Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Роль инноваций в антикризисном управлении.
8.1 Понятие инновации. Виды инноваций.
8.2 Инновационный потенциал предприятия.
8.3. Инновационные стратегии в системе антикризисного управления.
8.1 Понятие инновации. Виды инноваций.
Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Все инновации можно классифицировать по следующим праздникам:
- радикальные, которые реализуют открытия, крупные изобретения и формируют новые поколения техники и технологии;
- улучшающие инновации, которые позволяют значительно усовершенствовать существующий продукт и технологию производства;
- псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревшей техники, технологии и организации производства.
2. По объекту применения:
- продуктивные, ориентированные на производство новых продуктов, материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические, направленные на создание и применение новой технологии;
- комплексные, представляющие сочетание продуктовых и технологических инноваций.
3. По масштабу применения:
- отраслевые;
- межотраслевые;
- региональные;
- в рамках предприятия.
4. По причине возникновения:
- реактивные (адаптивные), обеспечивающие выживания предприятия, как реакция на нововведение конкурентов;
- стратегические, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ.
5. По виду эффективности:
- экономические;
- социальные;
- экологические;
- интегральные.
Создание, освоение и распространение инноваций представляет собой инновационный процесс.
Участниками инновационного процесса выступают создатели инноваций и потребители инноваций. Выделяют следующие фазы инновационного процесса:
Создание, оно включает научно – исследовательские работы (фундаментальные, поисковые, прикладные), опытно – конструкторские работы, опытное производство. На данной фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
Распространение – это информационный процесс, заключающийся в восприятии информации предприятиями о инновациях и практическое ее использование в совей производственно – хозяйственной деятельности.
Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Итак, инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.
Этот процесс не прерывается и после внедрения, поскольку по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства.
8.2 Инновационный потенциал предприятия
Инновационный потенциал – это мера готовности предприятия выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели (мера готовности к реализации инновационных проектов и программ).
Процесс формирования инновационного потенциала предприятия проходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- промышленная политика государства;
- конкуренция на рынке;
- информационная среда;
- развитие системы производственного кооперирования;
- правовое обеспечение бизнеса;
- инвестиционно–инновационный климат;
- доступ к ресурсам;
- сбытовая политика;
- бюджетно-финансовая поддержка.
Внутренние факторы:
- финансовые показатели;
- состояние техники;
- уровень организации производства и управления;
- кадровый потенциал и т.д.
Инновационный потенциал предприятия определяется с помощью следующих показателей:
- удельный вес затрат на НИОКР в суммарных затратах на производство;
- удельный вес затрат на приобретение лицензий в суммарных затратах на производство.
2) Кадровые показатели:
- удельный вес персонала, задействованного в инновационных проектах, в общей численности промышленно- производственного персонала;
- удельный вес специалистов, задействованных в инновационных проектах, в общей численности специалистов на предприятии;
- квалификационный уровень специалистов, задействованных в инновационных проектах;
- средний возраст специалистов.
3)Показатели технического уровня производства:
- доля автоматического и полуавтоматического оборудования в общем количестве оборудования;
- удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 5-ти лет;
- среднее время использование основных технологических процессов.
4) Показатели нематериальных активов:
- удельный вес нематериальных активов в общей стоимости основных фондов;
- удельный вес собственных нематериальных активов в стоимости нематериальных активов.
5- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 1 года;
- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 3 лет;
- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 5 лет;
- средняя продолжительность внедрения новшеств.
6) Показатели обновляемости продукции:
- удельный вес принципиально новой продукции в общем объеме реализованной продукции;
- удельный вес усовершенствованной продукции в общем объеме реализованной продукции.
7) Показатели результативности нововведений:
- удельный вес прибыли, полученной от внедрения новшеств;
- эффективность нововведений как отношение прибыли от реализации нововведений к затратам на их разработку и внедрение.
Основными факторами сдерживающими инновационное развитие предприятий являются:
- нестабильная ситуация в экономике;
- недостаток собственных средств для финансирования инноваций;
- недостаточная квалификация персонала для осуществления инноваций;
- высокая текучесть кадров.
8.3 Инновационные стратегии в системе антикризисного управления
Преодоление кризисных ситуаций на предприятии возможно только с появлением нового продукта, новой технологии, новых организационных форм управления, формированием новых взглядов на бизнес – процессы и т.д.
В условиях кризиса необходимо определить приоритеты, т.е. выбрать инновационную стратегию, определяющую выживание организации. Инновационная стратегия позволяет конкретизировать цели, методы и средства внедрения новшеств, область их применения и возможности диверсификации производства, оценить целесообразность совершенствования ранее выпускаемых продуктов и процессов, определить реальные инновационные возможности организации в данный момент и в перспективе.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий в зависимости от условий их реализации и степени развития самой организации.
Наступательная стратегиязаключается в стремлении организации быть первой на рынке новой продукции. Основным фактором успеха этой стратегии является высокий уровень квалификации и профессионализм в инновационной сфере, способность предвидения рыночных перспектив и умение быстро адаптироваться к изменениям.
Защитная стратегия используется при наличии значительной доли рынка, не занятой конкурентами, возможностей получения прибыли, за счет относительно низких издержек. Для этой стратегии характерно усиленное внимание к разработкам, нежели к исследованиям.
Лицензионная стратегия предусматривает необходимость проведения собственных научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ для более точного выбора лицензий для покупки.
Промежуточная стратегия характеризуется стремлением избежать прямого столкновения рыночных интересов между конкурентами. Эта стратегия в значительной степени основывается на маркетинговых исследованиях, требует высокой творческой активности персонала маркетинговых служб. Эта стратегия может обеспечить организации быструю окупаемость вложенных средств, и в некоторых случаях может привести к занятию монопольного положения на рынке.
Стратегия захвата предполагает резкое вторжение производителя на рынок, которое способно привести к его сокращению. Это может произойти при наличии у производителя таких продуктов, с которыми он может выйти на не свойственный для него рынок, где он ранее не был представлен. Прибыль в этом случае может быть получена в результате переориентации потребителей с традиционного продукта на новый продукт.
Стратегия создания нового рынка предполагает, что в данный период организации является единственным производителем нового продукта. Эффективность этой стратегии зависит от качества маркетинговых исследований, от инновационной активности персонала и от позиции руководителя.
На практике процесс выбора конкретного типа инновационной стратегии, как правило, предполагает определение той приоритетной сферы, которая будет играть ведущую роль в перспективном развитии организации.
Вопросы для самопроверки
тема 9 Инвестиционная политика в антикризисном управлении
9.1 Характеристика инвестиционного процесса
9.2 Бизнес-план инвестиционного проекта
9.3 Оценка эффективности инвестиций
9.4 Источники инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
9.1 Характеристика инвестиционного процесса
Одним из важных направлений антикризисного управления являются инвестиции, т.е. вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, технологии, оборудование, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
Субъекты, осуществляющие инвестиции, называются инвесторами, которые бывают внутренними и внешними.
Внутренние инвесторы – это само предприятие в условиях кризисной ситуации предприятия как правило, ограниченно в средствах для инвестирования в долговременные проекты, однако оно располагает зданиями и оборудованием, которое может продать, а вырученные деньги направить в инвестиционные проекты.
Внешние инвесторы – это юридические лица, вкладывающие средства в кризисное предприятие.
Они подразделяют на две группы:
- портфельные инвесторы, вложившие денежные средства в покупку ценных бумаг предприятия;
- стратегические инвесторы, направляющие свои денежные средства на приобретения основных и оборотных фондов.
Осуществление инвестиционного процесса базируется на стратегическом планировании.
Основой для составления стратегического плана являются исследование тенденций кризисных процессов и ресурсных возможностей предприятия.
Главное отличие антикризисной инвестиционной стратегии от стратегии благополучных предприятий заключается в жестком ограничении сроков окупаемости инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика кризисного предприятия реализуется в комплексных программах деятельности предприятия, составными элементами которых выступают инвестиционные проекты.
Инвестиционный проект содержит технико–экономическое обоснование предлагаемого мероприятия, его ресурсное обеспечение и порядок действия по его осуществлению.
Реализация инвестиционного проекта проходит следующие стадии:
Различают следующие виды инвестиций:
8.1 Понятие инновации. Виды инноваций.
8.2 Инновационный потенциал предприятия.
8.3. Инновационные стратегии в системе антикризисного управления.
8.1 Понятие инновации. Виды инноваций.
Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Все инновации можно классифицировать по следующим праздникам:
-
По степени новизны:
- радикальные, которые реализуют открытия, крупные изобретения и формируют новые поколения техники и технологии;
- улучшающие инновации, которые позволяют значительно усовершенствовать существующий продукт и технологию производства;
- псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревшей техники, технологии и организации производства.
2. По объекту применения:
- продуктивные, ориентированные на производство новых продуктов, материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические, направленные на создание и применение новой технологии;
- комплексные, представляющие сочетание продуктовых и технологических инноваций.
3. По масштабу применения:
- отраслевые;
- межотраслевые;
- региональные;
- в рамках предприятия.
4. По причине возникновения:
- реактивные (адаптивные), обеспечивающие выживания предприятия, как реакция на нововведение конкурентов;
- стратегические, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ.
5. По виду эффективности:
- экономические;
- социальные;
- экологические;
- интегральные.
Создание, освоение и распространение инноваций представляет собой инновационный процесс.
Участниками инновационного процесса выступают создатели инноваций и потребители инноваций. Выделяют следующие фазы инновационного процесса:
Создание, оно включает научно – исследовательские работы (фундаментальные, поисковые, прикладные), опытно – конструкторские работы, опытное производство. На данной фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
Распространение – это информационный процесс, заключающийся в восприятии информации предприятиями о инновациях и практическое ее использование в совей производственно – хозяйственной деятельности.
Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Итак, инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.
Этот процесс не прерывается и после внедрения, поскольку по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства.
8.2 Инновационный потенциал предприятия
Инновационный потенциал – это мера готовности предприятия выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели (мера готовности к реализации инновационных проектов и программ).
Процесс формирования инновационного потенциала предприятия проходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- промышленная политика государства;
- конкуренция на рынке;
- информационная среда;
- развитие системы производственного кооперирования;
- правовое обеспечение бизнеса;
- инвестиционно–инновационный климат;
- доступ к ресурсам;
- сбытовая политика;
- бюджетно-финансовая поддержка.
Внутренние факторы:
- финансовые показатели;
- состояние техники;
- уровень организации производства и управления;
- кадровый потенциал и т.д.
Инновационный потенциал предприятия определяется с помощью следующих показателей:
-
Затратные показатели:
- удельный вес затрат на НИОКР в суммарных затратах на производство;
- удельный вес затрат на приобретение лицензий в суммарных затратах на производство.
2) Кадровые показатели:
- удельный вес персонала, задействованного в инновационных проектах, в общей численности промышленно- производственного персонала;
- удельный вес специалистов, задействованных в инновационных проектах, в общей численности специалистов на предприятии;
- квалификационный уровень специалистов, задействованных в инновационных проектах;
- средний возраст специалистов.
3)Показатели технического уровня производства:
- доля автоматического и полуавтоматического оборудования в общем количестве оборудования;
- удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 5-ти лет;
- среднее время использование основных технологических процессов.
4) Показатели нематериальных активов:
- удельный вес нематериальных активов в общей стоимости основных фондов;
- удельный вес собственных нематериальных активов в стоимости нематериальных активов.
5- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 1 года;
- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 3 лет;
- инновационные проекты со сроком создания и освоения до 5 лет;
- средняя продолжительность внедрения новшеств.
6) Показатели обновляемости продукции:
- удельный вес принципиально новой продукции в общем объеме реализованной продукции;
- удельный вес усовершенствованной продукции в общем объеме реализованной продукции.
7) Показатели результативности нововведений:
- удельный вес прибыли, полученной от внедрения новшеств;
- эффективность нововведений как отношение прибыли от реализации нововведений к затратам на их разработку и внедрение.
Основными факторами сдерживающими инновационное развитие предприятий являются:
- нестабильная ситуация в экономике;
- недостаток собственных средств для финансирования инноваций;
- недостаточная квалификация персонала для осуществления инноваций;
- высокая текучесть кадров.
8.3 Инновационные стратегии в системе антикризисного управления
Преодоление кризисных ситуаций на предприятии возможно только с появлением нового продукта, новой технологии, новых организационных форм управления, формированием новых взглядов на бизнес – процессы и т.д.
