материалистическое понимание классики марксизма перенесли и на ход развития истории общества – исторический материализм – это экономическое понимание истории. Сущность исторического материализма заключается в переносе гегелевской схемы развития на социально-экономическую структуру человеческого общества и присущие ей диалектические связи. Исторический материализм объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле: способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Таким образом, по Марксу выходит, если в объективном мире все состоит и определяет материя, то в субъективном (психическом, духовном и т.п.) – общественные отношения или способ производства. Маркс создал теорию социального детерминизма по аналогии с материальным детерминизмом.

Исторический материализм стремился быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущим в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом, в сущности, является позитивизм (все позитивисты единодушны в том, что позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам), его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира. В причинно-механической картине мира человек играет роль колесика в мировом "приводе". Он, в сущности, безответственен.

Отвергая волюнтаризм, марксизм-ленинизм в теоретических работах указывает на относительный характер свободы воли, рассматривает волю людей как производное от объективных законов развития природы и общества. Раскрывая объективные и субъективные факторы общественного развития, под первым марксизм-ленинизм понимает такие условия, которые независимы от людей и определяют направление, рамки их деятельности. Таковы, например, природные явления, имеющийся уровень производства, потребности материального и духовного развития.

К субъективным факторам общественного развития это учение относит деятельность народных масс, классов, партий, отдельных личностей, их сознание, волю, умение действовать и т.п.

Объективные факторы по учению марксизма-ленинизма всегда выступают как определяющие, но их действие проявляется только через действия субъективного фактора. Воздействие субъективного фактора на общественное развитие возрастает с переходом одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Особенно сильно роль субъективного фактора повышается в социалистическом обществе. Отвергая на словах волюнтаризм, марксизм его порождал и в производстве, и в политике, что привело нас к отрицательным последствиям в развитии общества, сопровождающимся необоснованными колоссальными потерями материальных и духовных ресурсов.



Марксисты-ленинцы утверждали, что лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный детерминизм в социальных отношениях. "Ярким" образцом детерминистского подхода к современным общественным процессам является Программа КПСС (1961 г.), обосновывающая строго закономерный характер общественного развития, неизбежность перехода от капитализма к социализму и коммунизму, а на самом деле яркий пример субъективизма, когда выдавалось желаемое за действительное.

В упомянутой Программе КПСС сказано, что перерастание социализма в коммунизм – объективная закономерность. Как раз во второй части этой программы показан образец волюнтаризма, когда излагалась сказка народу, рисовался утопический коммунизм, основные положения которого взяты из Утопии Т. Мора. Кстати, утопический социализм являлся одним из идейных источников научного социализма.

Таким образом, объективные законы развития природы и общества мы при строительстве социализма и коммунизма подменяли субъективизмом и волюнтаризмом, поэтому в плане экономического развития, повышения уровня жизни людей мы топтались на месте.

Наверное, не найдется ни одного другого учения в философии, которое изобиловало бы множеством противоречий, как марксистское учение.

Криминологический детерминизм как часть социального детерминизма означает, что преступность причинно обусловлена и эта обусловленность имеет объективный характер, но, на наш взгляд, лишь в том понимании, что человек не только субъект, но и объект познания. Таким образом, с помощью этого философского учения признается, что преступления, совершенные общественными субъектами, имеют объективный характер, так как они причинно обусловлены. И причины всегда искали и находили в общественных отношениях, в способе производства, а человеку как бы и не было места.

Таким образом, можно определить или сформулировать краткое содержание криминологического детерминизма – это часть социального детерминизма, разработанного в учении Маркса, или учение о социально-причинной обусловленности преступности.
2.Теория причинности

Причинность (каузальность – от лат. causa – причина) – действенность, закономерная связь причины и действия. Как закон, каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину и одновременно есть причина другого явления, или, наоборот, без причины ничего не появляется.


В истории философии принцип причинности впервые четко сформулировал Демокрит, а как строго причинную связь явлений сформулирована и Эпикуром.

Итак, причинность объективна и всеобща. Диалектический материализм отвергает идеалистическое толкование причинности как субъективной, "упорядочивающей" категории познания.

Попробуем проанализировать содержание понятия причинности и определить, в каком объеме содержание причинности приемлемо к преступности. Вначале выделим в научно-теоретическом содержании причинности узловые моменты: 1) генетическая связь; 2) причина и следствие; 3) обратное воздействие следствия в качестве причины на предыдущую причину; 4) ее объективность и всеобщность.

