Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- реальные инвестиции, т.е. вложения в материальное производство (здания, сооружения, машины и оборудование, производственные запасы);

- портфельные инвестиции, т.е. вложения средств в ценные бумаги;

- нематериальные инвестиции, т.е. преобретение лицензий, прав, ноу-хау и т.д.

Разработка инвестиционной стратегии кризисного предприятия включает следующие виды работ:

  1. Поиск возможных инвестиционных проектов. На этом этапе формируются только идеи инвестиционных проектов.

  2. Предварительная подготовка инвестиционного проекта. На этом этапе осуществляется:

- поиск и подбор объектов инвестирования;

- ранжирование и отбор вариантов инвестиционных проектов с учетом их эффективности;

3. Определение объема инвестиций, т.е. определяются источники финансирования и оптимизируется их структура.

4. Окончательная формулировка инвестиционного проекта и оценка его приемлемости.

Особенностями разработки инвестиционной стратегии для кризисных предприятий является следующее:

1. Цель инвестиций – накопление максимального количества денежных средств для расчета по долгам с кредиторами.

2. Сроки окупаемости инвестиций ограничены сроками проведения процедур восстановления платежеспособности. Это или сроки, установленные арбитражным судом при проведении процедур банкротства, или сроки в течении которых кредиторы согласны ждать погашения долга.

3. Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов и опирается в основном на собственные ресурсы в связи с трудностью привлечения заемных средств предприятием, находящимся в кризисном положении.
9.2 Бизнес – план инвестиционного проекта.
Основное назначение бизнес – плана заключается в экономическом обосновании инвестиционного проекта.

Бизнес – план кризисного предприятия разрабатывается с целью вывода его из тяжелого экономического состояния и его назначение заключается в следующем:

- получить достоверную картину и оценить общее экономическое состояние предприятие и возможности выведения его из кризиса путем финансового вложения;

- определить состояние и емкость рынка сбыта традиционной для предприятия продукции и перспективной продукции;

- выяснить границы цен на основные виды продукции;

- оценить затраты, необходимые для выпуска конкретной продукции;

- выяснить факторы, которые могут оказать негативное влияние на
осуществление инвестиционного проекта, и определить средства для их нейтрализации;

- определить систему показателей для мониторинга бизнес – плана и оценки процессов выхода предприятия из кризиса.

Бизнес – план позволит оценить перспективу развития предприятия и определить целесообразность инвестиций в данный проект.

В зависимости от масштаба инвестиционного проекта бизнес-план может изменяться в широком диапазоне, т.е. степень его детализации может быть разной.

В общем виде бизнес – план содержит такие разделы.

  1. Титульный раздел.

  2. Резюме.

  3. Описание продукции.

  4. План маркетинга.

  5. Производственный план.

  6. Организационный план.

  7. Страхование рисков.

  8. Финансовый план.

  9. Приложения.

Титульный раздел – содержит наименование проекта, профиль и реквизиты предприятия, информацию о разработчиках проекта, сроки начала и окончание реализации проекта.

Резюме отражает суть проекта. В нем формируются цели проекта. Указывается:

- чем будет заниматься предприятие;

- сколько потребуется денежных средств;

- какой ожидается спрос на продукцию;

- как и когда будут возвращены денежные средства.

Описание продукции. Приводится общее описание продукта и сфера его применения, показываются преимущества продукции перед конкурирующими товарами, описывается процесс разработки продукта и степень его готовности, представляются патенты и лицензии.

План маркетинга – В нем определяется спрос на предполагаемую продукцию, анализируются сегменты рынка, намечается стратегия маркетинга.

В этом плане:

- устанавливаются требования потребителей к продукции;

- определяют уровень конкуренции;

- определяют рынок и каналы сбыта;

- определяют цену и ценовую политику;

- выбирают стратегию продвижения товара на рынок.

Производственный план. Он имеет следующее содержание:

- указывается место производства;

- определяется производственная мощность;

- указываются поставщики оборудования;

- описываются условия закупки материалов, полуфабрикатов, комплектующих и т.д.;

- указываются варианты производственной кооперации;

- дается схема производственных потоков на предприятии.

Организационный план содержит:



- сведения о кадровом обеспечении;

- описывается организационная структура управления;

- указывается порядок и сроки реализации проекта.

Страхование рисков В этом разделе описывается возможные риски при реализации проекта и мероприятия по снижению их отрицательного воздействия на результаты выполняемого проекта.

Финансовый план Он включает:

- план доходов и расходов;

- поток денежных поступлений;

- определение точки безубыточности;

- составление калькуляции себестоимости видов продукции;

- смету затрат на инвестиционный проект;

- определение финансового состояния предприятия (расчет коэффициентов ликвидности, автономии, платежеспособности и т.д.)

Приложение В приложение выносят документы, имеющие вспомогательное назначение. Это могут быть патенты, лицензии, результаты анкетирования потенциальных потребителей, техническая характеристика оборудования, проекты контрактов, финансовые расчеты и т.д.

Ценность бизнес – плана заключается в комплексности и направленности на перспективу

Бизнес – план позволяет:

- определить жизнеспособность инвестиционного проекта в условиях конкуренции;

- наметить ориентир, как должно развиваться предприятие;

- получить финансовую поддержку от инвесторов.
9.3 Оценка эффективности инвестиций
Для принятия управленческого решения по инвестиционным проектам необходимо сравнить объем инвестиций с ежегодным поступлением денежных средств. При этом следует учесть разновременность инвестиционных вложений и поступление денежных средств от реализации проекта, поэтому необходимо все денежные потоки привести к моменту начала инвестирования средств, т.е. выполнить процедуру дисконтирования потоков платежей с помощью коэффициента дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:


Где – коэффициент дисконтирования;

Е – норма дисконта (ставка дисконта);

Величина нормы дисконта складывается из трех составляющих:

- темпа инфляции - J;

- минимальной нормы прибыли МР;

- коэффициента, учитывающего степень риска R

E=J+MP+R

t – шаг горизонта расчета потока платежей;

Для сравнения инвестиционных проектов необходимо:


- определить размер ожидаемых денежных поступлений с распределением их по срокам поступления;

- обосновать ставку дисконтирования, которая отражала бы ожидаемую инвестором доходность и степень риска;

- рассчитать дисконтируемую стоимость каждого денежного потока.

Оценка эффективности инвестиционного проекта осуществляется с помощью следующих показателей:

  1. Чистая приведенная (текущая) стоимость или чистый дисконтированный доход (NPV)



Где Rt - общий (валовый ) доход от эксплуатации инвестиций, достигаемый на t-м шаге расчетного периода;

Зt – общие затраты участников проекта на том же шаге;

Т – расчетный период.

Если NPV >0, то проект следует принять;

Если NPV <0, то проект отвергается;

Если NPV=0, то проект следует принять при условии, что его реализация усилит поток доходов от ранее осуществленных проектов.

  1. Индекс доходности (рентабельности) (PI) определяется по формуле:



Это отношение чистого дисконтированного дохода и приведенным инвестиционным затратам.

Где Кt – величина инвестиционных вложений на t-м шаге расчетного периода.

Значение индекса доходности больше единицы, считается приемлемым для инвестиционного проекта.

  1. Внутренняя норма доходности представляет ту норму дисконта (Е), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.




  1. Срок окупаемости (СО) показывает срок возврата инвестиций через чистые поступления от реализации инвестиционного проекта.

При анализе инвестиционных проектов необходима, прежде всего, оценить целесообразность расходов на проект и возможность получения доходов.

Для оценки доходности инвестиций, следует определить: когда будет получен доход; какова будет его величина; как долго проект будет приносить доход; насколько велика вероятность получения дохода.


    1. Источники инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.


В кризисной ситуации предприятию сложно привлечь внешние инвестиции, поскольку риск инвестирования довольно велик, а инвестор всегда ищет выгодное вложение средств для получения в будущем дохода.


Для предприятий, находящихся в кризисном положении, очень важно найти способ мобилизации денежных средств.

Денежные средства могут быть получены путем перевода части активов предприятия в денежную форму или путем экономии затрат на содержание отдельных объектов и поддержание тех или иных программ.

Основными источниками финансирования инвестиционных проектов являются:

  1. Собственный финансовые средства (прибыль, резервные фонды, амортизационные отчисления, страховые выплаты и т.д.).

  2. Продажа краткосрочных финансовых вложений.

  3. Продажа запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).

  4. Продажа дебиторской задолженности через систему факторинга.

  5. Продажа инвестиций, которая заключается в остановке уже ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования.

  6. Продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неиспользуемых активов. При этом необходимо ранжировать объекты продаж по степени зависимости от них технологического процесса (цикла) предприятия. Должны быть соблюдены следующие правила:

– в первую очередь подлежат продаже объекты непроизводственной сферы и вспомогательного производства;

- во вторую очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла;

- в третью очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла.

- в четвертую очередь ликвидируется объекты основного производства, которая допустима только в качестве крайней меры.

6. Увеличение собственного капитала за счет помощи со стороны государства предприятиям имеющим стратегическое значение, а также предприятиям, входящим в холдинговые структуры. В этом случае предприятие может провести эмиссию акций. Эти эмитированные акции могут быть проданы на рынке ценных бумаг, а предприятие получает дополнительные средства для погашения своих обязательств.

7. Урегулирование кредиторской задолженности. Это позволяет предприятию использовать временно освободившиеся ресурсы направить на инвестиции производственной сферы.

Урегулирование задолженности возможно в форме обмена долгов на имущество предприятия. Такая мера оправдана в том случае, если имущество не является необходимым для хозяйственной деятельности в настоящий момент и не предполагаются его использование в ближайшем будущем.