ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридически ни одна из современных зарубежных федераций право своих субъектов на сецессию не провозглашает. Правда, Конституция Бирманского Союза (Бирмы, в настоящее время - Республики Союза Мьянмы) 1947 года предусматривала такую возможность для двух штатов. Однако ее осуществление разрешалось по истечении не менее десяти лет их пребывания в федерации, при условии, если «Конституцией или каким-либо актом Парламента ... в прямо выраженной форме не предусмотрено иное».
Единственной провинцией унитарного государства, имеющей законодательно закрепленное право сецессии, является Кара-Калпакская республика (Республика Каракалпакстан) в Узбекистане, которая вправе его реализовать на основании всеобщего референдума каракалпакского народа.
Примером создания национально-территориального субъекта федерации служат не только субъекты распавшихся Социалистической Федеративной Республики Югославии и Чехо-Словакии, но и этно- территориальные субъекты Индии, Канады, учет национально-территориального фактора в федерациях Эфиопии и Швейцарии, федерализация по национально-территориальному признаку Бельгии. Основоположники теории федерализма в особых случаях не исключали создания таких федераций. Самое главное, как говорил А. В. Дайси, в том, что жители «местностей, которые предполагается соединить.., должны желать единения». А. То кв иль особо обращал внимание на то, чтобы все объединяющиеся народы имели некоторые общие интересы и однородную цивилизацию.
Во многих зарубежных государствах созданы национально-территориальные автономии. Автономные образования с политическим (законодательным) статусом имеются в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Финляндии, Франции и других странах.
В Великобритании таким статусом обладают Шотландия и Северная Ирландия. В составе унитарной Дании - Гренландия и обладающие собственной денежной единицей Фарерские острова.
В Испании из 17 «автономных сообществ» политическими («широкими») территориальными автономиями на этнической основе, являются Галисия, Каталония и Страна Басков, организованные по месту компактного проживания галисийцев, каталонцев и басков.
В Италии подобным образом созданы две из двадцати областей: с немецким населением -
Трентино-Альдо Адидже, и со славянским - Фриули-Венеция Джулия.
В Финляндии статус политической автономии имеют населенные преимущественно шведами Аландские острова. Во Франции - Корсика и заморская территория Французская Полинезия.
Политическая автономия есть в бывших республиках СССР. Например, наряду с уже упомянутой Республикой Каракалпакия в Узбекистане, существует Республика Нахичевань в Азербайджане.
В отличие от политической, административная национально-территориальная автономия распространена значительно меньше. В Молдавии созданы два округа для компактно проживающих гагаузов, на Атлантическом побережье Никарагуа - два округа, населенных англоязычными племенами индейцев.
Подобные автономии могут создаваться и в субъектах федеративных государств, как, например, в индийском штате Ассам.
Однако наибольшее количество национально-административных автономий (более ста) существует в Китайской Народной Республике. Это пять автономных районов: автономный район Внутренняя Монголия, Гуанси-Чьжуанский, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы, представляющие собой высшее звено китайской автономии. Среднее звено представлено тридцатью автономными округами и нижнее - ста двадцатью автономными уездами.
Таким образом из официально признанных 55 этнических меньшинств (тибетцы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры и другие) 44 имеют автономные образования. Их общая площадь составляет примерно 64% всей территории страны.
Помимо территориальных автономий в Китае существуют и так называемые национальные волости, не являющиеся разновидностью автономии. Это районы компактного расселения сравнительно мелких этнических групп, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.
В негосударственном секторе политической системы достаточно широко представлены национальные политические партии. Это, например, Шведская народная партия в Финляндии, Национальный Альянс и Лига Севера в Италии, Австрийская партия свободы, Национальный Фронт во Франции, Баскская националистическая партия в Испании, Шотландская национальная партия в Великобритании. В Черногории действуют Сербская радикальная партия, Хорватская гражданская инициатива и Демократический союз албанцев. В Латвии интересы русских защищают две небольшие парламентские партии - За Права Человека и Центр Согласия.
По организационным особенностям и статусу к национально-культурной автономии в России близка распространенная в зарубежных странах так называемая
персональная автономия. Ее субъектом могут стать национальные меньшинства, даже разрозненные в территориальном отношении, как, например, в Австрии и Венгрии. Они создают свои этнические общественные объединения, помогающие меньшинствам сохранять этническую самобытность, культуру, религию. В рамках учреждений персональной автономии общности изучают свою историю, традиции, а также язык, используя его в частной и публичной жизни. В некоторых государствах, как и в России, персональная автономия включает представление интересов этнических общностей в органах публичной власти и даже участие в их работе с правом совещательного голоса.
В отличие от персональной автономии корпоративная автономия предполагает резервирование для создавших ее разрозненно проживающих этнических общностей определенного количества мест в органах публичной власти. Работающие в местах расселения таких общностей государственные и муниципальные служащие других национальностей обязаны знать бытовые особенности и язык местного населения. По языку для них может быть предусмотрен даже специальный экзамен. На языке местных сообществ ведется обучение в школе,, и даже судопроизводство, как, например, для так называемых зарегистрированных каст и племен в Индии.