  1. Если говорить о нем применительно к социальным явлениям (преступлению), то генетический метод требует: установления начальных условий его развития; установления главных его этапов; и определения основной тенденции его развития. Основная цель такого исследования – установление связи изучаемых явлений (т.е. связи между отдельными преступлениями), изучение переходов от низших форм явлений к высшим. Но главное: генетический метод исследования отличается от эмпирического метода (основанный на опыте) тем, что в первом случае исследование проходит параллельно реальному развитию, наблюдаемого объекта, явления.

В таком случае этот метод исследования для криминологии не приемлем, ибо мы не можем наблюдать развитие преступности. В данном случае количество переходит в качество мгновенно. Однако мы можем наблюдать качественные и количественные негативные изменения нравственно-психологических свойств личности, и не более. Но эти изменения не всегда приводят к совершению преступлений.

Если гипотетически предположить, что существует такая связь между отдельными преступлениями, то эти явления обязаны друг другу своим происхождением, т.е. если допустить, что не было совершено на участке, обслуживаемого участковым уполномоченным, то на соседнем административном участке также не должно совершаться преступлений. Но это на самом деле абсурд. Тогда будем считать, что между самим множеством отдельных преступлений генетической связи нет.

  1. Причина и следствие – философские категории, отражающие всеобщую необходимую связь между предметами, явлениями. Эта связь заключается в том, что любой предмет, любое явление возникают из других предметов и явлений и, исчезая, в свою очередь, превращаются в иные предметы и явления. При этом причиной называют такое явление, которое порождает другое, выступающее в данном отношении как следствие. В сложном процессе взаимодействия, в бесконечной цепи связей, которые существуют между предметами, часто довольно трудно определить конкретные причины того или иного явления. А в отношении более сложных явлений (особенно общественных явлений) определение конкретных причин еще более затруднительно. Эти трудности усугубляются еще и тем, что более сложные явления зависят от многих причин, причем в разной степени (например, преступность). Поэтому приходится проводить различие между полными и специфическими причинами.


Полная причина – это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых данное следствие наступает необходимо.

Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, появление которых (при наличии множества других обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации и до наступления следствия, которые образуют собой условия действия причины) ведет к появлению следствия.

Иными словами, специфической причиной считается такая, появление которой приводит к данному следствию, когда уже имеются другие условия его осуществления.

Если в первом случае, когда говорится о полной причине, присутствие условий как бы не обязательно, то во втором – подразумевается взаимодействие причин и условий. Эти условия необходимы для следствия, без них оно не может возникнуть, но сами по себе эти условия не могут вызвать следствия, если нет специфической причины. Причина всегда предшествует следствию. В рамках определенного отношения между двумя явлениями одно из них будет только причиной (но не условием), а второе – только следствием.

Обычно научные исследования в криминологии направлены на раскрытие специфических причин преступлений.

В этой связи необходимо отметить, что философская наука предполагает, что явление (следствие) может породить только причина, но не причины, потому что достаточно причины, чтобы появилось следствие, хотя эта причина может состоять из ряда компонентов. И, наоборот, условия могут иметь свою множественность, ибо они только способствуют проявлению специфической причины. Значит, чем больше будет таких условий, те легче проявление специфической причины.

  1. В содержание криминологической причинности входит, по мнению ряда криминологов, и обратное воздействие следствия в качестве причины на предыдущую причину, которая породила это следствие (обратная связь).

По мнению ряда криминологов, "взаимосвязь и взаимодействие причины и следствия предполагают, что не только причина вызывает следствие, но и следствие по принципу обратной связи воздействует на свою причину… Это проявляется и на уровне отдельного преступления, и на уровне всей преступности". На уровне общего мы уже высказали свою точку зрения. Она заключается в том, что нет внутренних причин преступности, чтобы она сама воспроизводила себя. Такой подход не только противоречит теории причинности, но и элементарной логике. На уровне единичного А.Б. Сахаров отмечал, что совершение преступления воздействует на личность, укрепляя и усиливая социально-негативные черты характера, что нередко ведет к повторным преступлениям. Здесь очевидна ошибка. Авторы указывали, что совершенное преступление усиливает негативные черты личности, т.е. является причиной усиления негативных черт, но в совершении повторного преступления будет участвовать другая причина, а та, выполнив свою роль, исчезла. Автор не поддерживает эту точку зрения.