Файл: История криминологии. Современные криминологические теории Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
щественность учета классовых и иных социально-групповых характеристик; не­допустимость фаталистического подхода к оценке криминогенности личности, имеющей неблагоприятные характеристики; неразрывную связь социального воспитания, профилактики и т.д.

Не обошли проблему преступности и создатели марксистского учения о человеческом обществе. Рассматривая все общественные явления и процессы сквозь призму классовых отношений и классовой борьбы, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин считали преступность проявлением классовых противоречий, классового антогонизма, социального неравенства и эксплуатации, отражающихся на нравственном сознании людей, их отношении друг к другу.

Таким образом, изучение преступности продолжалось в первые годы существования со­ветского государства. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государст­венного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами. Научно-методической базой проведения криминологических исследований яв­лялись статистические учреждения, в которых была сосредоточена так назы­ваемая моральная статистика. В июле 1918 г. вместе с созданием Центрального статисти­ческого управления на местах были организованы отделы мо­ральной статистики, в обязанности которых входило обобщение данных о преступности и репрессиях.

Многие ведущие представители дореволюционной науки (А.А. Жижиленко, М.Н. Гернет, М.М. Исаев, С. В. Познышев, Н.Н. Полянский и др.), которые пользовались заслуженной международной известностью, продолжали разра­ботку проблем преступности и борьбы с ней в годы советской власти. Однако эти исследования продолжали в своем большинстве основываться на теории факторов. Регулярные ста­тистические исследования начались только в 1921 г. Например, в 1922 г. начал свою работу Саратовский губернский кабинет криминальной антропологии и судебно-медицинской экспертизы (за 10 лет кабинетом подготовлено свыше 80 докладов и отдельных исследований, опубликованных в медицинских журналах и в журналах «Проблемы преступности», «Советское право», газетах «Саратовские известия», «Поволжская правда») и т. д. Вслед за ним, в 1923 г. открывает свою работу Московский криминологический кабинет. В последующие годы, последовало создание Ленинградского и Ростовского кримино­логических кабинетов.

Подобные кабинеты возникли на Украине, в Белоруссии в Закавказье. Инициаторами создания этих кабинетов явились криминологи практически всех направлений школ, существо­вавших в дореволюционной России. Именно этим мы обязаны тому разнообразию научных направлений, существование их в криминологических кабинетах, представленных в криминологии и после возникновения Государственного института по изучению преступности и преступника вплоть до начала 30-х годов. Свидетельством тому являются программы исследований, про­водимых в этих кабинетах. Одним из основных видов деятельности кабинетов крими­нальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы были в соответствии с их названиями физические и медицинские исследования человека. Психологи изучали механизмы формирования характера поведения пре­ступника, с помощью тестирования выявляли пограничные между нормой и ненормальностью психические состояния. Подчер­кивалась необходимость биологического обследования каждого преступника. Результаты исследований заносились в криминально-диагно­стические карточки, которые кроме научного имели и практи­ческое значение: на их основе составлялись краткие характе­ристики заключенных и указывались наиболее целесообразные методы исправительно-трудового режима для них.


Для объединения криминологических исследований в стране, преодоле­ния обнаружившихся недостатков методологии Постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 г. был создан Государственный институт по изучению пре­ступности и преступника. В межведомственный совет, определявший линию исследований института, вошли представители наркоматов юстиции, внутрен­них дел, просвещения и здравоохранения. Кабинеты по изучению преступности и преступников в ряде крупных городов были преобразованы в филиалы инсти­тута. Задачи института были определены как комплексные. Они предусматри­вали: изучение ("выяснение") причин и условий, вызывающих и способствую­щих развитию преступности и отдельных ее видов; анализ успешности методов борьбы с преступностью; разработку вопросов уголовной политики. Институт издавал сборники "Проблемы преступности". Была организована эксперимен­тальная клиника для "изучения лиц, представляющих интерес для выяснения преступности". Только в 1925-1929 гг. институт опубликовал около 300 научных работ. В частности, были изданы работы о состоянии и динамике тяжких на­сильственных преступлений, хулиганства, должностных хищений, преступности несовершеннолетних, об особенностях сельской и городской преступности, о личности осужденных по отдельным видам преступлений; о тенденциях кара­тельной практики. Приобрела известность, в частности, книга А. А. Герцензона "Борьба с преступностью в РСФСР" (1928).

В первый пятилетний план РСФСР был включен специальный раздел о борьбе с социальными аномалиями (пьянством, проституцией, беспризорно­стью). А в 1935 г. нормативными актами ставится в качестве ближайшей задачи ликвидация детской беспризорности на основе комплекса мероприятий по уси­лению воспитания несовершеннолетних, профилактике правонарушений в их среде и в то же время по усилению ответственности родителей и правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

В целом же, необходимо отметить, что с конца 30-х до 50-х годов важность изучения преступности и ее причин только декларировалась, но по существу, исследований не проводилось. В 30—40-е гг. продолжались прикладные исследования полузакрытого и закрытого характера по отдельным проблемам борьбы с преступностью, организуемые правоохранительными органами и их научно-исследовательскими учреждениями.

Полностью исследования возобновились только в конце 50-х годов. Именно с этого времени ученые юридических факультетов Ленинградского, Воронежского и Латвийского уни­верситетов, Харьковского, Саратовского и Свердловского юри­дических институтов, секторов философии и права Академии наук ряда союзных республик, кафедр высших школ милиции приступили к разработке фундаментальных и прикладных про­блем криминологии. На совещаниях и конференциях, организованных Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР, юридическими научно-исследовательскими институ­тами и высшими учебными заведениями, были намечены соответствующие ме­роприятия, направленные на развитие исследований преступности.



В новое уголовно-процессуальное законодательство (1961 г.) были включе­ны нормы, регламентирующие обязанности органов следствия, прокуратуры и суда выявлять по каждому уголовному делу причины и условия, способствую­щие совершению преступлений.

В эти годы значительная работа была выполнена сектором уголовного права ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, ВНИИ охраны общественно­го порядка при МООП СССР, сектором по изучению и предупреждению пре­ступности Института государства и права Академии наук СССР.

С 1957 г. проблемами криминологии занимались ученые юридических факультетов Ленинградского, Ворнежского и Латвийского университетов, Харьковского, Саратовского и Свердловского юридических институтов, секто­ров философии и права ряда Академий наук союзных республик, кафедр выс­ших школ охраны общественного порядка.

Основы криминологии впервые стали преподавать в 1964 г. на юридических факультетах Московского государственного университета Свердловского юридического института. В этот период были опубликованы первые труды по криминологии (причем уже не в рамках уголовного права, как ранее) таких ученых, как А. Б. Сахаров («О личности преступника и причи­нах преступности в СССР», 1961 г.), А. А. Герцензон («Предмет и метод советской криминологии», 1962 г.), Г. М. Миньковский, B.К. Звирбуль («Предупреждение преступлений», 1962г.) и др. Период возрождения криминологии также связан с именами таких известных ученых-юристов, как А. Пионтковский, C. Остроумов, Б. Утевский, А. Шаргородский, А. Шляпочников и другие.

В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Это был значительный шаг в развитии криминологии. Перед институтом была поставлена задача объединить и возглавить иссле­дования в этой области. В этот период последовали крупные теоретические работы А. А. Герцензона («Введение в советскую криминологию», 1965 г.), В. Н. Кудрявцева («Причинность в криминологии», 1968 г.), И. И. Карпеца («Проблема преступности», 1969г.), Н.Ф. Кузнецовой («Преступление и преступность», 1969 г.), М. И. Ковалева («Основы криминологии», 1970 г.), А. М. Яковле­ва («Преступность и социальная психология», 1970 г.) и другие. В этот период получили активное развитие конкретные криминологиче­ские исследования, появились теоретические работы.


Для этого и последующего периодов характерна бурная активизация фундаментальных и прикладных исследований. Опуб­ликовано значительное число монографий и пособий, оказав­ших значительное влияние на организацию борьбы с преступ­ностью. Криминология как самостоятельная наука и учебная дисциплина все бо­лее утверждается в качестве научной базы для разработки уголовной политики, научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступно­стью.

Так, в 1966 г. выходит первый отечественный учебник по криминологии, под­готовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, выдержавший затем три издания и приведший к созданию в начале 80-х годов первого в истории советской (и русской) науки курса криминологии.

Среди ученых утвердилось практически единодушное мне­ние о предмете криминологии. С того времени почти бесспор­ным считается, что эта наука изучает, во-первых, преступность как социально-правовое явление, во-вторых, причины, условия, факторы и другие детерминанты преступности, ее виды и от­дельные преступления, в-третьих, личность преступника и в-четвертых, весь комплекс проблем, связанных с предупреждением преступлений.

Вопрос № 4. Современное состояние криминологии.

Развитие науки привело к созданию кафедр криминологии в ряде высших юридических учебных заведений страны: Московском, Екатеринбургском юридических институтах, Академии и высших школах МВД. Преподавание криминологии было ориентировано на получение выпускниками вузов не толь­ко твердых знаний о проблемах борьбы с преступностью, конкретных ее видах, но и на реальную возможность активного их участия в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законодательных норм и иных документов,так называемых криминологических экспертиз, способ­ных своевременно оказывать необходимое антикриминогенное воздействие.

В последние годы происходит интенсивное развитие социально- психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и признаков лиц, совершивших преступления, причин и ме­ханизмов индивидуального преступного поведения (Ю. М. Антонян, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, М.М. Коченов, В.В. Гульдан, Е.Г. Самовичев, А.Р. Рати­нов, A
.M. Яковлев и других).

Благодаря этим исследованиям в настоящее время имеется возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и дос­товерные данные о природе, мотивах и причинах совершения тяжких насильст­венных преступлений против личности и других правонарушений.

В 1980 - 1990 годы были сформулированы такие частные криминологические теории как: региональная криминология (К.К. Горяинов, К.К. Ростов и др.); семейная криминология (Д.А. Шестаков); криминология средств массовой коммуникации (Г.Н. Горшенков, В.Т. Томин); криминология женской преступности (Ю.М. Антонян, В.Н.Зырянов, В.Г.Серебряков); политическая криминология (С.В. Дьяков, П.А. Кабанов, В.В. Лунеев, Д.А. Шестаков); военная криминология (В.В. Лунеев), психиатрическая криминология (Ю.М. Антонян, С.В. Бородин, С.В. Полубинская).

Для современной отечественной криминологии характерной
чертой является достаточно полная разработка комплекса фун­даментальных проблем, составляющих ее предмет, как самостоятельной юридической науки. В числе известных ученых, внесших наибольший вклад в формирование криминологической системы знаний и продолжающих успешно разрабатывать эти проблемы, нужно назвать Л. И. Алексеева, Г.А. Аванесова, М.М. Бабаева, Б. В. Волженкина, Б. С. Волкова, С.Е. Вицина, Г. В. Дашкова, А. И. Долгову, А. Э. Жалинского, В. И. Звирбуля, Б. В. Коробейинкова, В.В. Клочкова, В.Н.Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецову, А.Н. Ларькова, С.А. Лейкину, В.В. Лунеева, С.Я. Лебедева, И.С. Ноя, В.В. Панкратова, В. Г. Танасевича Г. Ф. Хохрякова, В. Е. Эминова, А. М. Яковлева, В. Б. Ястребова и многих других.

На современном этане развития криминологии проводятся сплошные и выборочные обобщения, анализы и «замеры» преступности. С 1990 г. издаются ежегодные статистические сборники о преступности. Систематизированы сведения о «геогра­фии» правонарушаемости, преступности и судимости по Рос­сийской Федерации, ее республикам, краям и областям. Выявлены современные тенденции преступности. Разработаны мето­дические приемы ее изучения с помощью математической статистики (В.Д. Блувштейн, Л.В. Кондратюк, С.Е. Вицин), социологических, социально-психологических и психологических методов и методик (К. К. Горяинов, И. И. Карпец, А. Р. Ратинов и другие). Во многих исследованиях более активно стали использоваться комплексный системно-структурный, общенаучный методы познания негативных явлении (Б. В. Перщин и др.).

Учеными разработаны теоретические и методические основы криминологического прогнозирования (М. П. Клейменов др.), изучения реального состояния преступности посредством определения уровня латентности (С. С. Босхолов, А. А. Конев и др.).