В условиях кризиса необходимо определить приоритеты, т.е. выбрать инновационную стратегию, определяющую выживание организации. Инновационная стратегия позволяет конкретизировать цели, методы и средства внедрения новшеств, область их применения и возможности диверсификации производства, оценить целесообразность совершенствования ранее выпускаемых продуктов и процессов, определить реальные инновационные возможности организации в данный момент и в перспективе.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий в зависимости от условий их реализации и степени развития самой организации.
Наступательная стратегиязаключается в стремлении организации быть первой на рынке новой продукции. Основным фактором успеха этой стратегии является высокий уровень квалификации и профессионализм в инновационной сфере, способность предвидения рыночных перспектив и умение быстро адаптироваться к изменениям.
Защитная стратегия используется при наличии значительной доли рынка, не занятой конкурентами, возможностей получения прибыли, за счет относительно низких издержек. Для этой стратегии характерно усиленное внимание к разработкам, нежели к исследованиям.
Лицензионная стратегия предусматривает необходимость проведения собственных научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ для более точного выбора лицензий для покупки.
Промежуточная стратегия характеризуется стремлением избежать прямого столкновения рыночных интересов между конкурентами. Эта стратегия в значительной степени основывается на маркетинговых исследованиях, требует высокой творческой активности персонала маркетинговых служб. Эта стратегия может обеспечить организации быструю окупаемость вложенных средств, и в некоторых случаях может привести к занятию монопольного положения на рынке.
Стратегия захвата предполагает резкое вторжение производителя на рынок, которое способно привести к его сокращению. Это может произойти при наличии у производителя таких продуктов, с которыми он может выйти на не свойственный для него рынок, где он ранее не был представлен. Прибыль в этом случае может быть получена в результате переориентации потребителей с традиционного продукта на новый продукт.
Стратегия создания нового рынка предполагает, что в данный период организации является единственным производителем нового продукта. Эффективность этой стратегии зависит от качества маркетинговых исследований, от инновационной активности персонала и от позиции руководителя.
На практике процесс выбора конкретного типа инновационной стратегии, как правило, предполагает определение той приоритетной сферы, которая будет играть ведущую роль в перспективном развитии организации.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое инновации и как классифицируются инновации? -
Что такое инновационный потенциал предприятия и какие факторы оказывают влияния на его формирование? -
Какие существуют типы инновационных стратегий организации?
тема 9 Инвестиционная политика в антикризисном управлении
9.1 Характеристика инвестиционного процесса
9.2 Бизнес-план инвестиционного проекта
9.3 Оценка эффективности инвестиций
9.4 Источники инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
9.1 Характеристика инвестиционного процесса
Одним из важных направлений антикризисного управления являются инвестиции, т.е. вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, технологии, оборудование, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
Субъекты, осуществляющие инвестиции, называются инвесторами, которые бывают внутренними и внешними.
Внутренние инвесторы – это само предприятие в условиях кризисной ситуации предприятия как правило, ограниченно в средствах для инвестирования в долговременные проекты, однако оно располагает зданиями и оборудованием, которое может продать, а вырученные деньги направить в инвестиционные проекты.
Внешние инвесторы – это юридические лица, вкладывающие средства в кризисное предприятие.
Они подразделяют на две группы:
- портфельные инвесторы, вложившие денежные средства в покупку ценных бумаг предприятия;
- стратегические инвесторы, направляющие свои денежные средства на приобретения основных и оборотных фондов.
Осуществление инвестиционного процесса базируется на стратегическом планировании.
Основой для составления стратегического плана являются исследование тенденций кризисных процессов и ресурсных возможностей предприятия.
Главное отличие антикризисной инвестиционной стратегии от стратегии благополучных предприятий заключается в жестком ограничении сроков окупаемости инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика кризисного предприятия реализуется в комплексных программах деятельности предприятия, составными элементами которых выступают инвестиционные проекты.
Инвестиционный проект содержит технико–экономическое обоснование предлагаемого мероприятия, его ресурсное обеспечение и порядок действия по его осуществлению.
Реализация инвестиционного проекта проходит следующие стадии:
-
Стадия разработки инвестиционной стратегии, т.е. поиск инвестиционных идей, выбор варианта проекта. -
Стадия инвестирования. -
Стадия эксплуатации.
Различают следующие виды инвестиций: