Файл: История криминологии. Современные криминологические теории Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
была ядром проблемы, на которой сосредоточилось все внимание исследователей этого направления.
Авторы биологических теорий преступности исходят из основной ломброзианской идеи и биологической аномальности преступника и подобно Ч. Ломброзо, используют достижения современной биологии для обоснования своих воззрений. Сюда входит теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции. Это также и теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер), заключающаяся в связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения.
Сторонники биосоциального направления преимущественно французские, итальянские, испанские, германские и латиноамериканские ученые считают криминологию социально-естественной (биопсихиатрической, биопсихологической) наукой.
Впоследствии, данные исследования послужили возникновению так называемой хромосомной теорией. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, из которых две являются половыми, у женщин хромосомы типа «хх», у мужчин – «ху». Когда в 50-х годах в США при обследовании убийц была выявлена хромосомная аномалия (у них набор составлял «хуу» - 47 хромосом), то был сделан вывод, что наличие лишней хромосомы «у» определяет преступное поведение (т.е. человек с этой хромосомой более сексуален, агрессивен и т.п.)
Событием, граничащим с сенсацией, стало опубликование в 1966 г. в английском журнале «Природа» доклада криминолога П. Джекобса. В нем говорилось о генетических исследованиях, где доказывалось, что 3,5% заключенных одной из шведских тюрем обладают лишней «у» хромосомой. И именно эти люди умственно отсталые, с опасными насильственными или агрессивными наклонностями. Материал заинтересовал криминологов, и во многих странах стали проводиться сравнительные исследования.
Еще одна теория, получившая развитие в мире - эндокринная теория преступности, связывает предрасположение индивида к совершению преступления с особенностями состояния и функционирования его эндокринной системы. Распространению подобных взглядов способствовали успехи эндокринологии, установившей, в частности влияние желез внутренней секреции на эмоциональное поведение человека.
Среди биологических и биосоциальных криминологических концепций более популярными оказались те, которые связывают преступность не с физической, а с психической структурой человека. Особенно это относится к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Фредизм рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения.
3. Социологическое направление.
Преступниками не рождаются – а становятся. В рамках данного направления были сформулированы положения о зависимости преступности от условий социальной среды, от общества, об устойчивости основных параметров преступности и о возможности ее прогнозирования в будущем.
К ее предшественникам криминологическая литература относит Т. Мора Т. Кампанеллу, Вольтера, Ж. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле, Ч, Беккариа, И. Бентама, Ж. Марата, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других. При этом если примерно до второй половины 19-го века вопросами исследования преступности и
ее причин занимались в основном социологи, философы, теологи, то в конце 1970-х годов 20-го века в научный спор активно включились юристы.
В 1885 г. французский криминолог А. Лакассань выводит свою знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает».
А. Кетле утверждал, что само общество подготавливает преступление, а сам преступник – есть только орудие. Повлиять на преступность можно только посредством изменения учреждений, привычек людей, их образования и т.д. А. Кетле для социальной жизни пытался найти точные законы, аналогичные законам механики, которые едины для всех эпох и народов. Он установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны и одни из них обуславливают другие.
Преодолеть механизм воззрений А. Кетле пытался французский психолог и криминолог. Работой, окончательно утвердившей название новой самостоятельной науки, стала книга «Философия криминологии» французского социолога и криминалиста Габриэля Тарда (1843—1904). Он считал основными социальными процессами в общественных отношениях конфликты, приспособления и подражание. В отличие от приверженцев теории Ч. Ломброзо с их понятием «прирожденный преступник» Г. Тард вводит в обращение термин «привычный преступник» («Сравнительная преступность» 1886 г.), утверждая, что низкий уровень материальной обеспеченности, культуры, образования, способствует совершению преступлений. Следовательно, по теории факторов, повышение материального уровня населения должно уменьшить преступность. Он также включил в социологическое понимание причин преступности такую психологическую и социально-психологическую категорию, как подражание среде общения.
Дальнейший вклад в развитие социологического направления внес выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.), который считал, что для познания преступности имеют значение не физические факторы или материальные, а социальные, такие как продукт коллективной деятельности людей, общественное мнение, предрассудки, вера, мода. «Общество - особый социальный организм, не сводящийся к совокупности людей с их индивидуальными взглядами, наклонностями, стремлениями, а обладающее самостоятельной реальностью, например преступностью, которая существует во все эпохи, во всех цивилизациях, и являющаяся необходимом элементом любого общественного устройства.
Американский социолог Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э. Дюркгеймом, и считал, что причиной отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества, с одной стороны, и созданными возможностями, средствами их достижения с другой стороны, т.е. любого рода противоречия в обществе вызывают социальную дезорганизацию, а с ней и преступность.
