Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Роль инноваций в антикризисном управлении.
8.1 Понятие инновации. Виды инноваций.

8.2 Инновационный потенциал предприятия.

8.3. Инновационные стратегии в системе антикризисного управления.
8.1 Понятие инновации. Виды инноваций.
Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Все инновации можно классифицировать по следующим праздникам:

  1. По степени новизны:

- радикальные, которые реализуют открытия, крупные изобретения и формируют новые поколения техники и технологии;

- улучшающие инновации, которые позволяют значительно усовершенствовать существующий продукт и технологию производства;

- псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревшей техники, технологии и организации производства.

2. По объекту применения:

- продуктивные, ориентированные на производство новых продуктов, материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

- технологические, направленные на создание и применение новой технологии;

- комплексные, представляющие сочетание продуктовых и технологических инноваций.

3. По масштабу применения:

- отраслевые;

- межотраслевые;

- региональные;

- в рамках предприятия.

4. По причине возникновения:

- реактивные (адаптивные), обеспечивающие выживания предприятия, как реакция на нововведение конкурентов;

- стратегические, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ.

5. По виду эффективности:

- экономические;

- социальные;

- экологические;

- интегральные.

Создание, освоение и распространение инноваций представляет собой инновационный процесс.

Участниками инновационного процесса выступают создатели инноваций и потребители инноваций. Выделяют следующие фазы инновационного процесса:

Создание, оно включает научно – исследовательские работы (фундаментальные, поисковые, прикладные), опытно – конструкторские работы, опытное производство. На данной фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

Распространение – это информационный процесс, заключающийся в восприятии информации предприятиями о инновациях и практическое ее использование в совей производственно – хозяйственной деятельности.


Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Итак, инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Этот процесс не прерывается и после внедрения, поскольку по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства.
8.2 Инновационный потенциал предприятия
Инновационный потенциал – это мера готовности предприятия выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели (мера готовности к реализации инновационных проектов и программ).

Процесс формирования инновационного потенциала предприятия проходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Внешние факторы:

- промышленная политика государства;

- конкуренция на рынке;

- информационная среда;

- развитие системы производственного кооперирования;

- правовое обеспечение бизнеса;

- инвестиционно–инновационный климат;

- доступ к ресурсам;

- сбытовая политика;

- бюджетно-финансовая поддержка.

Внутренние факторы:

- финансовые показатели;

- состояние техники;

- уровень организации производства и управления;

- кадровый потенциал и т.д.

Инновационный потенциал предприятия определяется с помощью следующих показателей:

  1. Затратные показатели:

- удельный вес затрат на НИОКР в суммарных затратах на производство;

- удельный вес затрат на приобретение лицензий в суммарных затратах на производство.

2) Кадровые показатели:

- удельный вес персонала, задействованного в инновационных проектах, в общей численности промышленно- производственного персонала;

- удельный вес специалистов, задействованных в инновационных проектах, в общей численности специалистов на предприятии;

- квалификационный уровень специалистов, задействованных в инновационных проектах;

- средний возраст специалистов.

3)Показатели технического уровня производства:

- доля автоматического и полуавтоматического оборудования в общем количестве оборудования;



- удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 5-ти лет;

- среднее время использование основных технологических процессов.

4) Показатели нематериальных активов:

- удельный вес нематериальных активов в общей стоимости основных фондов;

- удельный вес собственных нематериальных активов в стоимости нематериальных активов.

5- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 1 года;

- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 3 лет;

- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 5 лет;

- средняя продолжительность внедрения новшеств.

6) Показатели обновляемости продукции:

- удельный вес принципиально новой продукции в общем объеме реализованной продукции;

- удельный вес усовершенствованной продукции в общем объеме реализованной продукции.

7) Показатели результативности нововведений:

- удельный вес прибыли, полученной от внедрения новшеств;

- эффективность нововведений как отношение прибыли от реализации нововведений к затратам на их разработку и внедрение.

Основными факторами сдерживающими инновационное развитие предприятий являются:

- нестабильная ситуация в экономике;

- недостаток собственных средств для финансирования инноваций;

- недостаточная квалификация персонала для осуществления инноваций;

- высокая текучесть кадров.

8.3 Инновационные стратегии в системе антикризисного управления
Преодоление кризисных ситуаций на предприятии возможно только с появлением нового продукта, новой технологии, новых организационных форм управления, формированием новых взглядов на бизнес – процессы и т.д.

В условиях кризиса необходимо определить приоритеты, т.е. выбрать инновационную стратегию, определяющую выживание организации. Инновационная стратегия позволяет конкретизировать цели, методы и средства внедрения новшеств, область их применения и возможности диверсификации производства, оценить целесообразность совершенствования ранее выпускаемых продуктов и процессов, определить реальные инновационные возможности организации в данный момент и в перспективе.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий в зависимости от условий их реализации и степени развития самой организации.

Наступательная стратегиязаключается в стремлении организации быть первой на рынке новой продукции. Основным фактором успеха этой стратегии является высокий уровень квалификации и профессионализм в инновационной сфере, способность предвидения рыночных перспектив и умение быстро адаптироваться к изменениям.


Защитная стратегия используется при наличии значительной доли рынка, не занятой конкурентами, возможностей получения прибыли, за счет относительно низких издержек. Для этой стратегии характерно усиленное внимание к разработкам, нежели к исследованиям.

Лицензионная стратегия предусматривает необходимость проведения собственных научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ для более точного выбора лицензий для покупки.

Промежуточная стратегия характеризуется стремлением избежать прямого столкновения рыночных интересов между конкурентами. Эта стратегия в значительной степени основывается на маркетинговых исследованиях, требует высокой творческой активности персонала маркетинговых служб. Эта стратегия может обеспечить организации быструю окупаемость вложенных средств, и в некоторых случаях может привести к занятию монопольного положения на рынке.

Стратегия захвата предполагает резкое вторжение производителя на рынок, которое способно привести к его сокращению. Это может произойти при наличии у производителя таких продуктов, с которыми он может выйти на не свойственный для него рынок, где он ранее не был представлен. Прибыль в этом случае может быть получена в результате переориентации потребителей с традиционного продукта на новый продукт.

Стратегия создания нового рынка предполагает, что в данный период организации является единственным производителем нового продукта. Эффективность этой стратегии зависит от качества маркетинговых исследований, от инновационной активности персонала и от позиции руководителя.

На практике процесс выбора конкретного типа инновационной стратегии, как правило, предполагает определение той приоритетной сферы, которая будет играть ведущую роль в перспективном развитии организации.
Вопросы для самопроверки

  1. Что такое инновации и как классифицируются инновации?

  2. Что такое инновационный потенциал предприятия и какие факторы оказывают влияния на его формирование?

  3. Какие существуют типы инновационных стратегий организации?



тема 9 Инвестиционная политика в антикризисном управлении
9.1 Характеристика инвестиционного процесса

9.2 Бизнес-план инвестиционного проекта

9.3 Оценка эффективности инвестиций

9.4 Источники инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

9.1 Характеристика инвестиционного процесса
Одним из важных направлений антикризисного управления являются инвестиции, т.е. вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, технологии, оборудование, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Субъекты, осуществляющие инвестиции, называются инвесторами, которые бывают внутренними и внешними.

Внутренние инвесторы – это само предприятие в условиях кризисной ситуации предприятия как правило, ограниченно в средствах для инвестирования в долговременные проекты, однако оно располагает зданиями и оборудованием, которое может продать, а вырученные деньги направить в инвестиционные проекты.

Внешние инвесторы – это юридические лица, вкладывающие средства в кризисное предприятие.

Они подразделяют на две группы:

- портфельные инвесторы, вложившие денежные средства в покупку ценных бумаг предприятия;

- стратегические инвесторы, направляющие свои денежные средства на приобретения основных и оборотных фондов.

Осуществление инвестиционного процесса базируется на стратегическом планировании.

Основой для составления стратегического плана являются исследование тенденций кризисных процессов и ресурсных возможностей предприятия.

Главное отличие антикризисной инвестиционной стратегии от стратегии благополучных предприятий заключается в жестком ограничении сроков окупаемости инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика кризисного предприятия реализуется в комплексных программах деятельности предприятия, составными элементами которых выступают инвестиционные проекты.

Инвестиционный проект содержит технико–экономическое обоснование предлагаемого мероприятия, его ресурсное обеспечение и порядок действия по его осуществлению.

Реализация инвестиционного проекта проходит следующие стадии:

  1. Стадия разработки инвестиционной стратегии, т.е. поиск инвестиционных идей, выбор варианта проекта.

  2. Стадия инвестирования.

  3. Стадия эксплуатации.

Различают следующие виды инвестиций: