Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- эвристические – их решения требует творчества, поиска, озарения.
-
Условия разработки решений:
- относительно стабильные, благоприятные, при которых менеджер не сталкивается с непредвиденным ситуациям;
- экстремальные, когда решения принимаются в авральном режиме, и от профессионализма и решительности менеджера зависит судьба организации;
- кризисные управленческие решения принимаются в условиях ухудшения всех технико-экономических показателей организации.
-
Достаточность исходной информации:
– недостаточный объем информации для решения проблемы;
- достаточный объем информации для решения проблемы;
- избыточный объем информации, в этом случае менеджер должен выявить только необходимую информацию для решения проблемы.
4. Достоверность исходной информации:
- явно недостоверная, не позволяющая решить проблему;
- псевдодостоверная, т.е. соответствующая условиям задачи, однако несущая в себе сведения, которые не позволяют решить проблему;
- полностью достоверная, позволяющая решить поставленную задачу.
5. Техническое оснащение:
- отсутствуют, т.е. нет необходимых технических средств для обработки информации;
- имеется в недостаточном объеме, т.е. нет технических средств для качественной обработки информации;
- имеются в достатке технические средства для качественной обработки информации и принятия решения по проблеме.
Процесс разработки управленческих решений в антикризисном управлении состоит из следующих этапов.
Первый этап. Разработка системы мер по предупреждению кризиса или вывода организации из кризисной ситуации.
Второй этап. Сбор исходной информации о ситуации в организации и ее анализ.
Третий этап. Морфологический анализ внешней и внутренней обстановки, исследование случайных и закономерных тенденций, угроз и возможностей развития организации.
Четвертый этап. Поиск вариантов избежание кризиса, смягчения или путей вывода организации из кризисной ситуации.
Пятый этап. Контроль за протекающими процессами. В дальнейшем, если ситуация не изменится в лучшую сторону, то вновь возвращаются к проблеме вывода организации из кризиса.
Шестой этап. Если кризисная ситуация оказала значительное негативное воздействие на деятельность организации и дальнейшее ее существование невозможно, то организация прекращает деятельность и объявляется банкротом.
Седьмой этап. Если кризисная ситуация оказала слабое негативное воздействие на деятельность организации, то осуществляют ее реформирование (меняют статус, сокращают убыточные производства, проводят аутсорсинг, меняют структуру и т.д.).
Восьмой этап.На этом этапе определяют ресурсы, которые необходимы для достижения целей организации.
Девятый этап. Осуществляется разработка мероприятий по реализации поставленных целей, т.е. составляется программа действий по реализации антикризисных управленческих решений.
Десятый этап.На этом этапе проводится проверка возможностей достижения поставленных целей.
Одиннадцатый этап. Осуществляется формирование управленческих решений по выходу из кризисной ситуации.
5.3. Морфологический анализ проблем
Морфологический анализ - это экспертный метод изучения всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой проблемы. Он включает следующие действия:
-
Определяются причины возникновения опасности или реальной кризисной ситуации; -
Проводится ранжирование причин кризиса по критерию важности с выделением управляемых и неуправляемых процессов; -
Анализируется отраслевая направленность деятельности некоторых производственных подразделений, что необходимо для дальнейшего выбора стратегии; -
Выбирается стратегия деятельности организации при этом могут быть три варианта:
- все направления деятельности организации остаются прежними;
- в деятельности организации вносятся элементы нового;
- деятельность организации изменяется полностью.
- если все направления деятельности остаются прежними, то это означает в настоящее время нецелесообразно производить какие-либо изменения – это может ухудшить сложившуюся ситуацию;
- если в работу организации вносятся элементы нового, т.е. изменяются сырье, технология, маркетинг и т.д., то это позволит организации несколько повысить свою конкурентоспособность на рынке;
- если деятельность организации изменяется полностью (сырье, технология, продукция, структура и т.д.), то это означает, что новые направления деятельности позволят предприятию выйти из кризисной ситуации и стать конкурентоспособным на новом рынке.
5. Проводится анализ деятельности организации по каждому направлению и сравнивается с другими организациями, выпускающих аналогичную продукцию и использующих аналогичную стратегию.
Цель проведения такого анализа – выявление наиболее перспективного направления деятельности организации, которого она будет в будущем придерживаться.
6. Проводится проверка взаимосвязи и взаимоувязки направлений деятельности в единую систему, т.е. выявление противоречий между различными направлениями деятельности. Если они существуют, то их необходимо устранить, либо повторно провести выбор стратегии будущей деятельности организации, если их нет то следует определить конкурентоспособность в новых условиях.
7. Оценивается возможность конкурентоспособности организации при новых условиях работы. Для выявления конкурентных преимуществ проводится сопоставительный анализ. Конкурентную ситуацию на рынке определяют такие показатели: доля продукции на рынке, качество продукции, издержки по сравнению с главными конкурентами, а также прибыль и рентабельность.
5.4. Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
В условиях кризиса наиболее важными направлениями анализа являются:
- финансово-хозяйственная деятельность;
- информационное обеспечение;
- экономическая ситуация в организации;
- продажа продукции и поведение организации на рынке;
- деятельность маркетинговой службы организации.
Анализ финансово – хозяйственной деятельности включает: анализ финансового состояния и анализ финансовых результатов.
Анализ финансового состояния включает:
- анализ динамики состава и структуры имущества организации;
- оценку движения источников финансирования;
- анализ состояния запасов и затрат;
- анализ финансовых коэффициентов (ликвидносьти, автономии и др.)
Финансовые результаты оцениваются с помощью показателей прибыли и рентабельности.
Анализ информационного обеспечения показывает достаточность и ценность информации для принятия эффективных решений в антикризисном управлении. Для этого требуется:
- выявить, как организовано поступление информации руководству организации, достаточно ли ее для оперативного управления;
- определить, устраивает ли система информационного обеспечения специалистов по антикризисному управлению;
- решить вопрос о своевременности предоставление информации.
Анализ экономической ситуации - это прежде всего управление себестоимостью (затратами). Управлять себестоимостью – значит планировать и контролировать затраты, а затем предпринимать необходимые меры, чтобы себестоимость соответствовала определенным нормативам.
Анализ продаж продукции и поведение организации на рынке включает:
-
Маркетинговую оценку объема продаж:
– проследить статистические данные о ежемесячных продажах;
- проследить сезонные колебания продаж;
- изучить, какие особенности выпускаемого товара отличают его от товаров – конкурентов.
2. Оценку существующей схемы продаж:
- изучить пути распространения продукции (прямые продажи, магазины, бартер и т.д.);
- описать существующие схемы продаж конкурентов;
- определить, что из опыта конкурентов можно использовать.
3. Выявление основного потребителя и возможности расширения рынка сбыта, т.е. следует определить:
- какой объем продукции приобретает основной потребитель и может ли он купить больше;
- стабильно ли поведение основного потребителя;
- почему потребители покупают именно у нас (традиция, качество товара, цена товара и т.д.);
- где сосредоточены основные потребители продукции, можно ли расширить регион продаж;
- пополняется ли рынок сбыта новыми конкурентами и новыми покупателями;
- можно ли снизить цену на продукцию, если качество продукции других предприятий лучше;
4. Анализ проблем, возникающих при продажах, следует определить:
- существует ли брак продукции;
- часто ли возникают неплатежи при продаже товара;
- как надежно работают поставщики.
5. Анализ персонала и системы оплаты труда в отделе продаж включает:
- определение состава сотрудников (образование, опыт работы, возраст);
- личный отчетного каждого сотрудника о продажах за последние годы работы;
- рассмотрение предложение сотрудников по реорганизации и улучшению сбыта;
- рассмотреть систему оплаты труда сотрудников зависящей от количества проданного товара.
Оценка деятельности маркетинговой службы осуществляется по таким направлениям:
-
Реклама и связь с общественностью:
- определяется как проводилась реклама в последние годы;
- оценивается эффективность различных видов рекламы;
- анализируется участие организации в выставках, семинарах, общественных мероприятиях;
- проводилась ли обучение персонала на специализированных курсах;
- проводились ли маркетинговые опросы.
Вопросы для самопроверки
-
Что понимается под технологией антикризисного управления. -
Какие факторы оказывают влияние на специфику антикризисного управления? -
Назовите этапы разработки управленческих решений в антикризисном управлении. -
Что собой представляет морфологический анализ? -
Какие направления деятельности анализируются в технологии антикризисного управления?