Другим проявлением социологического направления криминологии является «социокультурная теория» преступности или «теория конфликта культур», изложенная в работах американского криминолога Т. Селлина. Согласно ей, человек на протяжении своей жизни принадлежит к различным социальным группам, каждой из которых свойственна определенная субкультура, т.е. взгляды, представления, нормы поведения. Данная теория справедливо указывает на роль групповых норм в определении человеком своего поведения, но она вскрывает, чем обусловлены расхождение этих норм, конфликт групповых культур.
Антропологическое и социологическое направление сложилось в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах всегда можно обнаружить проявление того или иного подхода к изучаемым объектам.
Вопрос № 2. Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий.
Бурный рост преступности в XX в. породил множество разновидностей социологических концепций в криминологических учениях. Среди них, прежде всего, нужно назвать «теорию множественности факторов». Ее представители к детерминантам преступности относят развитие техники, скученность населения в результате урбанизации и индустриализации, соревнование в достижении комфорта, бедность, фрустрацию (крушение надежд), неуравновешенность под влиянием массовой культуры, алкоголизм, этнопсихическую несовместимость и др.
Как уже говорилось выше, французский социолог- позитивист и криминолог Э. Дюркгейм является основоположником теории социальной дезинтеграции, согласно которой преступность, как и другие формы социально отклоняющегося поведения, порождается свойственным современному обществу состоянием аномии, под которым понимается безнормативность, т. е. ослабление и разрушение общепринятых норм поведения.
Сторонниками этой теории считаются современные американские криминологи Эдвин Шур и Рамсей Кларк. К причинам преступности они относят социально-культурные противоречия, противоречия между богатством и нищетой, а также противоречия в области уголовного законодательства, и особенно в практике его применения полицией и судами.
Американский криминолог Торстен Селлин - один из авторов теории конфликта культур. Согласно этой теории, человек на протяжении всей своей жизни принадлежит одновременно к различным социальным группам (семья, друзья, сослуживцы, соседи, профессиональные и национальные группы и т. д.), каждой из которых свойственна определенная культура, взгляды, представления, нормы поведения и др. В процессе общения и социальных контактов, индивид отбирает информацию, исходящую от общества, и прежде всего, от социальных групп, к которым он принадлежит, в том числе и элементы их групповой культуры. В случае расхождения культур, когда групповые нормы предписывают различные решения создавшейся ситуации, возникает конфликт, который может привести к совершению преступления.
К этому направлению примыкает теория дифференциальной ассоциации,
развитая крупнейшим американским криминологом Э. Сатерлендом. Суть этой теории сводится к тому, что преступление есть результат влияния на индивида тех социальных групп, с которыми он контактирует. В процессе этого
общения существенное значение приобретает элемент подражания, в результате которого у индивида вырабатывается импульс к совершению преступления: он обучается «технике» преступного поведения, у него усиливается неуважение к закону. Э. Сатерленд в основном объясняет не причину того, почему человек становится преступником, а как человек встает на путь преступления. Э. Сатерленд также известен криминологии как автор концепции преступности «белых воротничков». В отличие от своих предшественников он уделял большое внимание многочисленным и весьма серьезным, хотя не всегда выявляемым и наказуемым, преступлениям государственных служащих, бизнесменов, представителен общественной элиты. Данная теория вызывала серьезные научные дискуссии и способствовала развитию криминологических теорий социологического направления.
Автором теории субкультуры является американский социолог Альберт Коэн. Эта теория говорит о том, что у преступников складывается особая субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным. Личность человека развивается в соответствии с ценностями и нормами своего окружения, не воспринимая ценностей культуры в целом. Теория субкультуры в настоящее время используется при изучении рецидивной преступности, преступности в местах лишения свободы.
Несколько противоположна теории субкультур - теория нейтрализации. Авторами ее являются американские криминологи Грешем Сайкс и Дэвид Матза. Она заключается в том, что правонарушители не вырабатывают свою систему норм, а используют существующую нормативную систему для оправдания своего поведения. Отрицание ответственности, отрицание наличия жертвы, отрицание вреда, осуждение осуждающих. Данная теория объясняет, почему люди нарушают правой запрет, даже если признают его полезность и необходимость. Эта теория часто применяется при изучении преступности несовершеннолетних.
Американский криминолог Роберт Мертон автор теория аномии, развил положение социологии Э. Дюркгейма и рассматривал аномию не только как состояние общества, но и как состояние личности, как отчуждение от общества. Р. Мертон причину преступности видел в противоречии между культурой и социальной структурой общества, а именно между целями и идеалами, определяемыми культурой, и законными средствами достижения этих целей, которые предоставляются социальной структурой общества. Степень противоречия в обществе определяется в первую очередь социальной структурой - насколько она предоставляет или ограничивает законные средства.
