Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- реальные инвестиции, т.е. вложения в материальное производство (здания, сооружения, машины и оборудование, производственные запасы);
- портфельные инвестиции, т.е. вложения средств в ценные бумаги;
- нематериальные инвестиции, т.е. преобретение лицензий, прав, ноу-хау и т.д.
Разработка инвестиционной стратегии кризисного предприятия включает следующие виды работ:
-
Поиск возможных инвестиционных проектов. На этом этапе формируются только идеи инвестиционных проектов. -
Предварительная подготовка инвестиционного проекта. На этом этапе осуществляется:
- поиск и подбор объектов инвестирования;
- ранжирование и отбор вариантов инвестиционных проектов с учетом их эффективности;
3. Определение объема инвестиций, т.е. определяются источники финансирования и оптимизируется их структура.
4. Окончательная формулировка инвестиционного проекта и оценка его приемлемости.
Особенностями разработки инвестиционной стратегии для кризисных предприятий является следующее:
1. Цель инвестиций – накопление максимального количества денежных средств для расчета по долгам с кредиторами.
2. Сроки окупаемости инвестиций ограничены сроками проведения процедур восстановления платежеспособности. Это или сроки, установленные арбитражным судом при проведении процедур банкротства, или сроки в течении которых кредиторы согласны ждать погашения долга.
3. Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов и опирается в основном на собственные ресурсы в связи с трудностью привлечения заемных средств предприятием, находящимся в кризисном положении.
9.2 Бизнес – план инвестиционного проекта.
Основное назначение бизнес – плана заключается в экономическом обосновании инвестиционного проекта.
Бизнес – план кризисного предприятия разрабатывается с целью вывода его из тяжелого экономического состояния и его назначение заключается в следующем:
- получить достоверную картину и оценить общее экономическое состояние предприятие и возможности выведения его из кризиса путем финансового вложения;
- определить состояние и емкость рынка сбыта традиционной для предприятия продукции и перспективной продукции;
- выяснить границы цен на основные виды продукции;
- оценить затраты, необходимые для выпуска конкретной продукции;
- выяснить факторы, которые могут оказать негативное влияние на
осуществление инвестиционного проекта, и определить средства для их нейтрализации;
- определить систему показателей для мониторинга бизнес – плана и оценки процессов выхода предприятия из кризиса.
Бизнес – план позволит оценить перспективу развития предприятия и определить целесообразность инвестиций в данный проект.
В зависимости от масштаба инвестиционного проекта бизнес-план может изменяться в широком диапазоне, т.е. степень его детализации может быть разной.
В общем виде бизнес – план содержит такие разделы.
-
Титульный раздел. -
Резюме. -
Описание продукции. -
План маркетинга. -
Производственный план. -
Организационный план. -
Страхование рисков. -
Финансовый план. -
Приложения.
Титульный раздел – содержит наименование проекта, профиль и реквизиты предприятия, информацию о разработчиках проекта, сроки начала и окончание реализации проекта.
Резюме отражает суть проекта. В нем формируются цели проекта. Указывается:
- чем будет заниматься предприятие;
- сколько потребуется денежных средств;
- какой ожидается спрос на продукцию;
- как и когда будут возвращены денежные средства.
Описание продукции. Приводится общее описание продукта и сфера его применения, показываются преимущества продукции перед конкурирующими товарами, описывается процесс разработки продукта и степень его готовности, представляются патенты и лицензии.
План маркетинга – В нем определяется спрос на предполагаемую продукцию, анализируются сегменты рынка, намечается стратегия маркетинга.
В этом плане:
- устанавливаются требования потребителей к продукции;
- определяют уровень конкуренции;
- определяют рынок и каналы сбыта;
- определяют цену и ценовую политику;
- выбирают стратегию продвижения товара на рынок.
Производственный план. Он имеет следующее содержание:
- указывается место производства;
- определяется производственная мощность;
- указываются поставщики оборудования;
- описываются условия закупки материалов, полуфабрикатов, комплектующих и т.д.;
- указываются варианты производственной кооперации;
- дается схема производственных потоков на предприятии.
Организационный план содержит:
- сведения о кадровом обеспечении;
- описывается организационная структура управления;
- указывается порядок и сроки реализации проекта.
Страхование рисков В этом разделе описывается возможные риски при реализации проекта и мероприятия по снижению их отрицательного воздействия на результаты выполняемого проекта.
Финансовый план Он включает:
- план доходов и расходов;
- поток денежных поступлений;
- определение точки безубыточности;
- составление калькуляции себестоимости видов продукции;
- смету затрат на инвестиционный проект;
- определение финансового состояния предприятия (расчет коэффициентов ликвидности, автономии, платежеспособности и т.д.)
Приложение В приложение выносят документы, имеющие вспомогательное назначение. Это могут быть патенты, лицензии, результаты анкетирования потенциальных потребителей, техническая характеристика оборудования, проекты контрактов, финансовые расчеты и т.д.
Ценность бизнес – плана заключается в комплексности и направленности на перспективу
Бизнес – план позволяет:
- определить жизнеспособность инвестиционного проекта в условиях конкуренции;
- наметить ориентир, как должно развиваться предприятие;
- получить финансовую поддержку от инвесторов.
9.3 Оценка эффективности инвестиций
Для принятия управленческого решения по инвестиционным проектам необходимо сравнить объем инвестиций с ежегодным поступлением денежных средств. При этом следует учесть разновременность инвестиционных вложений и поступление денежных средств от реализации проекта, поэтому необходимо все денежные потоки привести к моменту начала инвестирования средств, т.е. выполнить процедуру дисконтирования потоков платежей с помощью коэффициента дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:
Где – коэффициент дисконтирования;
Е – норма дисконта (ставка дисконта);
Величина нормы дисконта складывается из трех составляющих:
- темпа инфляции - J;
- минимальной нормы прибыли МР;
- коэффициента, учитывающего степень риска R
E=J+MP+R
t – шаг горизонта расчета потока платежей;
Для сравнения инвестиционных проектов необходимо:
- определить размер ожидаемых денежных поступлений с распределением их по срокам поступления;
- обосновать ставку дисконтирования, которая отражала бы ожидаемую инвестором доходность и степень риска;
- рассчитать дисконтируемую стоимость каждого денежного потока.
Оценка эффективности инвестиционного проекта осуществляется с помощью следующих показателей:
-
Чистая приведенная (текущая) стоимость или чистый дисконтированный доход (NPV)
Где Rt - общий (валовый ) доход от эксплуатации инвестиций, достигаемый на t-м шаге расчетного периода;
Зt – общие затраты участников проекта на том же шаге;
Т – расчетный период.
Если NPV >0, то проект следует принять;
Если NPV <0, то проект отвергается;
Если NPV=0, то проект следует принять при условии, что его реализация усилит поток доходов от ранее осуществленных проектов.
-
Индекс доходности (рентабельности) (PI) определяется по формуле:
Это отношение чистого дисконтированного дохода и приведенным инвестиционным затратам.
Где Кt – величина инвестиционных вложений на t-м шаге расчетного периода.
Значение индекса доходности больше единицы, считается приемлемым для инвестиционного проекта.
-
Внутренняя норма доходности представляет ту норму дисконта (Е), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.
-
Срок окупаемости (СО) показывает срок возврата инвестиций через чистые поступления от реализации инвестиционного проекта.
При анализе инвестиционных проектов необходима, прежде всего, оценить целесообразность расходов на проект и возможность получения доходов.
Для оценки доходности инвестиций, следует определить: когда будет получен доход; какова будет его величина; как долго проект будет приносить доход; насколько велика вероятность получения дохода.
-
Источники инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
В кризисной ситуации предприятию сложно привлечь внешние инвестиции, поскольку риск инвестирования довольно велик, а инвестор всегда ищет выгодное вложение средств для получения в будущем дохода.
Для предприятий, находящихся в кризисном положении, очень важно найти способ мобилизации денежных средств.
Денежные средства могут быть получены путем перевода части активов предприятия в денежную форму или путем экономии затрат на содержание отдельных объектов и поддержание тех или иных программ.
Основными источниками финансирования инвестиционных проектов являются:
-
Собственный финансовые средства (прибыль, резервные фонды, амортизационные отчисления, страховые выплаты и т.д.). -
Продажа краткосрочных финансовых вложений. -
Продажа запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.). -
Продажа дебиторской задолженности через систему факторинга. -
Продажа инвестиций, которая заключается в остановке уже ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования. -
Продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неиспользуемых активов. При этом необходимо ранжировать объекты продаж по степени зависимости от них технологического процесса (цикла) предприятия. Должны быть соблюдены следующие правила:
– в первую очередь подлежат продаже объекты непроизводственной сферы и вспомогательного производства;
- во вторую очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла;
- в третью очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла.
- в четвертую очередь ликвидируется объекты основного производства, которая допустима только в качестве крайней меры.
6. Увеличение собственного капитала за счет помощи со стороны государства предприятиям имеющим стратегическое значение, а также предприятиям, входящим в холдинговые структуры. В этом случае предприятие может провести эмиссию акций. Эти эмитированные акции могут быть проданы на рынке ценных бумаг, а предприятие получает дополнительные средства для погашения своих обязательств.
7. Урегулирование кредиторской задолженности. Это позволяет предприятию использовать временно освободившиеся ресурсы направить на инвестиции производственной сферы.
Урегулирование задолженности возможно в форме обмена долгов на имущество предприятия. Такая мера оправдана в том случае, если имущество не является необходимым для хозяйственной деятельности в настоящий момент и не предполагаются его использование в ближайшем будущем.