ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 332
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нации (этнонации) возникают в период разложения феодализма и зарождения буржуазных отношений. Их внутриэкономические связи имеют уже капиталистическую природу, основаны на развитой промышленности, в то время как в экономике народностей преобладает сельскохозяйственное и промыслово-кооперативное производство. Как правило, нации существенно многочисленнее народностей, а их территориальное единство усиливается собственным государственным образованием в статусе суверенного государства, субъекта федерации либо, в крайнем случае, законодательной (политической) автономии. Нации объективно имеют больше возможностей для культурного и языкового развития. С развитием техники и технологий, расширением научно-технического прогресса, повышением уровня жизни населения и совершенствованием его социальной структуры различия между нациями и народностями в цивилизованных современных государствах стираются.
Национальные группы представляют собой части наций или народностей, по историческим причинам территориально отделенные от основного этнического массива и проживающие в иноэтнической среде, благодаря чему они приобретают этнографическое своеобразие и особое этническое самосознание. Это не только «кусочки» зарубежных этносов, как, например, немцы и поляки в Российской Федерации или русские в Германии или во Франции. В данной роли могут выступать и лица коренных российских национальностей, как, например, русские в Татарстане, Башкирии, Якутии и в Чечне, либо, в свою очередь, чеченцы, татары, башкиры и якуты в Омской или Новосибирской областях.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 40
Этнографические группы территориально не отделены от основного этнического массива, но в силу исторических причин также имеют особенности диалектов, обычаев, бытовых черт, группового самосознания. У русских это кубанские, донские и терские (гребенские) казаки, поморы, камчадалы, кержаки и т. д. В составе мордовского народа выделяются эрзя и мокша. В среде украинцев - восточные (Новороссия) и западные украинцы. Этнографические группы создаются на основе специфики рода занятий (у поморов - мореплавание и морской промысел, а у казачества - несение государственной службы); религиозных особенностей (восточные украинцы - православные, а западные - униаты); воссоединения общности, ранее существовавшей как национальная группа, с основным этническим массивом в силу распространения ареала его проживания на новые земли (камчадалы) и по другим причинам.
Этническая группа некоторыми авторами отождествляется с этнографической группой, но правильнее было бы обозначать данным термином проживающие в России и других странах наиболее малочисленные народности, в частности, алеутов и других, составляющих менее тысячи человек.
Для обозначения любых этнических общностей, независимо от их особенностей, этнографы и политологи широко используют термин «народы» в его этническом значении. Он применяется в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 68, ст. 69) и федеральных законах, в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.
В. советской политической и нормотворческой практике для этой же цели применяли термин «национальность». В связи с этим кантональные палаты ЦИК СССР, Верховного Совета СССР и Верховного Совета Российской Федерации не вполне корректно называлась Советами Национальностей. В публицистике и разговорной речи подобное использование сохраняется до сих пор. Однако в юридическом смысле данным понятием правильнее обозначать принадлежность человека к той или иной нации, народности, национальной, этнической или этнографической группе в соответствии с его персональным этническим самосознанием. Свобода выбора каждым национальной принадлежности провозглашена в ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации.
При юридической классификации этнических общностей или классификации по правовому положению выявляется их статус как субъектов права, участников правовых отношений. В подобной связи в конституционном и международном праве, прежде всего, выделяют «национальное (этническое) большинство» и «национальное (этническое) меньшинство», определяемые как по количественному, так и по статусному (психологическому) признакам.
В самом общем смысле слова, требующем уточнения, количественное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, численность которой в составе населения многонационального государства уступает численности других его этнических общностей или, напротив, преобладает над ней.
Статусное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, которая, независимо от численности в составе населения многонационального государства, ущемляется в правах или, напротив, пользуется политико-правовыми преимуществами в сравнении с другими этническими общностями.
Защите прав национальных меньшинств посвящены многие международные правовые акты, законы и подзаконные акты Российской Федерации и иностранных государств. Среди международноправовых актов это, прежде всего, Декларация ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 18 декабря 1992 года, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, Доклад совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств в Женеве 19 июля 1991 года, Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года, Соглашение Содружества Независимых государств от 9 октября 1992 года по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, Конвенция Содружества Независимых государств от 21 октября 1994 года «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам» и другие документы.
Конституция Российской Федерации упоминает о национальных меньшинствах в п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 и относит, соответственно, к федеральному ведению регулирование и защит)', а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - защиту прав этих групп.
На отраслевом федеральном законодательном уровне о национальных меньшинствах впервые упомянули лишь в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», а на подзаконном уровне - годом раньше в Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года, но содержание понятия «национальное меньшинство» в них не раскрывалось.
Специального федерального закона о правах национальных меньшинств в Российской Федерации не существует, хотя идея его принятия возникала и прорабатывалась неоднократно.
Нормы о защите субъектами федерации прав национальных меньшинств содержатся в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. Большинство субъектов включают данные полномочия в статьи о предметах совместного с Российской Федерацией ведения, практически дословно воспроизводя содержание п. «б» ст. 72 Конституции России.
Национальные большинства и национальные меньшинства могут иметь как титульный, так и не титульный характер. Титульными в специальной научной литературе и международно-правовой практике называют этнические общности, чьи наименования дают названия национальногосударственным образованиям, на территории которых эти общности проживают. Все другие этнические общности на территории национально-государственных образований считаются не титульными.
Мировой опыт показывает, что в роли титульных, как правило, выступают коренные этнические общности. В Российской Федерации в целом - это русские, в Республике Татарстан - татары; в Республике Чувашия - чуваши, в Республике Бурятия - буряты, и т. д. Однако бывают исключения. Некоренные для России немцы осенью 1918 года провозгласили в РСФСР Трудовую коммуну немцев Поволжья, преобразованную впоследствии в автономную республику.
Термином «коренные этносы (коренное население)» в международном праве весьма часто обозначают народы, сложившиеся на данной территории или проживающие на ней на протяжении нескольких поколений и в течение длительного времени (не менее 400лет). Это, в частности, русские, татары, башкиры, буряты, марийцы, мордва, хакасы, эвенки, якуты в Российской Федерации; немцы в Германии, болгары в Болгарии, финны в Финляндии.
Отечественное законодательство не проводит различий между понятиями «коренныемалочисленные народы» и «малочисленные этнические общности» {статьи 69 и п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), но и не отождествляет их с национальными меньшинствами. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» признаками этих народов являются проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; численность менее 50 тысяч человек и осознание себя самостоятельными этническими общностями.
Механизм связи коренных малочисленных общностей с органами публичной власти и другими элементами политической системы урегулирован Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. № 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».
Законодательство о коренных малочисленных народах включает не только законы, но и подзаконные акты федерального уровня, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Важнейшим среди федеральных подзаконных актов являются постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». Согласно этому документу в настоящее время коренными малочисленными народами Российской Федерации признано 47 этнических общностей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р была утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Единого подхода к регулированию прав коренных малочисленных народов субъектами Российской Федерации не существует. Однако почти все субъекты Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, в различной форме провозглашают признание и обеспечение прав этих этнических общностей.
Учитывая сказанное, национальный суверенитет можно охарактеризовать, прежде всего, как суверенитет этнических общностей - наций, народностей, племен, национальных, этнических, этнографических групп. Он тесно связан с государственным и народным суверенитетами, но, в отличие от государственного суверенитета, не является неотъемлемым системообразующим признаком своих носителей. То есть этнические общности могут существовать и в не суверенном состоянии.