Авторы биологических теорий преступности исходят из основной ломброзианской идеи и биологической аномальности преступника и подобно Ч. Ломброзо, используют достижения современной биологии для обоснования своих воззрений. Сюда входит теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции. Это также и теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер), заключающаяся в связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения.
Сторонники биосоциального направления преимущественно французские, итальянские, испанские, германские и латиноамериканские ученые считают криминологию социально-естественной (биопсихиатрической, биопсихологической) наукой.
Впоследствии, данные исследования послужили возникновению так называемой хромосомной теорией. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, из которых две являются половыми, у женщин хромосомы типа «хх», у мужчин – «ху». Когда в 50-х годах в США при обследовании убийц была выявлена хромосомная аномалия (у них набор составлял «хуу» - 47 хромосом), то был сделан вывод, что наличие лишней хромосомы «у» определяет преступное поведение (т.е. человек с этой хромосомой более сексуален, агрессивен и т.п.)
Событием, граничащим с сенсацией, стало опубликование в 1966 г. в английском журнале «Природа» доклада криминолога П. Джекобса. В нем говорилось о генетических исследованиях, где доказывалось, что 3,5% заключенных одной из шведских тюрем обладают лишней «у» хромосомой. И именно эти люди умственно отсталые, с опасными насильственными или агрессивными наклонностями. Материал заинтересовал криминологов, и во многих странах стали проводиться сравнительные исследования.
Еще одна теория, получившая развитие в мире - эндокринная теория преступности, связывает предрасположение индивида к совершению преступления с особенностями состояния и функционирования его эндокринной системы. Распространению подобных взглядов способствовали успехи эндокринологии, установившей, в частности влияние желез внутренней секреции на эмоциональное поведение человека.
Среди биологических и биосоциальных криминологических концепций более популярными оказались те, которые связывают преступность не с физической, а с психической структурой человека. Особенно это относится к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Фредизм рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения.
3. Социологическое направление.
Преступниками не рождаются – а становятся. В рамках данного направления были сформулированы положения о зависимости преступности от условий социальной среды, от общества, об устойчивости основных параметров преступности и о возможности ее прогнозирования в будущем.
К ее предшественникам криминологическая литература относит Т. Мора Т. Кампанеллу, Вольтера, Ж. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле, Ч, Беккариа, И. Бентама, Ж. Марата, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других. При этом если примерно до второй половины 19-го века вопросами исследования преступности и
ее причин занимались в основном социологи, философы, теологи, то в конце 1970-х годов 20-го века в научный спор активно включились юристы.
В 1885 г. французский криминолог А. Лакассань выводит свою знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает».
А. Кетле утверждал, что само общество подготавливает преступление, а сам преступник – есть только орудие. Повлиять на преступность можно только посредством изменения учреждений, привычек людей, их образования и т.д. А. Кетле для социальной жизни пытался найти точные законы, аналогичные законам механики, которые едины для всех эпох и народов. Он установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны и одни из них обуславливают другие.
Преодолеть механизм воззрений А. Кетле пытался французский психолог и криминолог. Работой, окончательно утвердившей название новой самостоятельной науки, стала книга «Философия криминологии» французского социолога и криминалиста Габриэля Тарда (1843—1904). Он считал основными социальными процессами в общественных отношениях конфликты, приспособления и подражание. В отличие от приверженцев теории Ч. Ломброзо с их понятием «прирожденный преступник» Г. Тард вводит в обращение термин «привычный преступник» («Сравнительная преступность» 1886 г.), утверждая, что низкий уровень материальной обеспеченности, культуры, образования, способствует совершению преступлений. Следовательно, по теории факторов, повышение материального уровня населения должно уменьшить преступность. Он также включил в социологическое понимание причин преступности такую психологическую и социально-психологическую категорию, как подражание среде общения.
Дальнейший вклад в развитие социологического направления внес выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.), который считал, что для познания преступности имеют значение не физические факторы или материальные, а социальные, такие как продукт коллективной деятельности людей, общественное мнение, предрассудки, вера, мода. «Общество - особый социальный организм, не сводящийся к совокупности людей с их индивидуальными взглядами, наклонностями, стремлениями, а обладающее самостоятельной реальностью, например преступностью, которая существует во все эпохи, во всех цивилизациях, и являющаяся необходимом элементом любого общественного устройства.
Американский социолог Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э. Дюркгеймом, и считал, что причиной отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества, с одной стороны, и созданными возможностями, средствами их достижения с другой стороны, т.е. любого рода противоречия в обществе вызывают социальную дезорганизацию, а с ней и преступность.
Другим проявлением социологического направления криминологии является «социокультурная теория» преступности или «теория конфликта культур», изложенная в работах американского криминолога Т. Селлина. Согласно ей, человек на протяжении своей жизни принадлежит к различным социальным группам, каждой из которых свойственна определенная субкультура, т.е. взгляды, представления, нормы поведения. Данная теория справедливо указывает на роль групповых норм в определении человеком своего поведения, но она вскрывает, чем обусловлены расхождение этих норм, конфликт групповых культур.
Антропологическое и социологическое направление сложилось в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах всегда можно обнаружить проявление того или иного подхода к изучаемым объектам.
Вопрос № 2. Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий.
Бурный рост преступности в XX в. породил множество разновидностей социологических концепций в криминологических учениях. Среди них, прежде всего, нужно назвать «теорию множественности факторов». Ее представители к детерминантам преступности относят развитие техники, скученность населения в результате урбанизации и индустриализации, соревнование в достижении комфорта, бедность, фрустрацию (крушение надежд), неуравновешенность под влиянием массовой культуры, алкоголизм, этнопсихическую несовместимость и др.
Как уже говорилось выше, французский социолог- позитивист и криминолог Э. Дюркгейм является основоположником теории социальной дезинтеграции, согласно которой преступность, как и другие формы социально отклоняющегося поведения, порождается свойственным современному обществу состоянием аномии, под которым понимается безнормативность, т. е. ослабление и разрушение общепринятых норм поведения.
Сторонниками этой теории считаются современные американские криминологи Эдвин Шур и Рамсей Кларк. К причинам преступности они относят социально-культурные противоречия, противоречия между богатством и нищетой, а также противоречия в области уголовного законодательства, и особенно в практике его применения полицией и судами.
Американский криминолог Торстен Селлин - один из авторов теории конфликта культур. Согласно этой теории, человек на протяжении всей своей жизни принадлежит одновременно к различным социальным группам (семья, друзья, сослуживцы, соседи, профессиональные и национальные группы и т. д.), каждой из которых свойственна определенная культура, взгляды, представления, нормы поведения и др. В процессе общения и социальных контактов, индивид отбирает информацию, исходящую от общества, и прежде всего, от социальных групп, к которым он принадлежит, в том числе и элементы их групповой культуры. В случае расхождения культур, когда групповые нормы предписывают различные решения создавшейся ситуации, возникает конфликт, который может привести к совершению преступления.
К этому направлению примыкает теория дифференциальной ассоциации,
развитая крупнейшим американским криминологом Э. Сатерлендом. Суть этой теории сводится к тому, что преступление есть результат влияния на индивида тех социальных групп, с которыми он контактирует. В процессе этого
общения существенное значение приобретает элемент подражания, в результате которого у индивида вырабатывается импульс к совершению преступления: он обучается «технике» преступного поведения, у него усиливается неуважение к закону. Э. Сатерленд в основном объясняет не причину того, почему человек становится преступником, а как человек встает на путь преступления. Э. Сатерленд также известен криминологии как автор концепции преступности «белых воротничков». В отличие от своих предшественников он уделял большое внимание многочисленным и весьма серьезным, хотя не всегда выявляемым и наказуемым, преступлениям государственных служащих, бизнесменов, представителен общественной элиты. Данная теория вызывала серьезные научные дискуссии и способствовала развитию криминологических теорий социологического направления.
Автором теории субкультуры является американский социолог Альберт Коэн. Эта теория говорит о том, что у преступников складывается особая субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным. Личность человека развивается в соответствии с ценностями и нормами своего окружения, не воспринимая ценностей культуры в целом. Теория субкультуры в настоящее время используется при изучении рецидивной преступности, преступности в местах лишения свободы.
Несколько противоположна теории субкультур - теория нейтрализации. Авторами ее являются американские криминологи Грешем Сайкс и Дэвид Матза. Она заключается в том, что правонарушители не вырабатывают свою систему норм, а используют существующую нормативную систему для оправдания своего поведения. Отрицание ответственности, отрицание наличия жертвы, отрицание вреда, осуждение осуждающих. Данная теория объясняет, почему люди нарушают правой запрет, даже если признают его полезность и необходимость. Эта теория часто применяется при изучении преступности несовершеннолетних.
Американский криминолог Роберт Мертон автор теория аномии, развил положение социологии Э. Дюркгейма и рассматривал аномию не только как состояние общества, но и как состояние личности, как отчуждение от общества. Р. Мертон причину преступности видел в противоречии между культурой и социальной структурой общества, а именно между целями и идеалами, определяемыми культурой, и законными средствами достижения этих целей, которые предоставляются социальной структурой общества. Степень противоречия в обществе определяется в первую очередь социальной структурой - насколько она предоставляет или ограничивает законные средства.