В порядке корпоративной автономии этнические и национальные группы вправе создавать свои органы, которые не только руководят их внутренней жизнью, но и представляют интересы этих общностей на общегосударственном уровне. В Финляндии существует состоящая из 75 членов Шведская народная ассамблея и Саамский парламент в составе 25 человек. Саамские парламенты организованы также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств созданы и при правительстве Австрии.
Попытки создать корпоративную федерацию, статус субъектов которой присваивается общественным объединениям этнических общностей, в большинстве зарубежных государств успеха не имели.
Глава IX.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
§ 1. Понятие и сущность гражданского общества
В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений гражданского общества. Однако представители различных отраслей науки и прежде всего юриспруденции, экономической теории, политологии, социальной и политической истории, философии и социологи сходятся в одном - гражданское общество является более высокой ступенью развития человеческой общности, отношений между людьми. Отсюда с логической последовательностью делается вывод, что его интерпретацию следует проводить через родовое понятие «общество», последовательно раскрывая сущность видового понятия, более низшего порядка.
Общество можно определить как исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его цивилизационного развития.
Важнейшей предпосылкой возникновения гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными правами и юридическими обязанностями со всеми другими гражданами. Общество никогда не станет гражданским, если в нем представлены рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, партийная номенклатура и прикрепленные к заводам рабочие, беспаспортные колхозники.
При тоталитарном режиме общество становится полностью огосударствленным. Властнопринудительное регулирование и управление государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества, вплоть до семейной. Формула власти, господства над обществом, доведенная до своего логического завершения, превращает свободных граждан в широкие народные массы, настоящих крепостных государства, одинаково бессильных перед лицом власти, а потому равных. В этих условиях сама идея гражданского общества теряет всякий смысл.
Однако было бы опасным заблуждением считать, что в демократическом государстве общество не должно подвергаться его властному регулированию и управлению. Но производственные, социальные и духовно-культурные отношения общества должны упорядочиваться главным образом косвенными методами, исключающими непосредственное воздействие государства на волю их участников.
Опыт демократических стран свидетельствует, что в их национальных конституциях и законах формулируются нормы - принципы, предусматривается разработка целевых программ, определяется налоговая и бюджетная политика в отношении юридических и физических лиц, закрепляется механизм мотивации активной деятельности граждан и выбора оптимальных вариантов их поведения, разрешения противоречий и споров. С помощью таких методов формируется благоприятная среда, создаются оптимальные условия для развития производственных, социальных и духовно-культурных отношений, для самоопределения свободных индивидов и их объединений. Эти отношения ограждаются нормами конституций и законов от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Вместе с тем следует отметить, что и в демократическом государстве все политические отношения, связанные с осуществлением публичной власти, подвергаются упорядочению методами прямого воздействия на волю их участников с целью стабилизации или перевода в более благоприятное состояние. Но в то же время сама власть должна осуществляться в рамках конституции и закона, что гарантирует определенную меру свободы личности, ее права и интересы.
Сказанное позволяет сделать вывод, что гражданское общество представляет собой исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его
цивилизационного развития, которые подвергаются властному регулированию и управлению со стороны государства методами как косвенного, так и прямого воздействия на основе и в рамках конституции и закона.
Субъектами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) частные предприятия и хозяйственные организации; 4) экономические ассоциации и объединения; 5) профсоюзы; 6) местное сообщество; 7) социальные группы и слои населения, средний класс; 8) религиозные организации; 9) общественные объединения; 10) политические партии; 11) политические и общественные движения; 12) независимые СМИ.
Характерная особенность субъектов гражданского общества заключается в том, что они вступают в различные отношения как свободные и формально равные участники» реализующие и защищающие свои частные интересы. Только частные интересы являются той силой, которая объединяет их в гражданское общество с его многочисленными отношениями, структурами и связями «Интерес, - совершенно правильно подметил К. Маркс, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая, а гражданская жизнь. Не государство, стало быть, сцепляет между собой атомы гражданского общества... Только политическое суеверие способно еще изображать в наше время, что государство должно скреплять гражданскую жизнь, между тем как в действительности, наоборот, гражданская жизнь скрепляет государство».
В системе правового регулирования отношений в различных отраслях и сферах гражданского общества преобладают нормы частного права, обеспечивающие охрану интересов свободных и равноправных собственников, защиту их личной инициативы и предпринимательской деятельности. Тем не менее частное право не вытесняет за пределы гражданского общества публичное право. Если столетие назад нормы публичного права регулировали преимущественно отношения по осуществлению государственной власти, то теперь они помимо прочего закрепляют каркас гражданского общества, выражают общие интересы людей как разного рода объединений и сообществ. Они обеспечивают устойчивость гражданского общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической и социальной сфер, что служит важнейшим условием реализации норм частного права, оптимального сочетания интересов личности с интересами общества и государства.