Как юридическая форма, национальный суверенитет имеет качественную природу. Ее количественным выражением служат коллективные права этнических общностей, реализуемые в политической, экономико-хозяйственной, культурной, социальной и экологической сферах. А. Н. Кокотов и М. Б. Напсо к числу этих прав относят:
а) право на физическое существование, т. е. на бытие, на осуществление деятельности по самосохранению и самовоспроизводству себя как коллективного биосоциального организма;
б) право на имя (этноним), на его самостоятельное определение с учетом культурно-исторических традиций, независимо от других субъектов, включая государство;
в) право на исторически сложившуюся территорию проживания (вмещающий ландшафт), на использование ее естественных ресурсов в интересах этнического развития, на сохранение среды обитания;
г) право этнических общностей на территориальное воссоединение и территориальную реабилитацию; на национально-государственное строительство по месту традиционного расселения согласно законодательству страны проживания;
д) право на национальное своеобразие и этнокультурную самобытность, включая право на использование традиционных способов природопользования, ведения хозяйства, потребления, социального обеспечения; право на создание и использование
Этническая группа некоторыми авторами отождествляется с этнографической группой, но правильнее было бы обозначать данным термином проживающие в России и других странах наиболее малочисленные народности, в частности, алеутов и других, составляющих менее тысячи человек.
Для обозначения любых этнических общностей, независимо от их особенностей, этнографы и политологи широко используют термин «народы» в его этническом значении. Он применяется в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 68, ст. 69) и федеральных законах, в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.
В. советской политической и нормотворческой практике для этой же цели применяли термин «национальность». В связи с этим кантональные палаты ЦИК СССР, Верховного Совета СССР и Верховного Совета Российской Федерации не вполне корректно называлась Советами Национальностей. В публицистике и разговорной речи подобное использование сохраняется до сих пор. Однако в юридическом смысле данным понятием правильнее обозначать принадлежность человека к той или иной нации, народности, национальной, этнической или этнографической группе в соответствии с его персональным этническим самосознанием. Свобода выбора каждым национальной принадлежности провозглашена в ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации.
При юридической классификации этнических общностей или классификации по правовому положению выявляется их статус как субъектов права, участников правовых отношений. В подобной связи в конституционном и международном праве, прежде всего, выделяют «национальное (этническое) большинство» и «национальное (этническое) меньшинство», определяемые как по количественному, так и по статусному (психологическому) признакам.
В самом общем смысле слова, требующем уточнения, количественное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, численность которой в составе населения многонационального государства уступает численности других его этнических общностей или, напротив, преобладает над ней.
Статусное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, которая, независимо от численности в составе населения многонационального государства, ущемляется в правах или, напротив, пользуется политико-правовыми преимуществами в сравнении с другими этническими общностями.
Защите прав национальных меньшинств посвящены многие международные правовые акты, законы и подзаконные акты Российской Федерации и иностранных государств. Среди международноправовых актов это, прежде всего, Декларация ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 18 декабря 1992 года, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, Доклад совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств в Женеве 19 июля 1991 года, Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года, Соглашение Содружества Независимых государств от 9 октября 1992 года по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, Конвенция Содружества Независимых государств от 21 октября 1994 года «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам» и другие документы.
Конституция Российской Федерации упоминает о национальных меньшинствах в п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 и относит, соответственно, к федеральному ведению регулирование и защит)', а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - защиту прав этих групп.
На отраслевом федеральном законодательном уровне о национальных меньшинствах впервые упомянули лишь в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», а на подзаконном уровне - годом раньше в Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года, но содержание понятия «национальное меньшинство» в них не раскрывалось.
Специального федерального закона о правах национальных меньшинств в Российской Федерации не существует, хотя идея его принятия возникала и прорабатывалась неоднократно.
Нормы о защите субъектами федерации прав национальных меньшинств содержатся в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Российской Федерации. Большинство субъектов включают данные полномочия в статьи о предметах совместного с Российской Федерацией ведения, практически дословно воспроизводя содержание п. «б» ст. 72 Конституции России.
Национальные большинства и национальные меньшинства могут иметь как титульный, так и не титульный характер. Титульными в специальной научной литературе и международно-правовой практике называют этнические общности, чьи наименования дают названия национальногосударственным образованиям, на территории которых эти общности проживают. Все другие этнические общности на территории национально-государственных образований считаются не титульными.
Мировой опыт показывает, что в роли титульных, как правило, выступают коренные этнические общности. В Российской Федерации в целом - это русские, в Республике Татарстан - татары; в Республике Чувашия - чуваши, в Республике Бурятия - буряты, и т. д. Однако бывают исключения. Некоренные для России немцы осенью 1918 года провозгласили в РСФСР Трудовую коммуну немцев Поволжья, преобразованную впоследствии в автономную республику.
Термином «коренные этносы (коренное население)» в международном праве весьма часто обозначают народы, сложившиеся на данной территории или проживающие на ней на протяжении нескольких поколений и в течение длительного времени (не менее 400лет). Это, в частности, русские, татары, башкиры, буряты, марийцы, мордва, хакасы, эвенки, якуты в Российской Федерации; немцы в Германии, болгары в Болгарии, финны в Финляндии.
Отечественное законодательство не проводит различий между понятиями «коренныемалочисленные народы» и «малочисленные этнические общности» {статьи 69 и п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), но и не отождествляет их с национальными меньшинствами. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» признаками этих народов являются проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; численность менее 50 тысяч человек и осознание себя самостоятельными этническими общностями.
Механизм связи коренных малочисленных общностей с органами публичной власти и другими элементами политической системы урегулирован Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. № 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».
Законодательство о коренных малочисленных народах включает не только законы, но и подзаконные акты федерального уровня, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Важнейшим среди федеральных подзаконных актов являются постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». Согласно этому документу в настоящее время коренными малочисленными народами Российской Федерации признано 47 этнических общностей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р была утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Единого подхода к регулированию прав коренных малочисленных народов субъектами Российской Федерации не существует. Однако почти все субъекты Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, в различной форме провозглашают признание и обеспечение прав этих этнических общностей.
Учитывая сказанное, национальный суверенитет можно охарактеризовать, прежде всего, как суверенитет этнических общностей - наций, народностей, племен, национальных, этнических, этнографических групп. Он тесно связан с государственным и народным суверенитетами, но, в отличие от государственного суверенитета, не является неотъемлемым системообразующим признаком своих носителей. То есть этнические общности могут существовать и в не суверенном состоянии.
Как юридическая форма, национальный суверенитет имеет качественную природу. Ее количественным выражением служат коллективные права этнических общностей, реализуемые в политической, экономико-хозяйственной, культурной, социальной и экологической сферах. А. Н. Кокотов и М. Б. Напсо к числу этих прав относят:
а) право на физическое существование, т. е. на бытие, на осуществление деятельности по самосохранению и самовоспроизводству себя как коллективного биосоциального организма;
б) право на имя (этноним), на его самостоятельное определение с учетом культурно-исторических традиций, независимо от других субъектов, включая государство;
в) право на исторически сложившуюся территорию проживания (вмещающий ландшафт), на использование ее естественных ресурсов в интересах этнического развития, на сохранение среды обитания;
г) право этнических общностей на территориальное воссоединение и территориальную реабилитацию; на национально-государственное строительство по месту традиционного расселения согласно законодательству страны проживания;
д) право на национальное своеобразие и этнокультурную самобытность, включая право на использование традиционных способов природопользования, ведения хозяйства, потребления, социального обеспечения; право на создание и использование
родного языка, письменности, музыки, изобразительного искусства, одежды, а также их право на модернизацию своих культур и культурные заимствования;
е) право на самоопределение, т. е. право на развитие и свободное распоряжение собственной судьбой;
ж) право на достойное существование, на уважительное отношение к себе, на защиту национального достоинства; право на свободную и полную информацию по вопросам, касающимся национального развития;
з) право на противодействие любым внешним и внутренним посягательствам на свое существование, попыткам узурпации собственного этнонима, культурных ценностей и волеизъявления
и) право на международную защиту от каких-либо внешних агрессивных посягательств и на государственную и международную помощь в деле преодоления внутренних противоречий, конфликтов, а также другие права.
Недостаточно сводить национальный суверенитет к праву этнической общности на самоопределение, хотя в его содержании оно занимает центральное место. За более чем стапятидесятилетний период нахождения в политико-юридическом обороте эта мера поведения интерпретировалась как право на этноним и этническую самоидентификацию; право наций на национально-культурную автономию; право их на политическое самоопределение и образование самостоятельного, отдельно существующего, государства или на выбор того государства, в составе которого этнические общности захотят быть.
Россия стала первым государством, в нормативно-правовом порядке провозгласившим право этнических общностей на самоопределение, сделав это уже 25 октября (7 ноября) 1917 г. в «Обращении II Всероссийского съезда к рабочим, солдатам и крестьянам о победе революции и ее ближайших задачах». В Декрете Совета Народных Комиссаров от 15 (2) ноября 1917 г. «Декларация прав народов России» 1917 г. утверждалось: «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Использование термина «народы» вместо «нации» свидетельствовало об официальном расширении круга субъектов данного права.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ч. 3 ст. 5) также включила самоопределение народов в число внутриполитических принципов, раскрывающих содержание конституционного принципа российского федерализма.
Международно-правовое регулирование «отстало» от опыта нашего государства на несколько десятков лет. Впервые право этнических общностей на самоопределение как один из принципов дружественных отношений между ними было признано мировым сообществом в Уставе ООН. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», утвержденная резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г., провозгласила, что все народы, обладая правом на самоопределение, «свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
С учетом сказанного, право этнической общности на самоопределение в субъективном смысле можно представить как юридически гарантированную международными и государственно (конституционно)-правовыми нормами меру ее возможного поведения, заключающуюся в самостоятельном, на основе уважения прав других этнических общностей и иных субъектов права, определении собственного развития в политической, экономической, социальной и культурно-языковой и прочих сферах.
В объективном (позитивно-правовом) значении право этнических общностей есть комплексный правовой институт, нормы которого провозглашают и гарантируют этническим общностям юридическую возможность реализации субъективного права на самоопределение.
Национальный суверенитет есть внешняя политико-юридическая предпосылка реализации права этнической общности на самоопределение. Он складывается из формально-юридического и фактического компонентов. Первый состоит в нормативно-правовом закреплении или провозглашении государством права этнической общности на самоопределение и других прав, обусловленных ее коллективными потребностями и внутренне присущей объективной необходимостью в саморазвитии. Это именно закрепление, а не сами декларированные права, принадлежащие коллективным этническим субъектам. Второе представляет встречное позитивное волеизъявление государства в лице его органов относительно реализации этого права, то есть фактическое согласие, отсутствие умышленно формируемых организационно-административных препятствий на пути его осуществления. Только сочетание двух названных компонентов создает национальный суверенитет как юридическую форму, содержанием которой выступает самостоятельность, то есть верховенство, независимость и единство волеизъявления этнических общностей в определении своей судьбы. С возникновением национального суверенитета их
право на самоопределение не исчезает, а, напротив, воплощается в реальных мерах поведения.
Необходимость учета суверенных прав других этнических общностей, прав созданных ими объединений, включая государства и нерушимость их границ, а также прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не является ограничением национального суверенитета. Диалектически свобода есть осознанная необходимость, и поэтому с точки зрения права осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это правило провозглашено не только в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, конституциях других государств, но и является общепризнанной нормой взаимоотношения людей и их сообществ на международном уровне.
Учитывая сказанное, национальный суверенитет можно представить как юридически гарантированную международными и государственно (конституционно)-правовыми нормами свободу самостоятельного, на основе уважения прав других этнических общностей и иных субъектов права, определения путей и форм собственного развития в политической, экономической, социальной и культурно-языковой и прочих сферах.
Иными словами, это реальная, без неправомерных ограничений, возможность этнической общности свободно осуществить свое юридически закрепленное право на самоопределение и других прав, обусловленных ее коллективными потребностями и внутренне присущей объективной необходимостью в саморазвитии.
Национальная государственность представляет собой организацию публичной власти в районах компактного проживания этнических общностей.
Ее содержанием является комплекс мероприятий, направленных на ускоренное развитие титульной общности, выражающихся в развитии промышленности, сельского хозяйства, иных секторов экономики, включая традиционные промыслы и способы ведения хозяйства, развитие национального языка, литературы, искусства и других отраслей культуры, социальной сферы, воспитании национальных кадров, коренизации государственного аппарата и т. д.
Форма национальной государственности