Файл: 1 Теоретические аспекты формирования дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналитический и синтетический учет дебиторской и кредиторской задолженностей в организации составляется таким образом, чтобы обеспечить простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление расчетами с дебиторами и кредиторами [23, с.93].
Точная организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
Для расчетов с покупателями и заказчиками оформляются такие документы как: счет, акт и счет-фактура.
В организации в расчетах с покупателями используется наличная и безналичная формы расчетов с помощью платежных поручений. В безналичной форме расчеты проводятся через банк, в котором открыт расчетный счет.
Так как услуга считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в дебет счетов денежных средств.
В таблице 3 представлены бухгалтерские проводки с покупателями и заказчиками.
Таблица 3 - Типовые бухгалтерские проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
1.Отражена стоимость оказанных услуг заказчикам, реализации готовой продукции покупателям | 62 | 90.1 |
2.Начислен НДС по реализованной готовой продукции и оказанным услугам | 90.3 | 68.2 |
3.Поступление денежных средств от покупателей | 50, 51.1 | 62.1 |
Дебиторская задолженность формируется в том числе и на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на субсчете:
60.2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным (в рублях)» [4, с. 8].
Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета в банке. Эти операции оформляются бухгалтерской проводкой: Д 60.2 - К 51.1.
Перечисленные авансы поставщиками и подрядчиками учитываются по дебету этого счета, пока не будет выполнен полностью и документально оформлен объем предусмотренных договором услуг. За оказание услуг, подтвержденных документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.
При невыполнении договора об оказании услуг неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской проводкой: Д 51.1 - К 60.1.
Бухгалтерский учет с подотчетными лицами по выданным наличным денежным средствам ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Подотчетные лица – работники предприятия, получающие денежные авансы на осуществление хозяйственных расходов и на затраты по случаю командировок. Выдача производится при наличии кассы и без кассы, выдается чек из кассы банка.
Выдача наличных денежных средств подотчетному лицу производится на основании служебной записки, в которой должны быть указаны: цель расхода, сроки и необходимая для этого сумма. Служебную записку должен подписать руководитель предприятия, и только после этого бухгалтер может выписать расходный кассовый ордер на данную сумму, а кассир – выдать подотчетную сумму. Подотчетное лицо в установленный срок должно представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с подтверждающими документами (товарные чеки) о факте приобретения предметов для административно-хозяйственных нужд. Остаток неиспользованной суммы подотчетное лицо возвращает в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру. Аналитический учет ведется по каждой авансовой выдаче. Выдача новых авансов может быть только при полном отчете по предыдущему авансу. Передача аванса другому лицу не допускается.
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Дебетовое сальдо этого счета означает сумму задолженности подотчетных лиц организации. Дебетовый оборот означает выданные под отчет суммы, либо возмещение перерасхода. Кредитовый оборот показывает величину сумм, использованных в соответствии с авансовыми отчетами, а также не использованных и сданных в кассу сумм.
Типовые бухгалтерские проводки по учету расчетов с подотчетным лицами представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Типовые бухгалтерские проводки по учету расчетов с подотчетными лицами.
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
1.Выданы под отчет денежные средства, | 71 | 50 |
2. Произведены подотчетными лицами расходы, относящиеся к основному производству | 20 | 71 |
3. Произведены подотчетными лицами расходы, относящиеся к вспомогательному производству | 23 | 71 |
4. Произведены подотчетными лицами расходы, относящиеся к общепроизводственным нуждам | 25 | 71 |
5. Произведены подотчетными лицами расходы, относящиеся к общехозяйственным нуждам | 26 | 71 |
6. Выделен НДС по произведенным подотчетными лицами расходам в пределах установленных норм | 19 | 71 |
7. Возвращены подотчетные суммы в кассу организации | 50 | 71 |
8. Удержана задолженность по подотчетным суммам из оплаты труда. | 70 | 71 |
Расчеты с разными дебиторами отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» счет является активно-пассивным, то есть на план отчетной даты он может иметь как дебетовое, так и кредитное сальдо. Если имеется сальдо-дебет, то оно означает, что размер обязательств повысился. Если же получилось сальдо по кредиту, то обязательства были погашены. В этой ситуации счет является активным и это начальное сальдо по оборотам дебета и кредита определяют также его конечное сальдо.
К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» спецсчету могут применяться следующие субсчета:
- 76.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Для расчетов по страхованию личностного и имущественного характера. Он учитывает страхование жизни и здоровья персонала, а также договор по страхованию имущественных ценностей компании. Учитывает добровольное и обязательное страхование;
- 76.2 «Расчеты по претензиям». Для расчетов по актам претензий. Используется для оформления денег по возникающим ситуациям претензий. Среди них могут быть штрафы или неустойки по невыполненным обязательствам. Субсчет может быть применен как к договоренностям с поставщиками, так и при налоговых задолженностях;
- 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам». Для расчетов дивидендов акционеров общества и прочим доходам. Он учитывает начисление и выплату дивидендов учредителям организации по итогу отчетного периода;
- 76.6 «Расчеты с родителями за содержание их детей в детских учреждениях». Для расчетов по депонации. На нем идет расчет с сотрудниками организации по деньгам, которые были зачислены, но не выплачены в положенный срок.
Типовые бухгалтерские проводки по расчетам с разными дебиторами и кредиторами представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Типовые бухгалтерские проводки по расчетам с разными дебиторами и кредиторами
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
1. Списание приобретенных ОС в счета кредиторской задолженности | 01 | 76 |
2. Поступление денег от поставщиков на расчетные счета | 51 | 76 |
3. Списание расходных материалов в кредиторской задолженности | 10 | 76 |
4. Снижение количества незавершенных ОС за счет средств дебиторов | 76 | 20 |
5. Произведение оплаты наличными прочим кредиторам через кассу организации | 76 | 50 |
Кроме того, дебиторская задолженность в организации может числиться по дебету счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Образование этой задолженности связано с переплатой в бюджет налогов и сборов или переплатой при расчетах по пенсионному обеспечению, социальному страхованию, обязательному медицинскому страхованию работников организации [7, с.4].
Общий счет для расчетов с поставщиками и подрядчиками является счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета [7, с.8]:
60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»;
60.2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным (в рублях)».
Отражение задолженности перед поставщиками и подрядчиками производится только на основании соответствующим образом оформленных документов в соответствии с их датированием.
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, акты о выполнении работ и услуг).
Расчеты производятся в наличной и безналичной форме платежными поручениями.
К бухгалтерским проводкам по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» относятся проводки, приведенные в таблице 6.
Таблица 6 - Типовые бухгалтерские проводки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
1. Отражена стоимость оказанной услуги | 44.3 | 60.1 |
2. Начислен НДС с оказанной услуги | 19.4 | 60.1 |
3.Погашена задолженность перед поставщиками | 60.1 | 51.1 |
В соответствии с заключенными договорами организация может получать авансы. Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов используется субсчет 62.2 «Расчеты по авансам полученным (в рублях)».
Суммы, полученные авансом отражаются на счете 62.2 «Расчеты по авансам полученным (в рублях)» обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса по установленной ставке.
В таблице 7 представлены типовые бухгалтерские проводки по расчетам с покупателями по предоплате.
Таблица 7 - Типовые бухгалтерские проводки по расчетам с покупателями по предоплате
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
1. Получена предоплата за оказание услуги | 51.1 | 62.2 |
2. Начислен НДС с авансов полученных | 76 | 68.2 |
3. Отражена задолженность покупателя за оказание услуги | 62.1 | 90.1 |
4.Начислен НДС от выручки | 90.3 | 68.2 |
5. Восстановлен НДС по сумме аванса | 68.2 | 76.АВ |
6. Произведен зачет аванса | 62.2 | 62.1 |
Для обобщения информации о расчетах по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям по взносу в бюджеты. По дебету отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» [7, с.8].
Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в организации открывается субсчет.
К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыты следующие субсчета:
68.1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
68.2 «Расчеты по НДС»;
68.4 «Расчеты по налогам на прибыль»;
68.7 «Расчеты по транспортному налогу»;
68.8 «Расчеты по налогам на имущество».
Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде, а аналитический учет - в учетных регистрах по видам налогов [18, с.2].
Сальдо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» обычно кредитовое и показывает задолженность организации перед бюджетом.
Однако в ряде случаев оно может быть и дебетовое (при переплате какого-нибудь налога, не возмещенный НДС).
Бухгалтерские проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» представлены в таблице 8.